Светлана Лафицкова
Дополнительная общеразвивающая программа по детскому конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию Муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Гимназия» (Дошкольное отделение) «Фантазеры» разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по детскому конструированию» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155 г. (ред. от 08.11.2022 г.);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
4. Приказ Минпросвещения РФ от 25 ноября 2022 г. №1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
5. Образовательная программа дошкольного образования МБОО «Гимназия» (Дошкольное отделение) городского округа Фрязино Московской области;
6. Устав МБОО «Гимназия» утвержден приказом Управления образования Администрации г. Фрязино
Детское конструирование — это целенаправленный процесс создания различных фигурок, изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое. В конструировании естественным образом интегрируются основные линии развития ребенка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Рассмотрим, каким образом в старшем дошкольном возрасте происходит становление конструирования как подлинно развивающей и развивающейся деятельности.
В процессе конструирования ребенок способен «открыть» и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооружения (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль, гончарный круг, подзорная труба и др., какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем. Восприятие, познание и осмысление каждым ребенком гармоничной целостности мира осуществляется в процессе активной деятельности посредством знаков, образов, символов, сформированных в культуре и предназначенных для трансляции общечеловеческого опыта.
2. Актуальность.
Программа «Фантазеры» разработана в ответ на вызовы нового времени, изменяющие отношение взрослых к миру детства. В этом изменяющемся отношении отражены новые цели и смыслы образования, которые связаны с образом будущего.
Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т. е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из конструктора Фанкластик позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
Креативное мышление предполагает синхронизацию активности двух полушарий мозга, гармонизацию отношений человека с окружающим миром и самим собой — своим «Я» и сокровенным миром личности. Творческое мышление успешно развивается в условиях интеграции интеллектуальной и художественной деятельности. Наибольший эффект интеллектуально-творческой интеграции наблюдается на первом уровне образования, если создается мотивирующая образовательная среда и разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка.
Новизна - наиболее значимым и безусловно новым в предложенном содержании является принцип трансформации — изменение каждой постройки на основе выявления ее конструктивных и функциональных особенностей (например, такие темы образовательных ситуаций «Как узкая дорожка стала широкой», «Как деревенская дорогая стала городской», «Как прямая дорога превратилась в лабиринт» и др.).
Данная программа составлена на основе методических рекомендаций И. А. Лыковой «Фанкластик: весь мир в твоих руках». Основная линия развития ребенка в конструктивной деятельности культуры—его творческое самоопределение в историческом пространстве и времени культуры. Специфика конструирования обусловлена тем, что ребенок осваивает общекультурные способы создания конкретных предметов или композиций, учится выражать свои мысли (замыслы, идеи, планы, проекты, оценки) в вещной форме и свободно переносит их в разные содержательные контексты, наделяя культурными и личностными смыслами. Он приобретает опыт освоения, трансляции и развития культуры на доступном уровне
3. Цель и задачи программы:
Цель: способствовать интеллектуально- творческому развитию детей дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности с применением оригинального конструктора «Фанкластик».
Задачи:
1). Обогащение представлений детей об архитектуре (городской и сельской, реальной и сказочной, знакомство со строительством и конструированием как искусством создания различных построек для жизни, работы и отдыха человека.
2). Расширение опыта создания конструкций из строительных деталей, бумаги, картона, ткани, фольги, природного и бытового материала, мягких модулей.
3). Ознакомление с базовыми строительными деталями: узнавание, различение, сравнение, обследование, использование по назначению, адекватные замены.
4). Формирование обобщенных представления о постройках, умения анализировать: выделять части и детали конструкции, определять их пространственное расположение; использовать детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, способ размещения в пространстве).
5). Поддержка интереса к созданию конструктивных вариантов одного и того же объекта (домики, ворота, мосты); осмысленному и самостоятельному преобразованию их в высоту, длину и ширину с учетом конструктивной или игровой задачи.
6). развивать мышление: овладение обобщенными способами конструирования – комбинаторика, «опредмечивание», убирание лишнего и самостоятельно их использовать;
7). развивать поисковую деятельность (поиск способов, вариантов структурных комбинаций, отдельных конструкторских решений, творчества, интеллектуальной инициативы;
8). формировать умение конструировать по схеме, предложенной взрослым, и строить схему будущей конструкции;
9). формировать способность к построению собственных замыслов;
10). развивать художественный вкус : подбор материалов по цвету, фактуре, форме, создание оригинальных, выразительных конструкций
11). Развитие художественного восприятия, наглядно-образного мышления, воссоздающего и творческого воображения.
12). Поддержка активности, инициативы, самостоятельности с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребенка как творческой личности.
4. Принципы реализации программы
Программа предусматривает реализацию принципа непрерывности образования на всех его уровнях, обеспечивает преемственность целей, задач, содержания, методов, организационных форм дошкольного образования. Основной путь развития детей средствами конструктивной деятельности следующий:
создание оптимальных условий для накопления и постепенного обобщения полученного опыта;
перевод внешней (практической) деятельности во внутренний план (мышление, воображение, решение интеллектуальных задач, связанных с изменением ракурса, сменой точки зрения, прогнозированием результата (мысленное экспериментирование с формой и конструкцией);
инициативный перенос освоенных способов в разные ситуации;
применение освоенных способов в играх и упражнениях с
условными заместителями (геометрическое плоскостное и
компьютерное конструирование);
свободное использование способов конструирования в
самостоятельной деятельности, в том числе в культурных практиках и разных видах художественно-творческой деятельности (игровой, изобразительной, театрализованной и др.);
принцип обратной связи. Воспитатель может контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих;
принцип системности и последовательности предполагает формирование у ребенка умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира;
принцип беглости мышления как способности генерировать множество решений творческой задачи, осуществляемый с помощью метода «мозговой штурм»;
принцип благоприятности среды как создания социально - психологического климата, характеризующего психологической безопасностью и безусловным принятием ценностей каждого;
принцип безоценочности как признания права каждого ребенка делать ошибки.
уважение личности каждого ребенка с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей.
Ребенок шестого года жизни с удовольствием конструирует различные игрушки, изделия и постройки. При этом учитывает, как конструктивные свойства деталей, так и назначение самой постройки; создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной задачи. С интересом обыгрывает рукотворные конструкции и охотно включается в совместную деятельность.
Конструирование становится целенаправленной деятельностью, связанной с определением замысла и получением конкретного продукта —игровой постройки, фигурки, самодельной игрушки, подарка любимым людям.
5. Организационно – методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 1 год (всего в год 36 занятий). Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность занятий 20 – 25 минут.
Общее количество образовательных ситуаций в год Количество организованных образовательных ситуаций в неделю
Длительность образовательной ситуации Форма организации образовательного
процесса
35 1 25 минут 1 группа (24 ребенка)
Программой предусмотрено проведение:
• диагностических занятий – 2
• практических занятий – 33
Педагогический анализ знаний и умений проводится два раза в год.
Продолжительность диагностического периода:
Стартовый уровень: 15.09.2024 – 30.09 2024.
Базовый уровень: 15.05.2025 – 30.05.2025.
Методы, используемые на занятиях:
беседа, рассказ, сказка; рассматривание иллюстраций; рассматривание презентаций, схем; показ образца выполнения последовательности работы, интеграция образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
6. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Продолжительность образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут. Занятия проводятся во второй половине дня, каждую пятницу в 16.30
7. Проектный и учебно – исследовательский компонент программы.
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:
Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта;
Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях.
Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
Данная практика поможет детям успешно овладеть не только общими знаниями и навыками, но и осваивать более сложный уровень интеллектуально-творческой деятельности, что способствует самостоятельному конструированию.
Формы подведения итогов реализации программы.
Составление альбома из фотографий лучших работ.
Проведение выставок детских работ.
Оценка результативности программы.
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством конструирования с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
8. Ожидаемые результаты.
— самостоятельно, осмысленно, увлеченно конструирует и свободно
обыгрывает различные постройки (дорога, тоннель, гараж, мост, башня,
пирамида, домик деревенский, дом городской, мебель, транспорт для
путешествий и др., анализирует конструкции, устанавливает связь между
постройками и реальными сооружениями или бытовыми предметами;
— уверенно владеет базовыми способами конструирования:
размещает детали в пространстве таким образом, чтобы при их соединении
получалась задуманная конструкция (линейная, замкнутая, вертикальная,
горизонтальная, наклонная, свободно сочетает способы конструирования из
разных деталей;
— различает детали, правильно их называет, самостоятельно выбирает
для постройки, уверенно использует их по назначению (горка высокая и
низкая, кроватки для трех медведей);
— самостоятельно устанавливает зависимость формы, величины,
красоты и устойчивости конструкции от особенностей деталей (форма, цвет, количество, размещение в пространстве); может делать адекватные замены деталей.
— свободно экспериментирует с различными деталями и материалами
для конструирования; исследует их внешние свойства (форма, плотность,
пластичность, вязкость, цвет, блеск); выявляет способы своего воздействия
на материалы;
— увлеченно, самостоятельно, уверенно создает конструкции по
предложенной теме, творческой задаче, своему замыслу, показу и
пояснению педагога, несложному алгоритму (два-три действия);
приобретает опыт конструирования в парах (лабиринт с кладовочкой для
Крота, домики для Красной шапочки и ее бабушки, в тройках (кроватки для
трех медведей) и небольших группах по 4–5 детей (игровая площадка).
9. Тематический план на год (5 – 6лет)
№ п/п Тема занятия Количество занятий
1 Как мы строили и ремонтировали дорожки. 1
2 Как мы в месте с троили лабиринт с кладовкой 1
3 Вот какой у нас огород 1
4 Как мы соорудили забор возле огорода с грядками. 1
5 Как мы построили загородку для домашних животных 1
6 Как мы построили колодец! 1
7 Как мелкий колодец стал глубоким 1
8 Как мы построили домик для игрушек. 1
9 Вот какая у нас елочка! 1
10 Вот какие разные у нас елочки. 1
11 Как мы вместе сконструировали елочную гирлянду. 1
12 Вот какие у нас елочные игрушки! 1
13 Вот это стул, на нем сидят! 1
14 Приходите в гости к нам! 1
15 Как мы построили кроватки для трех медведей 1
16 Как кресло превратилось в диван. 1
17 Как опасная горка стала безопасной 1
18 Как короткий тоннель стал длинным. 1
19 Как и почему мы перестроили гараж 1
20 Самолет построим сами и помчимся над лесами! 1
21 Вот какой у нас букет 1
22 Красивый букет для мамочки 1
23 Солнышко в окошке. 1
24 Птички прилетели! 1
25 Строим мостики. 1
26 Как низкий мостик стал высоким 1
27 Как опасный мостик стал безопасным. 1
28 Как лодочка превратилась в кораблик. 1
29 Вот какие у нас клумбы 1
30 Как гусеница превратилась в бабочку. 1
31 Как загородка превратилась в зоосад. 1
32 Вот какие домики у нас в деревне! 1
33 Итоговое занятие 1
34 Итого: 33
35
10. Календарно – тематическое планирование (5 – 6 лет).
№ п/п Тема занятий Цели и задачи Методы и приемы Обеспечение
1 Как мы строили и ремонтировали дорожки. Показать варианты замены бруска на другие детали. Беседа Просмотр презентации Обсуждение Бруски, квадратики, палочки
2 Как мы в месте с троили лабиринт с кладовкой Как мы в месте с троили лабиринт с кладовкой «Фанкластик». Беседа. Показ
Объяснение просмотр
видеоролика Прямоугольные и квадратные детали.
3
Вот какой у нас огород Вызвать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Закрепить название овощей.
Показ Демонстрация Совместная деятельность 4 зеленых бруска, 4 защелки. 3-4 бруска, квадратика, палочек.
4 Как мы соорудили забор возле огорода с грядками. Закрепить навыки постройки грядок и высаживания овощей. Показ
Демонстрация
Совместная
деятельность Бруски, квадратики, по 5-6 шт.
5 Как мы построили загородку для домашних животных Формировать умения и навыки по возведению построек по теме «Загородки для домашних животных» из конструктора Фанкластик. Показ
Демонстрация
Совместная
деятельность Бруски 8шт, квадратики 4шт, палочки 4шт, защелки 4 шт.
6 Как мы построили колодец! Продолжать знакомить детей с конструированием замкнутых форм Показ Демонстрация Совместная деятельность Бруски 4-8 шт
7 Как мелкий колодец стал глубоким Расширять опыт создания замкнутых конструкций. Показ Демонстрация Совместная деятельность Разноцветные бруски 12шт
8 Как мы построили домик для игрушек. Способствовать развитию конструктивных умений. Показ Демонстрация Совместная деятельность Бруски 14шт, квадратики 4шт, защелки 4 шт.
9 Вот какая у нас елочка! Развивать активность детей в конструктивной и творческой деятельности. Показ Демонстрация Совместная деятельность Бруски 4шт, квадратики 4шт, палочки 8-10шт.
10 Вот какие разные у нас елочки. Вызвать у детей желание отражать свои впечатления об объектах окружающего мира в конструировании разнообразных елок. Показ
Демонстрация Совместная деятельность По 4шт: бруски, квадратики, палочки, малые бруски, малые квадратики.
11 Как мы вместе сконструировали елочную гирлянду. Дать представление о части и о целом, о преобразовании формы. Продолжать повторять признаки зимы. Показ Демонстрация Совместная деятельность Бруски 5 шт, квадратики 5 шт, защелки3 2 шт
12 Вот какие у нас елочные игрушки! Закреплять знания времен года, зимних месяцев, закреплять знание геометрических фигур, цветов. Показ Демонстрация Совместная деятельность Бруски 5 шт, квадратики 5 шт, защелки3 - 2 шт.
13 Вот это стул, на нем сидят! Содействовать развитию конструктивной деятельности детей, вызвать желание сконструировать мебель. Познакомить детей с видами мебели. Показ Демонстрация Совместная деятельность Бруски 4шт, квадратики 4шт, защелки3 - 4 шт
14 Приходите в гости к нам! Напомнить способ конструирования стула на четырех ножках и вызвать интерес к постройке стола. Показ Демонстрация Совместная деятельность Бруски 4шт, квадратики 4шт, защелки 4 шт
15 Как мы построили кроватки для трех медведей Научить детей использовать свойства строительного материала (пропорций, размеров, формы) для создания конструкций.
Беседа. Показ с
объяснением
Совместная деятельность Бруски 4шт, квадратики 12шт.
16
Как кресло превратилось в диван. Формировать умение осваивать узловые моменты разработки конструктивного замысла. Беседа
Показ.
Демонстрация
Бруски 2шт, квадратики 10шт
17 Как опасная горка стала безопасной Учить создавать постройку по представлению о ее строении и назначении. Показ.
Демонстрация
Совместная деятельность
Бруски 10шт, палочки 4 шт.
18 Как короткий тоннель стал длинным. Создать условия для экспериментирования со строительным материалом. Уточнить представление о назначении и строении тоннеля. Показ.
Демонстрация
Совместная деятельность Бруски 12шт, квадратики 6 шт.
19 Как и почему мы перестроили гараж Формировать у детей умения сооружать постройку (гараж) из деталей конструктора Фанкластик (бруски, квадратики, по-разному располагая их по отношению друг к другу Показ.
Демонстрация
Совместная деятельность Бруски 15шт, квадратики 5шт
20 Самолет построим сами и помчимся над лесами! Учить выполнять постройку последовательно с опорой на схему и по словесной инструкции. Показ.
Демонстрация
Совместная деятельность Бруски 7шт, квадратики 7шт.
21 Вот какой у нас букет. Научиться делать цветы из конструктора Фанкластик и составлять из них букеты. Воспитывать любовь к природе, желание ее сохранять. Напомнить детям признаки
Показ.
Демонстрация
Совместная деятельность Квадратик 1шт, палочка 1шт, малые бруски 4шт малые квадратики 10 шт, малые палочки 2 шт.
22 Красивый букет для мамочки Закреплять умение работать с конструктором Фанкластик. Воспитывать любовь к маме, желание дарить ей радость. Показ.
Демонстрация
Совместная деятельность
Квадратик 1шт, палочка 1шт, малые бруски 4шт малые квадратики 10 шт, малые палочки 2шт.
23 Солнышко в окошке.
Развивать умение следовать речевой инструкции при выполнении задания, умение самостоятельно выполнять последовательности. Показ Демонстрация Совместная деятельность
Бруски 8шт, квадратики 4шт, палочки 8шт, защелки3 - 8 шт.
24 Птички прилетели! Учить конструировать птиц из деталей Фанкластик по образцу. Показ Демонстрация Совместная деятельность Бруски 3шт, квадратики 6шт, палочка 1шт, малые бруски 4шт, малые квадратики 7 шт, малые палочки 2шт.
25 Строим мостики. Продолжать учить детей создавать постройку из деталей конструктора Фанкластик (брусков, квадратиков, анализировать объект. Показ Демонстрация Совместная деятельность Бруски 6шт, квадратики 4шт, малые бруски 2шт, малые квадратики 4 шт.
26 Как низкий мостик стал высоким
Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования.
Показ Демонстрация Совместная деятельность
Бруски 10 шт, квадратики 8 шт
27 Как опасный мостик стал безопасным. Учить преобразовывать постройку, достраивая перила. Упражнять в анализе постройки. Показ Демонстрация Совместная деятельность Бруски 6шт, квадратики 4шт, палочки 6шт, защелки 4шт.
28 Как лодочка превратилась в кораблик. Расширить опыт конструирования транспорта. Показ Демонстрация Совместная деятельность Бруски 6шт, квадратики 4шт, палочка 1шт
29 Вот какие у нас клумбы Вызвать интерес к конструированию клумбы на основе представления о её строении и назначении. Показ Демонстрация Совместная деятельность Бруски 6шт, квадратики 8шт.
30 Как гусеница превратилась в бабочку.
Закреплять умение детей создавать поделку (гусеницу и бабочку) из Фанкластик, дополняя образ необходимыми деталями конструктора. Показ Демонстрация Совместная деятельность. Бруски 2шт, квадратики 8шт, защелки 4 ШТ.
31 Как загородка превратилась в зоосад. Учить детей располагать бруски вертикально и горизонтально, замыкая пространство. Показ Демонстрация Совместная деятельность. Бруски 10шт, квадратики 12шт
32
Вот какие домики у нас в деревне! Вызвать интерес к конструированию деревенских и сказочных домиков (из конструктора Фанкластик).
Показ Демонстрация Совместная деятельность
Бруски 14шт, квадратики 4шт, палочки 2шт, малые бруски 4шт, малые квадратики 4шт
33 Итоговое занятие
Выявление полученных знаний и умений Соревнование Конструктор «Фанкластик»
Список литературы
1. И. А. Лыкова «Парциальная программа интеллектуально-творческого развития «Фанкластик: весь мир в руках твоих» (Познаем, конструируем, играем)». – Москва, 2019.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования/ Министерство Просвещения Российской Федерации. – Москва, ЦЕНТРМАГ, 2023. – 239 с.
3. 3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва, 2013.
4. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание. М. : Новая Москва, 1925. — 212 с.
5. Лыкова, И. А. Динамика развития детского конструирования // Научно- методический журнал «Управление ДОУ». — 2017. — № 4. — С. 70–81.
6. Лыкова, И. А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. — М. : ИД «Цветной мир, 2017. — 200 с. 2-е изд-е, перераб. и доп.
7. Лыкова, И. А. Современные подходы к проектированию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Монография. — М. : Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 104 с.
8. Миры детства: конструирование возможностей. Образовательная программа дошкольного образования / Т. Н. Доронова [и др. ]; науч. руководитель А. Г. Асмолов и Т. Н. Доронова. — М. : АСТ: Астрель, 2015.— 225 с.
9. Сафонова Дора. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка средствами художественной деятельности: Дис.. канд. пед. наук (13.00.01). — Москва, 2001. — 213 c.