Zamira bakowa
Дополнительная общеобразовательная программа Социально-педагогического направления «Волшебные клеточки»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебные клеточки
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Холм-Жирковский детский сад «Теремок»
«Холм-Жирковского района Смоленской области
Принята на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Заведующий МБДОУ «Холм Жирковсий детский сад «Теремок»-
от «__» ___ 20___г. ___ Кудрявцева Н. Е
Протокол № ___ «___» ___ 20___г.
Дополнительная общеобразовательная программа
Социально-педагогического направления
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа Социально-педагогического направления „Волшебные клеточки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
«Волшебные клеточки»
Возраст обучающихся: 6–7 лет
Срок реализации: 1
Автор-составитель:
Байкова Замира Худайбердиевна
2021 г
П. г. Т Холм-Жирковский
Структура программы
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Учебный план
4. Содержание учебного плана
5. Календарный учебный график
6. Методическое обеспечение программы
7. Мониторинг
8. Список литературы
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал. Опыт работы по формированию у детей графических умений, необходимых для обучения письму показал, что эти умения плохо развиты у детей, поэтому я решила взять задания из пособия Т. С. Голубина «Чему научит клеточка». Выполняя задания, дошкольники приобретут нужные графические умения, научатся ориентироваться на ограниченной плоскости (строка в школьной тетради в клетку). У детей будет хорошо развито зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Воспитанники станут более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. Все эти качества необходимы для того, чтоб без особых проблем перейти к школьному обучению.
Направленность (профиль) программы социально – педагогического направления
Актуальность программы
Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка. В школе, на первом этапе обучения многие дети испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок плохо ориентируется в понятиях «лист», «страница», «строка»; не укладывается в общий темп работы. Всё это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
В нашей группе уровень владения мелкой моторикой и интеллектуальной готовности к школьному обучению у всех детей разный, и чтобы дать всем детям равные стартовые возможности для поступления в школу, необходимо проводить дополнительные упражнения, на развитие мелкой моторики рук, улучшению координации движений, укреплению кисти руки.
Актуальность данной программы заключаются в том, что дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму.
Поэтому был разработан данный материал кружка «Волшебные клеточки» - основной идеей которой является развитие моторных навыков детей.
Направленность программы : социально – педагогическая.
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.
Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму.
Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, можно организовать через кружковые занятия по программе "Весёлые клеточки".
При составлении программы были использованы следующие материалы:
Т. С. Голубина. «Чему научит клеточка».
Программа кружка разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. Знания, полученные в ходе освоения программы, дети смогут применять на практике.
Доступность программы – Программа рассчитана на организацию работы с детьми с ОВЗ, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с одаренными детьми.
Программа может быть реализована в сетевой форме.
Объем программы – 36 учебных часа.
Формы организации образовательного процесса: очная.
Виды занятий по программе - практические занятия, зрительный диктант и другие виды учебных занятий.
Срок освоения программы – 1учебный год.
Режим занятий – Программа кружка «Волшебные клеточки»
предназначена для проведения занятий с детьми подготовительной к школе группы 1 раз в неделю во второй половине дня.
Содержание кружка направлено на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму.
При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут.
Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию.
Программа основывается на следующих нормативно-правовых документах:
• Закон РФ об образовании.
• Конвенция ООН о правах ребенка.
• Типовое положение о МБДОУ.
Цель программы :
Целью программы является :
o формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
o Развитие мелкой моторики руки ребенка.
o Развитие слухового внимания.
o Развитие графического воспроизведения.
Задачи программы :
Обучающие:
1 Научить детей ориентироваться в тетради в клетку и на листе бумаги.
2 Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания,
обведения контура изображения.
3 Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные
графические навыки.
Развивающие:
1 Развивать графические движения, зрительное восприятие, зрительно-
моторные координации;
2 Развивать внимание к речи воспитателя, умение выполнять задания по
словесной инструкции.
3 Развивать у детей мышление, внимание, память, речь, слуховое
восприятие.
Воспитательные:
1 Воспитывать старательность, аккуратность, усидчивость;
2 Воспитывать навыки правильной посадки при письме, умение правильно
располагать тетрадь на столе во время письма, умение правильно держать
шариковую ручку (карандаш).
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Дети понимают причинно-следственные связи разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только не развита рука. Дети неправильно держат ручку, при этом напряжены Петельки и крючки оказываются «дрожащими», нажим неравномерным, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается». Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Рисование по клеточкам очень увлекательное и полезное занятие для детей. Выполняя графические диктанты, ребёнок отрабатывает правильную и чёткую речь научиться ориентироваться в тетради, познакомиться с разными способами изображения предметов
Основополагающие принципы программы
• Систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;
• Доступности: характер и объём знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;
• Наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребёнка, его непосредственные наблюдения;
• Сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
• Обеспечение эмоционально – психологического комфорта детей;
• Уважение к личности каждого ребёнка.
Принцип отбора содержания образования.
Научность и каноничность - сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью.
Учёт требований программ воспитания и обучения.
Принцип гуманизма определяет общий характер отношений воспитателя и воспитанников. Ребенок определяется главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.
Принцип гуманизации включает оказание помощи в становлении личности ребенка, саморазвитии, смягчение напряженности, восстановление экологии человека, его душевного равновесия.
Принцип культуросообразности предусматривает максимальное использование культуры той среды, в которой находится ДОУ.
Принцип целостности и единства определяет внутреннюю неразрывность содержания и средств его представления. Человек – целостная система с единством психофизического, социального и духовно-нравственного компонентов, воздействующих друг на друга.
Принцип непрерывности воспитания включает в себя постоянное совершенствование личности в различных аспектах жизнедеятельности.
Ожидаемые конечные результаты
Воспитанник будет знать:
• правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
• гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
• правила работы с тетрадью;
Воспитанник будет уметь:
• правильно располагать рабочую тетрадь;
• правильно держать карандаш и ручку;
• проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
• проводить линии в разных направлениях;
• ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку;
• ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
Форма подведения итогов – открытые занятия (1 раз в год) для родителей детей, которые осваивают дополнительную общеразвивающую программу «Волшебные клеточки», позволяющие оценить динамику развития интегрированных качеств обучающихся и уровень овладения необходимыми умениями и навыками.
Предложенное методическое пособие является вариативным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.
Условия реализации программы
Методы, используемые для реализации программы
Наглядный метод во время:
- работа по образцу (штриховка);
- зрительный диктант;
- показ иллюстраций, картинок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- беседа,
- объяснение,
- чтение стихов и загадок.
Практический метод используется, когда необходимо:
- самостоятельная работа детей в тетрадях (штриховка).
-пальчиковая гимнастика.
-физминутка
Форма контроля– мониторинг.
Система мониторинга достижения детьми результатов освоения программы. Мониторинг освоения программы по кружку проводится 2 раза в год – в сентябре и в мае (итоговый мониторинг). Мониторинг проводится с использованием метода педагогической беседы с детьми.
Мониторинг развития у детей форсированности навыков ориентировки в пространстве по основным направлениям, представлений о точке и линии как о средствах языка графики, способности освоения способов построения графических изображений геометрических фигур, разбиения фигур на части, воссоздания фигур из частей, преобразования формы фигур проводится 1 раз в год (май).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования кружка «Волшебные клеточки».
(Задания подбираются по усмотрению педагога)
Целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка в старшем дошкольном возрасте были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план 1 год обучения
№ Название раздела/темы Кол-во часов Формы аттестации/контроля
В Т П
1. Вводное занятие. 1 1 Стартовая диагностика
2. Занятия социально – педагогического направления 34 34 обзорный Пальчиковые гимнастики, разминки, пальчиковые игры, самомассаж пальцев рук. Штриховка, дорисовывание, графические диктанты
6. Итоговое занятие. 1 1 Итоговая диагностика
Итого 36 2 34
Реализация программы рассчитана на одногодичные курсы обучения, который охватывает подготовительный период дошкольного возраста.
Курс Возраст Группа Цель Кол-во
занятий в год
1 год 6-7 лет подготовительная Формирование графического навыка у детей дошкольного возраста. 36
Примерная структура непосредственной образовательной деятельности:
Структура занятий
1 часть Вводная
Теория - Упражнения на развитие координации пальцев рук:
пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть Основная
Практика - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
- Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
3 часть – Заключительная.
4. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, темой занятий, интеграцией различных видов и форм обучения. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Основная форма организации
• фронтальная – одновременная работа со всеми обучающимися;
• индивидуальная работа.
Методы обучения
• наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный);
• словесный;
• практический.
Приемы обучения
• игры;
• упражнения;
• работа по образцу;
• практические задания;
• решение проблемных ситуаций;
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
наглядность,
сознательность и активность,
доступность и мера,
научность,
учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей,
систематичность,
последовательность,
прочность усвоения знаний,
связь теории с практикой обучения и жизнью,
воспитание в процессе обучения, вариативный подход.
Остальные материалы об итогах работы смотреть навигатор дополнительного образования по ссылке [
https://region67.region-systems.ru/Preschool.aspx?IdU=teremokhj&IdP=975&IdA=5