Елена Харькина
Дополнительная общеобразовательная программа «Кудесники» для детей старших возрастных групп
Дополнительная общеобразовательная программа
«Кудесники»
Е. Д. Харькина, воспитатель
г. Заводоуковск, 2020г.
Пояснительная записка.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Кудесники“ для детей старших возрастных групп» размещена в разделах
Рабочая программа по дополнительному образованию «Кудесники», направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения и развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Изобразительное творчество дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность.
Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Работа с детьми в изобразительной деятельности, основанная на использовании технологий «Энкаустика» - восковая живопись, выполняемая способом нагрева восковых мелков. Удивительная техника, которая пленяет и завораживает. Капли восковых мелков создают объёмную и гладкую текстурную поверхность. Это эффектно смотрится как в живописных работах, так и в графике. Восковая живопись (энкаустика) — это один из сравнительно недавно появившихся новых жанров (видов) в изобразительной деятельности. Она развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Этот вид творчества – рисование расплавленным воском представляет собой способ создания картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их.
Актуальность программы заключается в формировании у детей дошкольного возраста художественно-эстетических начал, развития внимания, творческих способностей и фантазии, мелкой моторики рук, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.
Работа по дополнительному образованию в кружке «Кудесники» готовит детей дошкольного возраста к следующей социальной ступени, обучению в школе.
II.Цель и задачи
Цель программы :
Создать условия для изучения приемов рисования в технике - энкаустика.
Задачи:
1. Учить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством восковой живописи.
2. Учить детей использовать приемы энкаустики в различных видах занятий по изобразительной деятельности, сочетать традиционные и нетрадиционные приемы и техники рисования.
3. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, эстетический вкус через использование техники - энкаустика.
IV.Содержание программы.
Занятия с детьми рассчитаны на один год обучения. Проводится 2 занятие в неделю, длительностью 20 минут в средней группе. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет развивать личность ребенка. Программа может быть реализована как самостоятельная в рамках дополнительной услуги, как составная часть на занятиях по коррекции и развитию речи детей в детском саду, в индивидуальной работе с детьми в домашних условиях. Занятия разделены на тематические циклы. Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с восковыми мелками.
Основные этапы реализации программы. Этапы реализации Задачи Формы реализации
Подготовительный этап 1. Изучение психолого-педагогической литературы по изобразительной деятельности и восковой живописи.
2. Изучение сущности и структуры понятий по данной теме.
3. Формирование цели и задач.
4. Подбор методов и методик.
5. Подбор диагностического инструментария.
6. Разработка системы работы с детьми, родителями, направленная на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством восковая живопись. -психолого-педагогическая, методическая литература;
-перспективный план занятий;
-диагностический инструментарий;
-консультации;
-беседы;
-памятки;
- комплекс занятий развивающих мелкую моторику рук.
Диагностический этап
Выявить уровни представлений, практических умений средних дошкольников в образовательной области «Художественное творчество» мониторинг по выявлению уровня овладения навыками и умениями использования техники восковая живопись
Основной этап Организация занятий согласно перспективному плану. Работа с родителями по данному направлению: беседы, консультации, памятки. Ознакомление родителей с техникой «Энкаустика» - комплекс занятий работы кружка по восковой живописи
Итоговый этап Выявить уровни художественных способностей детей посредством диагностического обследования, после проведения различных форм и методов работы мониторинг по выявлению уровня овладения навыками и умениями использования техники «Энкаустика»
V. Годовой календарный учебный график
Режим работы детского сада:
Понедельник - пятница: 07.30 до 18.00.
Продолжительность учебной недели: понедельник-пятница.
Продолжительность учебного года: начало учебных занятий – 01.09. 2020,
окончание учебных занятий – 31.05. 2021.
Праздничные нерабочие дни: общегосударственные праздничные дни
Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками:
4 ноября 2020; 1 января 2021; 7 января 2021; 23 февраля 2021; 8 марта 2021; 1 мая 2021; 9 мая 2021.
Количество недель в учебном году: 35 недель, из них:
I полугодие Каникулы
зимние II полугодие
Летние
каникулы
Продолжительность полугодия Число полных недель с 01.01.2021 по 10.01.2021 Продолжительность
полугодия Число полных недель с 01.06.2021
по 31.08.2021
с 01.09.2020 по 31.12.2020 17 с 11.01.2021
по 31.05.2021 18
VI. Организационно-педагогические условия реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Кудесники» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для воспитанников среднего дошкольного возраста(4 -5 лет).
Комплектование в группу детей по дополнительной общеобразовательной программе «Кудесники» происходит исходя из запросов родителей (законных представителей).
Принципы реализации программы :
-доступность изучаемого материала;
-учет индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка группы в целом :
-Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
-Принцип развивающего характера художественного образования;
- Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени
-Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
-Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
-Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
Обучение воспитанников осуществляется в форме занятий, в групповой и индивидуальной форме, совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей.
Занятия проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, расписанием дополнительной образовательной деятельности, утвержденным приказом директора филиала.
VII. Планируемые результаты
Программа «Кудесники» способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу года дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с воском ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми; появляются элементарные математические представления о счете, размере, величине;
Развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми в восковой живописи. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по Энкаустике состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
К концу года дети должны знать и уметь:
Знать основные приемы восковой живописи: надавливание, расплавление, размазывание.
Уметь использовать вспомогательные предметы.
Знать правила работы с воском.
Уметь доводить дело до конца.
Знать правильную постановку пальца.
Уметь самостоятельно выбирать рисунок для работы.
Знать последовательность выполняемых действие.
Уметь работать на ограниченном пространстве.
Уметь использовать несколько цветов одновременно.
VIII.Оценочные и методические материалы
Формы контроля
-Наблюдение;
-заполнение диагностических листов;
-ежегодный мониторинг успешности работы по дополнительной общеразвивающей программе;
-мониторинг степени удовлетворенности родителей по дополнительной общеразвивающей программе.
Критерии отслеживание освоение программы
Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве детей оцениваются по методике Г. Н. Давыдовой.
Воспитательная работа
Основной материал — восковые мелки, а основным инструментом в энкаустике является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям среднего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.
Занятия в технике восковая живопись представляют большую возможность для развития и обучения детей : - способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей; - способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Занимаясь восковой живописью, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по энкаустике с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.
Литература
1. Анищенкова. Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника. -МАСТА. Стрель2006
2. Бондоренкою. А. К. Словесные игры в детском саду. - Просвещение. 1997.
3. Горичева В. С., Нагибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
4. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
5. Кард В., Петров С. «Сказка из воска» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).
6. Ляхов П. Р. Я познаю мир. Животные. Дет. энциклопедия-М. 2003.
7. Ткаченко. Т. Б. Сторадуп К. И. Лепим из воска. - Ростов-на-Д. Издательство» Феникс»
2003.
8. Фролова Г. А. Физкультминутка. Дмитров. Издательский дом «Карапуз», 1998.
9. Яковлева Т. Н. «Восковая живопись». — «ТЦ СФЕРА», 2010.