Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности детского объединения «Светлячок-Эковичок»

Ольга Щепилова
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности детского объединения «Светлячок-Эковичок»
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ ДС №42 "СВЕТЛЯЧОК"

Дополнительная

общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

детского объединения «Светлячок-Эковичок»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся- 5-6 лет

Срок реализации программы- 1 год

Воспитатель.

Щепилова О. М.

г. о. Клин

1. Пояснительная записка.

Актуальность программы

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности детского объединения „Светлячок-Эковичок“» размещена в разделах

В современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека с окружающей средой. Решить ее можно только сформировав в обществе экологическую культуру, экологическое сознание.

Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.

Экологическое воспитание - прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, к людям. В этом возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме.

Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным природоохранным отношением. Только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Направленность (профиль) программы «Светлячок – Эковичок» : естественнонаучная.

Цель программы :

Формирование экологической культуры ребенка, способности понимать, любить и беречь окружающий мир.

Задачи программы :

1. Формировать знания детей об объектах живой и неживой природы.

2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные

связи между объектами природы.

3. Формировать необходимость охранять природу, любить и бережно распоряжаться ее богатствами.

4. Научить простейшим правилам поведения в природе.

Отличительные особенности программы :

Состоят в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности, предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, примеров из окружающей действительности, использование информационных компьютерных технологий.

Занятия строятся в соответствии с сезонными изменениями в природе, которые описаны в произведении В. Бианки «Синичкин календарь». Знакомит детей с ними сказочный герой Светлячок-Эковичок.

Адресат программы :

Обучающиеся старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста:

Возраст 5 – 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Объем и срок освоения программы :

Продолжительность реализации программы- 1год

Количество месяцев реализации- 9 месяцев

Форма обучения:очная

Особенности организации образовательного процесса:

Программа «Светлячок – Эковичок» реализуется в соответствии с учебным планом детского объединения по интересам с группой обучающихся одного возраста. Состав группы – постоянный. Форма проведения занятий – кружок.

Режим занятий, периодичность и продолжительность:

Общее количество часов в год- 36ч.

Периодичность- 1 раз в неделю,

Продолжительность занятия-20 минут

Планируемые результаты:

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Реализация образовательных целей и задач программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка:

К концу года дети будут иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля, домашних и диких животных, птицах, Красной книге, природе родного края.

Объяснять экологическую зависимость, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.

Устанавливать причинно - следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Давать элементарные выводы и умозаключения. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

Определять происхождение рукотворных предметов. Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов. Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

Иметь представление о родном крае. О Земле, о труде взрослых.

Формы аттестации (педагогическая диагностика) :

Участие в конкурсе, творческая работа, выставка.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

- аналитическая справка

- грамота;

-итоговое мероприятие;

-журнал посещаемости;

-фотоотчет;

-публикации о детском сообществе;

-отзыв родителей (законных представителей).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

-аналитическая справка по итогам проведения педагогической диагностики;

- открытое занятие;

-выставка;

- конкурс;

- открытое занятие;

- итоговый отчет.

Материально-техническое обеспечение:

Кружок «Светлячок – Эковичок» проводится в совместной образовательной деятельности в групповой комнате, соответствующей требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам.

Имеется:

-Столы и стулья детские;

-Демонстрационные подиумы;

-Компьютер для педагога;

- ИКТ технологии:

мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

- Перечень оборудования для занятий экспериментальной деятельности:

- Микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;

- Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема : пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;

- Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы

- Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;

- Красители: ягодный сироп, акварельные краски;

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;

- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, ракушки.

Ведение фиксации детского экспериментирования :

Дневник наблюдений

Картотека опытов

Схемы проведения опытов

Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя»

Информационное обеспечение:

Презентации по темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Круговорот воды в природе»; «Лес, как пример сообщества»; «Берегите природу!»;

Видеоматериалы: «Дары леса», «Животный мир нашего края», «Растения леса, луга», «Обитатели водоемов»;

Аудиозаписи детских песен о природе, записи голосов птиц, шума моря, ветра.

Конспекты занятий.

Интернет ресурсы

https://www.doshkolka.ru/- дошкольный образовательный проект.

Zagadochki.ru — каталог загадок по различным группам объектов. ru.wikipedia.org — свободная электронная энциклопедия.

2. Учебный план.

Раздел 1 Осень

1 Наш дом природа

2 Осень наступила

3 Что нам осень подарила?

4 Грибное царство

5 Как природа к зиме готовится?

6 Как вести себя на природе?

7 Дикорастущие и культурные растения

8 Воздух вокруг нас

9 Поздняя осень

10 Солнце – источник тепла и света

11 «То березка, то рябина»

12 Беседа о растениях в уголке природы

Раздел 2 Зима

13 Пришла зима

14 Ходит капелька по кругу

15 Знакомство с почвой

16 Защитите ель и сосну

17 Начало года

18 Мороз художник

19 Красная Книга природы

20 Жизнь птиц зимой

21 Зима в лесу

22 Дикие и домашние животные

23 Кто живет в пруду?

24 Пресмыкающиеся

Раздел 3 Весна

25 Весна идет

26 Огород на окошке

27 Зеленый доктор

28 Насекомые

29 Весна на реке

30 «Люблю березку русскую».

31 Пернатые друзья

32 Лес, как пример сообщества

33 Природа в мае

34 Что такое дождь, облака и гроза?

35 Развлечение «Земля – наш общий дом!»

36 Проведение мониторинга

4. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Светлячок – Эковичок»

Методы обучения:

Методы

Наглядные:

Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, рассматривание книжных иллюстраций (Презентации. Демонстрация наглядных пособий. Демонстрация опытов. Прием показа предметов. Прием показа образца)

Словесные:

Чтение литературных произведений, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя, проведение словесных игр, загадывание загадок (Рассказ. Беседа. Использование образца педагога. Художественное слово. Сочинение. Анализ ситуаций. Вопросы)

Практические:

Организация продуктивной деятельности, оформление гербарий растений, чтение литературных произведений, изготовление с детьми наглядных пособий. (Планирование выполнения заданий. Постановка задания. Анализ результатов)

Информационно-рецептивный (Рассматривание. Наблюдение. Экскурсия. Образец воспитателя)

Репродуктивный (Прием повтора. Прием выполнения)

Игровые (Дидактические игры. Игровые упражнения)

Частично-поисковый (Решение проблемных задач с помощью педагога)

Формы организации образовательного процесса: групповая

Формы образовательной деятельности: НОД. Игра. Совместная деятельность.

Проблемно-диалогическое обсуждение. Праздник. Экскурсия. Викторина.

Выставка. Конкурс. Творческая работа

Педагогические технологии: Технология развивающего обучения. Игровая технология. Личностно-ориентированная технология. Информационн

о-коммуникативная технология. Технология исследовательской деятельности.

Технология проектной деятельности. Проблемная технология в исследовательской деятельности. Здоровьесберегающая технология.

Дидактический материал:

Методические пособия (таблицы; схемы; плакаты; памятки)

Научная и специализированная литература. Аудиозаписи. Картотека игр. Картотека опытов. Серии картин. Картотека наблюдений. Видеоматериалы. Презентации. Конспекты занятий

Техническое оснащение:

Мультимедийный проектор. Ноутбук. Экран. Оборудование для демонстрации опытов

Формы подведения итогов:

Выставки детских тематических коллажей. Составление альбомов. Тестирование. Опрос. Открытое занятие. Конкурс. Творческая работа, выполненная самостоятельно. Педагогическая диагностика.

Алгоритм занятия

Вводная часть

Мотивационный этап, объявление темы, постановка цели (организационный момент)

Основная часть

Этап актуализации и открытий новых знаний. Организация различных видов детской деятельности, способствующих достижению цели.

Заключительная часть

Обобщение воспитателя. Подведение итогов.

Рефлексия

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Умники и умницы нашего детского сада. Фотоотчёт с научной конференции «Хочу всё знать»Умники и умницы нашего детского сада. Фотоотчёт с научной конференции «Хочу всё знать» 12.05.2016 на уровне детского сада проводилась научная конференция «Хочу всё знать» в которой приняли участие восемь замечательных воспитанников.

Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности детского объединения «Светлячок-Эковичок»
Опубликовано: 16 сентября 2020 в 09:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности детского объединения «Светлячок-Эковичок»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Щепилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД