Надежда Иоселева
Дополнительная общеобразовательная программа «Талантоха» для детей от 4 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Дополнительная общеобразовательная программа "Талантоха"
Направленность деятельности: художественно-эстетическое развитие
Срок реализации: три года
Возраст детей: от четырех до семи лет
Автор программы:
Иоселева Надежда Васильевна,
учитель – дефектолог,
высшая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Пояснительная записка… 3 - 5
1.1. Направленность деятельности… 3
1.2. Уровень Программы… 3
1.3. Актуальность Программы… 3
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Талантоха“ для детей от 4 до 7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
1.4. Цель, задачи Программы… 3 - 4
1.5. Принципы реализации Программы… 4
1.6. Назначение Программы …. 4
1.7. Формы занятий по Программе… 4
1.8. Периодичность занятий… 4
1.9. Объем Программы… 5
1.10. Длительность занятий по Программе…. 5
1.11. Срок реализации Программы…. 5
1.12. Ожидаемые образовательные результаты освоения Программ 5
II. Основное содержание Программы…. 6 - 9
2.1. Тематический план и его содержание… 6
2.2. Методы, структура и формы учебно - воспитательного процесса. 7
2.2.1. Методы и приемы художественно-продуктивной деятельности. 7
2.2.2. Структура занятий…. 8
2.2.3. Формы организации дошкольников на занятиях…. 9
III. Планируемые результаты освоения Программы… 9
3.1. Формы подведения итогов реализации Программы … 9
3.2. Формы аттестации. Оценочные материалы…9
IV. Организационно-педагогические условия реализации Программы 10
4.1. Методическое обеспечение…. … 10
4.2. Материально-техническое обеспечение Программы. 10
4.3. Дидактическое обеспечение Программы … 10
4.4. Организационное обеспечение… 10
V. Литература, электронные ресурсы… 11 - 12
VI. Приложения… 13 - 22
6.1. Анкета для родителей… 13
6.2. Примерный календарно - тематический план занятий. 14-16
6.3. Инструктаж дошкольников по технике безопасности на занятиях 17 - 18
6.4. Примерные комплексы пальчиковых игр … 19
6.5. Примерные комплексы динамических пауз…. 20
6.6. Примерные комплексы зрительной гимнастики… 21
6.7. Диагностическая карта обследования освоения Программы… 22
I. Пояснительная записка
1.1. Направленность деятельности.
Дополнительная общеобразовательная программа «Талантоха» (далее по тексту – Программа) имеет художественно - эстетическую направленность на конкретную художественно-продуктивную детскую деятельность, в реализации которой заинтересованы родители и дети, проявляющих интерес к прикладному искусству.
(см. Приложение №1 Анкета для родителей)
1.2. Уровень Программы.
Программа предназначена дошкольникам от четырех до семи лет.
1.3. Актуальность Программы.
Дошкольный возраст – яркий период жизни человека, когда между ребенком и окружающим миром предметов, людей, природы устанавливается связь, происходит приобщение к культуре, закладываются творческие способности.
Формирование сенсомоторных навыков являются важнейшим средством коррекции психического развития ребенка, его индивидуальных творческих способностей.
В продуктивном детском труде происходит развитие интеллектуальных и мыслительных процессов, а также мелкой моторики рук. Ребенок, имеющий высокий уровень развития пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него на достаточно высоком уровне развиты память, внимание, коммуникативные навыки, связная речь, что станет основой интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.
Представленные Программой виды художественной деятельности являются одним из важнейших средств познания мира, его эстетического восприятия. Они позволяют детям реализовать свои замыслы, проявить творческую активность. Такая разнообразная продуктивная художественная деятельность открывает большие возможности в развитии и совершенствовании физических и психических способностей ребенка, его самовыражению, приводит к всестороннему развитию личности, что соответствует социальному заказу общества.
1.4. Цель Программы: формирование, развитие и реализация творческих способностей дошкольников посредством занятий изобразительной и декоративно - прикладной деятельностью.
Задачи Программы:
обучающие:
• самостоятельно применять усвоенные знания, умения, навыки, проявляя индивидуальность во время работы с разнообразными материалами, инструментами и приспособлениями в различных видах изобразительной и декоративно-прикладной деятельности;
• обогащать мировосприятие ребенка в процессе изображения конкретных предметов и явлений;
• самостоятельно планировать, а затем реализовывать замысел, проявляя творчество, осуществляя контроль за собственными действиями;
• расширять и углублять знания об изобразительных материалах как природного, так и синтетического происхождения.
Развивающие:
• развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, память; образное мышление; зрительное и слуховое восприятие; творческое воображение;
• эстетическое восприятие окружающего мира через знакомство с произведениями искусства, слушание музыкальных классических произведений;
• способствовать развитию коммуникативного общения, рефлексии;
зрительно-моторной координации движений.
Воспитательные:
• воспитывать чуткое отношение к прекрасному; трудолюбие, отзывчивость, доброту, целеустремленность, усидчивость, настойчивость, аккуратность, бережливость;
• способствовать формированию гармонично развитой личности.
1.5. Принципы реализации Программы:
• доступность - простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников;
• наглядность - иллюстративность, наличие дидактических материалов;
• демократичность и гуманизм - взаимодействие педагога и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей;
• «от простого к сложному» - от усвоения элементарных навыков работы к выполнению сложного творческого замысла.
1.6. Назначение Программы: разработана для детей в возрасте от четырех до семи лет. Принцип набора обучающихся в группу: свободный, по желанию ребенка, родителей.
1.7. Форма занятий по Программе – очная.
1.8. Периодичность занятий.
Содержание Программы реализуется во вторую половину дня, в свободной деятельности, один раз в неделю. Курс занятий рассчитан на семь месяцев: с октября по апрель включительно. В месяц проводятся 4 занятия, в год – 28 академических часа.
1.9. Объем Программы: 28 академических часов.
1.10. Длительность занятий по Программе – от 20 до 30 минут (в зависимости от возраста ребенка). Занятия имеют «открытый» временной конец, позволяющий каждому ребёнку в любое время закончить работу.
1.11. Срок реализации Программы - три года.
По времени реализации Программы нет ограничений. Её можно вести с любой возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года, так как она базируется на Основной общеобразовательной Программе МДОУ. Программа не отрицает и не заменяет ООП МДОУ, а дополняет и расширяет её возможности.
1.12. Ожидаемые образовательные результаты освоения Программы
Педагог ставит цели, ориентируясь на мотивационные (личностные, предметные и универсальные (когнитивные, коммуникативные, регуляторные) результаты, которыми дети будут обладать к концу года, если работа по Программе будет проведена успешно. Ожидается, что в ходе реализации образовательной программы обучающимися будут достигнуты следующие целевые ориентиры:
предметные:
• знание основ изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества;
• знание правил организации рабочего места, безопасной работы с инструментами; свойств используемых в работе материалов;
• овладение технологией изготовления изделия в изучаемой технике;
• умение работать с различными инструментами и приспособлениями с соблюдением техники безопасности;
• умение применять выразительные средства различных видов изобразительного искусства для изготовления собственных продуктов;
• умение воплощать свои творческие идеи в изделиях.
метапредметные:
• обогащение активного и пассивного словаря ребенка;
• умение планировать, контролировать и оценивать результат своей работы и товарища;
• умение слушать собеседника и вести диалог; работать в команде;
• уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: сформированность мотивации к творческому труду; к работе на конечный результат.
II. Основное содержание Программы
2.1. Тематический план и его содержание
Педагогическая целесообразность Программы заключается в развитии творческих способностей детей 4 – 7 лет, а также мелкой моторики посредством интеграции разных видов изобразительной и декоративно-прикладной деятельности: рисования с применением традиционных и нетрадиционных техник, аппликации, лепки, конструирования, пластилинографии.
Содержание Программы направлено на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами. В детских работах творчески изображается окружающая действительность, что способствует обогащению изобразительных и технических умений дошкольников.
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания Программы учитывается сезонность, темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
• “Художественная литература” - используются произведения познавательной направленности.
• “Развития речи”- осуществляется обогащение словаря, расширение и уточнение знаний детей об окружающем мире.
• “Продуктивные, познавательные” занятия - осуществляется закрепление предметных образов и представлений о живой и неживой природе.
• “Музыкальные занятия” - используются тематические музыкальные произведения.
Такое построение занятий способствует более успешному освоению детьми дополнительной образовательной Программы, повышает интерес к творческой деятельности.
Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция; менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Занятия комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий ООП ДО.
При планировании Программы использовалась современная развивающая образовательная технология В. В. Воскобовича.
При разработке данной Программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы привлечь внимание ребенка и помочь ему раскрыться. Это нашло отражение в календарно - тематическом планировании занятий по Программе. (см. Приложение №2)
Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года и т. д. Автор Программы оставляет за собой право некоторые темы исключить, заменить или дополнить виды деятельности другими в зависимости от уровня успешности овладением материалом детьми.
2.2. Методы, структура и формы учебно - воспитательного процесса
Программа имеет ряд характерных особенностей:
1. Перед началом занятий педагогом проводиться инструктаж дошкольников по технике безопасности (см. Приложение №3)
2. Занятие подчинено сюжету, что является мотивацией выполнения работы. Перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение которой происходит на последующих занятиях.
3. Развитие мелкой моторики ребенка осуществляется посредством тренировки и расслабления мышц рук во время пальчиковых игр и динамических пауз, а также развитие речи - по принципу «движение-жест + слово». Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность пальцев рук, а веселые стихи помогают детям снять эмоциональное напряжение. Упражнения улучшают работу мозга, способствуют поддержанию мышечного тонуса. К каждому занятию подобраны соответствующие теме игры с движением, зрительная, пальчиковая гимнастики. Педагогом предлагаются детям разнообразные игры с разноформатным материалом. Развитие слуховой памяти, художественной фантазии происходит в игровой форме и посредством повторения содержания сказок, стихов с опорой на ранее приобретенный жизненный опыт детей и т. д. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально используются все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
• (См. Приложение №4 Примерные комплексы пальчиковых игр.
• Приложение №5 Примерные комплексы динамических пауз.
• Приложение №6 Примерные комплексы зрительной гимнастики.)
4. Таким образом, занятия проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в движении, что помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, творческое воображение, наблюдательность, внимание, память, образное мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу.
2.2.1. Методы и приемы художественно-продуктивной деятельности
Методы и приемы организации занятия:
• словесный - устное изложение, беседа, рассказ;
• наглядный – рассматривание иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др. ;
• практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.
Методы и приемы, в основе которых лежит деятельность детей:
• объяснительно - иллюстративный метод используется при восприятии учебного материала (беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта);
• репродуктивный метод – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности (практические задания);
• частично–поисковый или эвристический метод – участие воспитанников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; выполнение творческого задания;
• исследовательский – самостоятельная творческая работа детей;
Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).
Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению знаний, навыков и умений, развитию творческих способностей у воспитанников.
2.2.2. Структура занятия.
Структура занятия гибкая и изменяется в зависимости от целей и задач. Она включает в себя три части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть начинается с организационного момента. Её цель: создать эмоциональный настрой у детей, сосредоточить внимание на игровом персонаже, на развитии игрового замысла. Во вводной части дети могут свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ педагога. Педагог использует различные приёмы: загадку, краткую беседу, чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру.
В основной части занятия педагог объясняет и показывает приёмы изобразительной деятельности. Затем дети выполняют самостоятельно (с помощью педагога) практическое задание. При необходимости педагог помогает индивидуально, а также проводит физкультурную минутку; зрительную гимнастику.
В заключительной части педагог проводит анализ работы: хвалит детей за их труд, отмечает красоту созданной композиции и т. д. В старшей группе к само-взаимоанализу работ, рефлексии привлекаются воспитанники.
2.2.3. Формы организации дошкольников на занятиях
При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы обучения:
• фронтальная – одновременная работа со всеми дошкольниками, но не более шести детей в группе;
• индивидуально – фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповая – организация работы в группах (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
• индивидуальная – индивидуальная помощь каждому ребенку при выполнении работы;
• коллективная - в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции воспитанники работают все вместе, не разделяя обязанностей.
III. Планируемые результаты освоения Программы
3.1. Формы подведения итогов реализации Программы:
• выставки детских работ для родителей;
• изготовление подарков близким к праздникам;
• открытое занятие на Недели педагогического мастерства;
• участие в детских творческих конкурсах различных уровней;
• результаты мониторинга освоения Программы.
3.2. Формы аттестации. Оценочные материалы.
Диагностические обследования дошкольников проводятся три раза в год (в октябре, декабре, апреле) на основе анализа выполнения детских работ, наблюдения за поведением воспитанников.
Оценка и анализ работы дошкольника за определенное время помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей. При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за конкретный промежуток времени.
(См. Приложение №7 Диагностическая карта обследования освоения Программы)
Таким образом, Программа позволяет решать проблемы эффективного, творческого развития ребенка, т. к. сориентирована на его индивидуальные особенности, способствуя его личностному развитию.
Программа может оказать помощь педагогам и руководителям ДОУ в организации дополнительного образования в учреждении.
IV. Организационно-педагогические условия реализации Программы
4.1. Методическое обеспечение
• Наличие утвержденной, сертифицированной Программы.
• Методические разработки по модулям Программы.
• Подборка информационной и справочной литературы: журналы, книги.
• Диагностический инструментарий.
4.2. Материально-техническое обеспечение Программы
• Оснащенный кабинет, отвечающий санитарным нормам.
• Комплект мебели по росту детей.
• Магнитофон
4.3. Дидактическое обеспечение Программы
• Демонстрационный материал педагога: иллюстрации, образцы работ, схемы (техника заполнения фигур, рисунки, эскизы, тематические альбомы, игрушки, картины и т. д.
• Раздаточные материалы для детей: пластилин, гуашь, акварельные краски; доски для лепки; тканевые салфетки, стеки; кисточки,
природный, бросовый материал: картон; цветная, бархатная бумага (без бликов размер 30 х 30); клей, ножницы.
• Традиционный и нетрадиционный материал и инструменты для творческой деятельности детей: семена растений, ракушки, камешки, ватные палочки, вата, фасоль, соль, крупы и т. п.
• Литературно - художественный материал: стихи, загадки, пословицы, поговорки.
• Фонотека: аудиозаписи классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей в соответствии с разработанными темами; голоса птиц, комплексы динамических пауз и т. п.
• Комплексы развивающих, релаксационных, подвижных, пальчиковых игр, зрительной гимнастики.
4.4. Организационное обеспечение
• Необходимый контингент воспитанников.
• Привлечение к работе специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, старшего воспитателя).
• Соответствующая требованиям циклограмма занятий.
• Родительская помощь.
V. Литература
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007;
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2012;
3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013;
4. Долженко Г. И. 100 оригами. - Ярославль. Академия развития: 2000. - 207 с. ;
5. Долженко Г. И. Сто поделок из бумаги. - Ярославль. Академия развития: 2000. - 207 с. ;
6. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : Издательство «Экзамен», 2006;
7. Кобина И. И. Работа с бумагой. М. : Просвещение, 1999. – 209 с. ;
8. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. - Ярославль. Академия развития: 2000. - 207 с. ;
9. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: Академия развития, 1998.;
10. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М. : Аст; СПб: Сова, 2006;
11. Федорова В. И. Забавные поделки. – изд. ЗАО Мой мир, 2008. – 248 с.
Электронные ресурсы:
1. Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee
2. Видео уроки рисования для детей https://risuemdoma.com/video
VI. Приложения
Приложение №1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Для знакомства с интересами Вашего ребенка, а также для определения Ваших запросов, интересов и пожеланий просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Фамилия, имя, отчество родителя___
2. Фамилия, имя ребенка___
3. Возраст ребенка___
4. Любит ли Ваш ребёнок заниматься лепкой, аппликацией, рисованием, конструированием? ___ нужное подчеркнуть, добавить
5. Какое участие принимаете Вы в его занятиях? (Активное, частичное, пассивное) ___ нужное подчеркнуть, добавить
6. Чему бы хотелось научить Вашего ребёнка? ___
7. Какие черты характера Вы хотели бы сформировать у ребенка?
(Самостоятельность, аккуратность, умение планировать предстоящую деятельность, уверенность, самокритичность, дружелюбие, оригинальность, усидчивость и другие) ___ нужное подчеркнуть, добавить
8. Ваши пожелания педагогу___ ___
Благодарим за сотрудничество!
Приложение №2
Примерное календарно - тематическое планирование занятий
Приложение №3
Инструктаж дошкольников по технике безопасности на занятиях
Приложение №4
Примерные комплексы пальчиковых игр
1. «Семья». (Для детей от четырех лет и старше)
Дети выполняют действия в соответствии со словами стихотворения, поочередно раскрывают кулачок, называя каждый пальчик.
"Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!"
Приложение №5
Примерные комплексы динамических пауз
1. Музыкальная игра «Буги-вуги". (Для детей старше четырех лет)
(Дети выполняют движения по показу педагога по ориентировке на собственном теле под аудиозапись)
Текст игры Движения
«Руку правую вперёд, Вынос правой руки вперед,
А потом её назад, правую руку назад,
А потом её вперед правую руку вперед,
И немного потрясём. машут правой рукой перед собой.
Мы танцуем буги - вуги, Покачивания корпуса вправо - влево,
Поворачиваясь в круге Поворачиваются вокруг себя,
И ладоши дружно хлопаем вот так: Хлопают в ладоши три раза.
Раз, два, три!»
Аналогичный показ правой ноги, правого уха. Затем также показ движений слева.
Приложение №6
Примерные комплексы зрительной гимнастики
1. «Одуванчик» (Для детей старше четырех лет)
Текст игры Движения
Раз - налево, два - направо Взор переводят влево, вправо.
Одуванчик сделал круг, Вращают глазами по кругу.
Приземлился, огляделся Широко открывают глаза.
И нашел себе подруг!» Моргают глазами.
(Повторить 2-3 раза.)
Приложение №7
Диагностическая карта обследования освоения Программы "Талантоха" дошкольниками