Приложение МААМ

Дополнительная общеобразовательная программа по спортивному ориентированию «Туристята»

Гульнара Гоголева
Дополнительная общеобразовательная программа по спортивному ориентированию «Туристята»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

В непрерывном экологическом образовании дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде.

Предлагаемая программа ” Туристята” разработана на основе физического, эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию.

Новизна программы в том, что впервые заложены и предлагается формировать физическое, эколого-туристские умения (нормы и правила поведения в окружающей среде, предполагается постепенное формирование физических и экологических знаний у детей.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по спортивному ориентированию „Туристята“» размещена в разделах

Содержание программы ” Туристята” направлено на развитие познавательной активности дошкольников, на физическую подготовку, формирование у детей осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы. Вместе с непосредственно туристической деятельностью с детьми предполагается проведение практических занятий для овладения знаниями и навыками, необходимыми для путешествий. Организация прогулок-походов (пеших, на лыжах, санках, экскурсионных) в природное окружение, создает условия для реализации природной активности, потребности в самоутверждении, предоставляет ребенку уникальную возможность развиваться, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников приемы здорового образа жизни.

Предлагаемая программа подготовки юных туристят рассчитана на детей от 5 до 7 лет.

Программа построена по ступенчатому принципу и включает в себя 1 год обучения, 2 занятия в месяц, 18 занятий в год, может являться частью ООП дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений. Длительность занятий составляет 25-30 мин., экскурсии рассчитаны на 2 – 2,5 часа. Всю работу по эколого-туристской подготовке детей, мы предлагаем организовать по циклам - временам года с практическими занятиями, экскурсиями в окружающей среде. Был также учтен опыт и других авторов, работающих по проблеме экологического образования дошкольников, по привитию навыков туристской техники через подвижные игры.

Все содержание программы разбито на блоки :

1. Знакомство с видами туризма и о роли туризма.

2. Санитарно-гигиенические и эколого-гигиенические знания, умения.

3. Собирайся в поход – начало туристской техники и туристского быта, жизнеобеспечивающие и нормы передвижения в окружающей среде.

4. Начальная топографическая подготовка, элементы ориентирования.

5. Нормы и правила туристского природопользования, “законы туристят”.

Программа построена на принципах: краеведческий подход, экскурсии по достопримечательностям.

Формы и методы работы:

Экскурсии по экологической тропе, целевые прогулки, походы, разнообразные игры, экскурсии по достопримечательностям города Уфы.

В системе физкультурно-оздоровительной работы МБДОУ детского сада №172, детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения. Детский сад тесно граничит с дворцом Оржоникидзе, с городским парком Победы, лесопарковой зоной отдыха, что диктует необходимость оптимального использования в эколого-краеведческом и физическом воспитании дошкольников.

Перспективное планирование

Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста интерес к туризму, обучать простейшему туризму, расширять кругозор.

№ п/п Тема Цель и задачи Применяемые методы

1.

Вводное занятие «Кто такие туристы

Познакомить детей с понятием «турист», расширять знание о туристском снаряжении.

Беседа, вопросы, показ инструктора и практическая деятельность ребенка.

2.

«Знакомство с картой»

Закрепить понятие «турист» и туристское снаряжение, познакомить с картой и условными обозначениями. Объяснить для чего нужна карта и условные обозначения.

Игра-эстафета «Что нужно для похода», «Сложи правильно рюкзак» рассматривание географической и топографической карт и условных обозначений.

Совместное рисование схемы-плана спортивного зала.

3.

«Физическая подготовка к походу»(проводится на улице)

Закрепить условные обозначения на карте, учить ходьбе в колонне по одному с соблюдением дистанции, выполняя задания ведущего

Игра-задание «Найди по схеме», рассматривание топографической карты, игра «Полоса препятствий»(в колонне, ведущий – инструктор, говорит задание ребенку идущему за ним, который по цепочке передает задание)

4.

Занятие – прогулка «Парк осенью»

Закрепить понятие «карта», условные обозначения, учить ориентироваться по ней, находить объекты, обозначенные на карте в окружающем.

Движение парами на определенном расстоянии, рассматривание окружающих объектов, определение их на карте.

На привале подвижные игры «Веселая игра» (башкирская игра, «Самый меткий» (метание в цель 4-5 м)

5.

«Знакомство с компасом»

Познакомить детей с компасом, учить ориентироваться относительно своего тела, закрепить стороны горизонта.

Загадать загадку о компасе, рассмотреть компас, находить положение предметов с помощью компаса. Предложить детям определить с помощью компаса стороны горизонта.

6.

«Отправляемся в поход»

Закрепить понятие «компас», стороны света. Развивать ловкость, быстроту, воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятию туризмом.

П/и «Перебежки».

Ходьба по залу, выполняя задания инструктора, игра «Смена ведущего», игра «Глухой телефон».

Игры-эстафеты:

1.«Чья команда быстрее соберет рюкзак»

2. «Пронеси рюкзак»

3. «Перетягивание каната»

7.

«Туристы-лыжники»

Учить ходить на лыжах скользящим шагом, учить делать «лесенку», закрепить умение двигаться в колонне на дистанции, развивать интерес к зимним видам спорта.

Ходьба за инструктором на лыжах скользящим шагом, игра «Глухой телефон».

Упражнение «Лесенка»,

И/у «Кто быстрее», свободное скольжение.

8.

«Туристы-лыжники»(продолжение)

Продолжать учить двигаться скользящим шагом, закрепить упражнение «лесенка», учить детей двигаться «елочкой». Развивать перекрестную координацию рук и ног, умение сохранять равновесие при скольжении.

Упражнения на лыжах: «лесенка», «елочка», «пружинка». Скольжение на лыжах, держа руки за спиной, свободное скольжение.

Игра «Кто скорее повернется».

9.

«Лыжный кросс» (занятие проводится в парке, с родителями)

Привлекать родителей к совместному активному отдыху с детьми, радость общения со взрослыми и сверстниками. Закреплять навык скольжения на лыжах, развивать перекрестную координацию рук и ног, равновесие при спуске с небольшого склона.

Скольжение на дистанции друг от друга в паре со взрослым, ходьба на лыжах, обходя деревья.

Эстафета-соревнование «Кто быстрее»,

«Чье солнышко ярче».

10.

«Правила поведения в природе»

Закрепить правила безопасного поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к окружающему

Беседа о правилах поведения в лесу, на водоеме, в парке.

Игра «Собери съедобные грибы», «Сложи костер», «Найди медвежонка»(по легенде).

11. «В гости к елочке» Закреплять навык ходьбы на дистанции, учить ходить по заранее разработанному маршруту, закрепить умение устанавливать палатку шатрового типа.

Ходьба на лыжах по разработанному маршруту, ходьба «змейкой» между лыжными палками, стараясь их не сбить. Установка палатки самостоятельно детьми. Сюрпризный момент «подарок от елочки». На привале игра «Кто быстрее повернется», «Кто первый»

12.

«Санный поединок»(проводится на площадке)

Закреплять у детей навык катания на санках, развивать интерес к зимним видам спорта. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Катание на санках по дорожке детского сада. Эстафеты «Черепашки»;

«Катание парами»

Игра «Перебежки»

13. «В гости к новогодней горке»(прогулка к дворцу Орджоникидзе)

Принять участие в зимних забавах, поводить хоровод около елки. Закрепить правила безопасного поведения на улицах города, ПДД.

Беседа с детьми о правилах поведения на улицах города, ПДД. Рассматривание транспорта, движущегося по проезжей части.

На площади рассмотреть наряженную елку, поводить хоровод.

Катание с горок.

14. «Лыжная прогулка»(на спортплощадке)

Закреплять умение кататься на лыжах, развивать согласованность движений рук и ног, учить кататься с палками.

Катание скользящим шагом на лыжах. Игра «Шире шаг», и/у «Слалом».

Скатывание с небольшого склона, упражнение «лесенка».

15. «Поездка в Планетарий»

Знакомить детей с достоприме-

чательностями города Уфы, расширять знания о планетах, о космосе. Предварительная беседа о правилах поведения в общественных местах. Изображение наиболее запомнившихся моментов в планетарии.

16.

«Экскурсия в Национальный музей Республики Башкортостан»

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями г. Уфы. Закреплять знания о культуре и обычаях народа. Расширять представление детей о животных, обитающих в лесах республики, о редких животных и птицах. Познакомить с историческими животными, обитавшими на территории Республики.

предварительная беседа, рисование на тему «Моя республика».

17.

«Поездка в театр Молодежи»

Расширять знания детей о городе Уфе, воспитывать культуру поведения в общественных местах. Развивать выносливость.

Предварительная беседа о театральном представлении.

Поездка на автобусе.

Обзорная экскурсия по театру.

Посещение Зимнего сада.

Просмотр представления.

Возвращение в ДС.

18. «Туристский слет юных натуралистов»(итоговое)

Демонстрация туристских знаний, умений и навыков, обмен опытом с ДОУ № 119, радость общения со сверстниками, физическая закалка и тренировка.

Движение по карте;

Игры – эстафеты:

«Что нужно для похода»,

«Укладка рюкзака»,

«Установи палатку»,

«Собери съедобные грибы», «Сложи костер»,

«Перевези животного на носилках».

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Районное соревнование по спортивному ориентированию. Фотоотчет.Районное соревнование по спортивному ориентированию. Фотоотчет. 7 октября 2016 года команда детского сада №34 подготовительной группы «Капитошки» участвовали в районном мероприятии по спортивному ориентированию.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа по спортивному ориентированию «Туристята»
Опубликовано: 3 февраля 2021 в 09:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по спортивному ориентированию «Туристята»» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Гоголева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД