Юлия Цвет
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Развивайка» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида № 37 «Колобок
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа кружка
«Развивайка»
для обучающихся 4-5 лет.
Социально – гуманитарная направленность.
Срок реализации программы : 1 год.
Разработчик:
Цвет Юлия Васильевна,
воспитатель
г. Архангельск
2024
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа кружка „Развивайка“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
Дополнительная общеобразовательная программа «Развивайка» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
- Конституция Российской Федерации и Конвенция ООН о правах ребёнка;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26);
-Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
1.1.1 Направленность дополнительной образовательной программы
Образовательная программа дополнительного образования детей «Развивайка» по содержанию является программой социально - гуманитарной направленности, по форме организации – кружковой, по времени реализации – однолетней.
1.1.2 Актуальность
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному развитию ребёнка-дошкольника.
1.1.3 Отличительные особенности программы
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой.
В начале учебного года методом наблюдения проводится индивидуальная диагностика, по которой можно судить о возможностях каждого ребёнка. На основании диагностических наблюдений составляется перспективный план работы на год и соответственно ему разрабатывается календарное планирование занятий.
Программа строится на следующих дидактических принципах:
-педагогические принципы реализации программы
- доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям
-наглядности – иллюстративность, наличие дидактического материала;
- научности – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы;
- «от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребёнок переходит к выполнению более сложных творческих работ.
1.1.4 Характеристика детей, обучающихся по программе
Возраст от четырех до пяти лет считается переходным от раннего детства к дошкольному периоду. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
Особенности возраста:
• Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире
• Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
• Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
• Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы.
Навыки и умения
Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок может знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Логическое мышление: развитие Мышления, Памяти, Внимания
1.2 Цели и задачи программы
Цель: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.
Задачи:
-Ознакомление с количественными представлениями, с последовательностью чисел натурального ряда.
-Знакомство с геометрическим фигурами, формой предметов,
размерами, цветом.
- Закрепление представлений о величине.
- Ознакомление с пространственными отношениями.
Развивающие :
- развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, дидактическими играми и пособиями
- развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, мышление
-Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
-Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям, доброжелательное отношение к сверстникам.
-воспитывать умение радоваться своим результатам.
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план
Программа кружка «Разввайка» рассчитана на 32 занятия в год. В соответствии с нормами СанПин 2.4.4.3172-14 занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 20 минут. Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (всей группой 10-15 человек, малыми группами (4-6 человек) и индивидуально. Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, игра (сюжетно- ролевая, логическая, проектная и исследовательская деятельность и т. д.
Структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с инструментами и оборудованием.
II этап. Основная часть. Постановка цели и задач занятия. Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и закрепление новых знаний. Физкультминутка. Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.
III этап. Заключительная часть. Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
1.3.2 Содержание программы
Месяц Сроки проведения Тема Задачи Наглядный материал
ОКТЯБРЬ 1-я неделя «Сравнение предметов».
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Учить сравнивать две группы предметов путём наложения и приложения, находить одинаковые.
Для воспитателя: пять зелёных шариков.
Для детей : пять жёлтых шариков.
2-я неделя «Числа 1, 2». Развивать формовосприятие, мышление, память.
Учить считаь до 2, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше - меньше, поровну; находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве
Для воспитателя: счёты, цифры 1 и 2; игрушки квадратной и круглой формы, два подноса.
Для детей : цифры 1 и 2; два синих и два красных кубика.
3-я неделя «Ориентировка в пространстве» Развивать мышление, внимание, память.
Учить ориентироваться в пространстве: на-верху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счёте в пределах 2, различать и называть цифры 1 и 2 В. : настольный театр; цифры 1 и 2.
Д. : лото «Парные картинки», числовая карточка; мелкие предметы двух видов (по 2 штуки) на подносе.
4-я неделя «Вкусные и полезные» Развивать умение ориентироваться в пространстве; формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному.
Учить различать части суток: утро-вечер, день-ночь; учить называть предметы квадратной и круглой формы.
Для в. : игрушки: зайчик, мишка, мяч; два мешочка
с игрушками круглой и квадратной формы;
фишки.
Для д. : карточки с времен. отрезками.
НОЯБРЬ 1-я неделя «Число 3» Развивать пространственные представления, внимательность, память.
Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо; упражнять в ориентировке в пространстве.
Воспитывать понимание того, что в семье все любят друг друга и заботятся о каждом. Ддя в. : иллюстрации с изо. 3-х членов семьи, карточки с цифрами, мяч.
Для д. : 6 одинаковых кубиков, карточки с цифрами 1, 2 и 3, числовая карточка, два вида предметов (по 4 каждый).
2-я неделя «Сравнение по высоте» Развивать глазомер, пространственное
мышление, формовосприятие.
Учить составлять предмет из трех равнобедренных треугольников; учить сравнивать предметы по высоте, отражать вречи результат сравнения; упражнять в счёте в пределах трёх.
Воспитывать любознательность, активность.
Для в. : две куклы, две ёлки разной величины, несколько бочонков и мисочек разной величины, мяч.
Для д. : констр. типа «Лего», по три равнобедренных треугольника зелён. цвета, выр. из бум.
3-я неделя «Треугольник» Развивать познавательный интерес.
Учить находить предметы названной формы.
Учить составлять домик из четырёх треугольников, сделанных из квадрата.
Учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения.
Для в. : магнитная доска; игрушечный зайчик, 2 квадрата (большой и маленьк., разрез. по диагоналям «Чудесный мешочек» с набором геометрич. фигур.
Для д. : по две карт. на кажд. из кот. 1, 2, или 3пр.
4-я неделя «В деревне» Развивать умение различать вопросы: «Сколько? Который по счёту? На котором
месте стоит?»
Упражнять в счёте звуков на слух.
Закреплять знание о частях суток.
Воспитывать стремление говорить правильно Для в. : игрушки – домашние животные, иллюстрации сельской местности, колокольчик.
Для д. : цветные карандаши.
ДЕКАБРЬ 1-я неделя «Куб, шар» Развивать внимательность, временные и пространственные представления, представление об устойчивости и неустойчивости, слуховое восприятие
Познакомить с геометрическими телами - кубом и шаром; учить обследовать их осязательно – двигательным способом. Для в. : куб и шар, маленькие ворота (дуги); два мешочка, в каждом из которых по пять кубиков и
шариков.
Для в. : карточки с цифрами в пределах четырёх.
2-я неделя «Число 4» Развивать внимательность, мышление и память.
Закрепить знание об образовании числа 4 и цифры 4; учить порядковому счёту (до 4); соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слева направо. Для в. : карточки с цифрами в пределах четырёх.
Для д. : десять одинаковых кубиков, цифры от 1 до 4 (на карточках, числовая карточка, по пять грибочков и ёжиков (карточки).
3-я неделя «День рождения зайчонка» Развивать логическое мышление, внимание, память, пространственные представления.
Познакомить с порядковым значением чисел в пределах 3.
Закрепить знание названий порядковых
числительных в пределах 3, геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Магнитная доска, изо. игрушек – заяц, белка, лиса, ёж, кукольная мебель, карточки с геом. фигур.
Для д. : числовые карточки с кругами от 1 до 3, карточки с геометрическими
фигурами.
4-я неделя «Прогулка по зоопарку» Учить сравнивать множества, выраженные рядом стоящими числами 2 и 3.
Уточнить представления о отличительных признаках прямоугольника.
Упражнять в пространственном расположении предметов относительно себя.
Закрепить представления о диких животных, закрепить употребление слов: угол, вершина, сторона. Для в. : вольеры с дикими животными, расположенные в разных местах
групповой комнаты, магнитная доска, силуэты диких жив., флажок с полотнищем 8*16 см, полоски бум. дл. 8 и 16 см.
Для д. : геом. фиг., флажки
ЯНВАРЬ 1-я неделя «Счёт предметов
по разному расположенных»
Закреплять умение отсчитывать определённое число предметов по образцу и названному числу.
Воспитывать понимание, что число предметов не зависит от их расположения в пространстве. Мяч, лиса, корзина с геометрическими фигурами разных цветов и размеров (по пять штук каждого вида); магнитная доска с цифрами разных цветов, две вырезанные из картона морковки.
2-я неделя «Прямоугольник» Продолжать учить из счётных палочек делать прямоугольник; находить в окружении и
называть предметы прямоугольной формы; считать в пределах четырёх.
Воспитывать любознательность.
Для в. : фишки, мяч,
геометрические формы
Для д. : счётные
палочки в коробке.
3-я неделя «Число 4» Развивать внимание, память, мышление.
Уточнить знание об образовании числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счёту (до 4); соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слева направо.
Воспитывать познавательный интерес, активность. Для в. : карточки с цифрами в пределах четырёх
Для д. : десять один. кубиков, цифры от 1 до 4 (на карточках, числовая карточка, по пять гриб. и ёж. (карт)
4-я неделя «Прямоугольник» Уточнить представления детей о прямоугольнике, закрепить умение различать квадрат и прямоугольник, упражнять в счёте в пределах четырёх; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. Для в. : мышонок; круг и прямоугольник из плотной бумаги; два обруча, мяч.
Для д. : из плотной бум., кв., прямоуг., который в два раза
больше кв. ; лист бумаги и кружок.
ФЕВРАЛЬ 1-я неделя «Сравнение
предметов
по высоте».
сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя
группами предметов, различать количественный и порядковый счёт, закрепить представление о временах суток. Для в. : два обруча; набор геометрических фигур.
Для д. : кусок пластилина, клеёнка.
2-я неделя «На лесной
полянке»
Упражнять в сравнении 2 гр. предметов,
выраженных смежными числами 3 и 4.
Учить отсчитывать 3 и 4 предмета по образцу. Для в. : магн. доска, картина полянки в зимнем лесу, сил. изо. зайцев и белок, илл. жив. средней полосы, карт. С изо. 3 снегирей, 4 синиц, игрушка птица.
Для д. : счётные линейки, разноцв. геометр. фигуры.
3-я неделя «Ориентировка
во времени» Упражнять в классифицировании фигур по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счёте; учить различать и называть части суток; находить одинаковые предметы. Для в: слонёнок, мишка, лошадка, поросёнок,
формочки разной величины и формы.
Для д. : набор геометр фигур разного цвета, вел., формы, картинка с опред. отрезком.
4-я неделя «Вчера и сегодня».
Развивать временные представления, воображение, память.
Закрепить знание образования числа 5. Для в. : игр., геом. фигуры треугольники и круги – по 5 шт., круг, кв., фонограмма спокойной мелодии.
Для д. : карт. с линейн располож. кругов от 1 до 5 (у кажд. реб. 2 карт., одна из кот. с 5 кр., круги, треугольн.
МАРТ 1-я неделя «Что из чего сделано?» Закреплять знания о материалах и их свойствах, представление о количественном и порядковом значении чисел 1 – 4.
Упражнять в раскладывании 3 – 4 предметов по убывающей ширине. Для в. : магн. доска, предм., сдел. из разн.
матер., в том числе
стак. – стекл., дерев., металл., пластмассов,
4 кук. кров. разн.
шир., 4 пол. цвет. ткани один. дл., ра
зной ширины, треуг., кв., прямоугольник.
Для д. : кр. крас. И син. цвет., полоски 2/16 см, 4/16 см, 6*16 см, 8/16 см
2-я неделя «Машины на нашей улице».
Учить сравнивать 2 группы предметов, выраженные рядом стоящими числами 4 и 5.
Упражнять в сравнении 4- 5 предметов по высоте. Для в. : магн. доска, силуэты машин красного и син. цв. – по 5-6 шт. светоф. разной высоты – 4 шт., 4 игрушки раз-ной высоты.
Для д. : мелкие игр.
2 видов – по 6 шт. (или фишки двух цветов).
3-я неделя «Измерение» Развивать пространственные представления, глазомер, мышление, внимание. Для в. : мяч, карт., на кот. нарисован уличн. фонарь.
Для д. : карт., на кот.
нарис. приставная лестница в накл. пол. (такой же высоты, что и фонарь); полоска-мерка (длин. лестн.); ножницы.
4-я неделя «Сравнение предметов по высоте». Упражнять в сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки и обозначении словами результата сравнения (выше, ниже). Для в. : мяч.
Для д. : картинка, на которой нарисованы две ёлки, слегка отличающиеся по высоте; две полоски разной длины, но обязательно длиннее ёлок; карандаш.
АПРЕЛЬ 1-я неделя «Вместе с мамой».
Упражнять в сравнении предметов по ширине путём наложения и приложения.
Закрепить знания о геометрических фигурах; Для в. : магн. доска, силуэты мамы и девочки, 2 квадрата, 5 мячей, 5 кукол.
Для д. : пол. бум. – синяя 3/15 см, красная 6/15,
геометрические фигуры.
2-я неделя «Порядковый счёт» Упражнять в счёте в пределах 5; в сравнении предметов по величине.
Продолжать учить различать количественный счёт и порядковый счёт. Для в. : 3 вазы с цветами: в первой два жёлт. и два красн. цв., во втор. вазе два крас. и три жёлтых цветка, в третьей один жёлтый и два красн.
Для д. : карт. с цифр. разного цвета, по одной пирамидке.
3-я неделя «Физкультурное
занятие».
Развивать представление о межчисловых отношениях, умение определять части суток.
Упражнять в сравнении групп предметов, выраженных смежными числами. Для в. : числ. карт. с количеством предме
тов от 1 до 5, 5 игрушек, картинки – символы частей суток фонограмма спокойной мелодии.
Для д. : картинки действий детей в разное время суток.
4-я неделя «Опасное путешествие» Закреплять умение сравнивать предметы по 2 параметрам; отсчитывать предметы по образцу и названному числу; соотносить натуральные предметы с геометрическими фигурами. Для в. : карт. предм. 5 пирожк., 4 ромашки; сил. корзин разной формы, 2 дорожки разной длины.
Для д. : счётн. лин., геометрич. фигуры, полоски бумаги
разных цветов, 2/5 см и 2/10 см.
МАЙ 1-я неделя «Ориентирование в пространстве».
Упражнять в различении количественного и порядкового счёта.
Учить правильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счёту? Для в. : большой лист голубой бумаги, лист бумаги с наклеенными иллюстрациями знакомых детям предметов.
2-я неделя «Счёт по образцу, числа и цифры
1, 2, 3, 4, 5». Закрепить умение считать в пределах 5,
соотносить цифру с количеством предметов.
Учить решать логические задачи на сравнение. Для в. : задания на карточках, корзина с овощами и фруктами, горшочек с задачами, две картинки на нахождение отличий.
3-я неделя «Установление соответствия между цифрой и количеством
предметов.
Слева, посередине, справа». Учить соотносить цифру с количеством предметов, обозначать словами положение
предмета на листе бумаги (слева, справа, в
середине). Игрушки: белочка и
зайчик, задания на карточках, грецкие орешки.
4-я неделя «Сравнение
множеств и
установление
соответствия
между ними». Закреплять умения сравнивать по количеству две группы предметов, устанавливать равенство между ними; различать, где один предмет, а где много; считать слева направо, называть
числительные по порядку. Для в. : посылка, внутри которой пять апельсинов цифры от 1 до 5, игрушка
Чебурашка, набор кубиков.
1.3.3 Календарный учебный график
Режим занятий
06.10.2023г. - 17.05.2024г. 32 10 часов 1 раз в неделю
20 минут
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К концу учебного года при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка 4 – 5 лет.
• Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.
• Считает до 5 и дальше (количественный, порядковый счет).
• Называет числа в прямом (обратном) порядке до 5, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 5).
• Соотносит цифру (1 – 5) и количество предметов.
• Различает величины; длину (ширину, высоту) и способы их измерения (наложение, приложение).
• Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
• Различать и называть: круг (овал, многоугольники (треугольники, прямоугольники, шар, куб. Проводить их сравнение.
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.)
• Уметь определять временные отношения (вчера, сегодня, завтра); называть части суток и знать их основные признаки.
• Знать состав чисел в ряду 1 - 5 (из отдельных единиц, уметь составлять из двух меньших.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, и времени прохождения материала.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Условия реализации программы
Для реализации ДОП созданы необходимые условия:
1. Для занятий кружка есть необходимые по количеству детей оборудование и инвентарь.
2. Тщательно подобраны традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с песком.
3. Подготовлены необходимые материалы и атрибуты.
2.1.1 Материально-техническое обеспечение
Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:
-Дидактические игры:
«Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и
маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.
-Картотеки:
«Геометрические фигуры», «Цвета».
-Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки
большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки
-Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе) : игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов, шнурки, бусинки.
2.1.2 Информационно-образовательные ресурсы
1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988.
3. Интернет ресурсы.
2.1.3 Методическое обеспечение программы
Основными формами реализации дополнительной общеобразовательной программы детей, являются:
• фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребенка);
• дидактические игры;
• логические игры и задачи;
• занятия путешествия;
• обыгрывание ситуаций;
• проблемные ситуации
Методы организации учебно-воспитательного процесса:
Наглядные методы включают в себя:
• наглядно – слуховые (слушание музыки в аудиозаписи);
• наглядно - зрительные (дидактический материал);
• сенсорно - моторные (обследование);
• формы несловесной поддержки - улыбка, подбадривающее пожатие
руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,
подмигивание, обнимание за плечи и т. д. ;
• рассматривание иллюстраций, картин, образцов.
Словесные методы:
• объяснение - краткое, четкое, эмоциональное;
• указания - даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально;
• вопросы - четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память
• Пояснения, уточнения;
Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.
Практические методы:
• метод упражнений. Связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала;
• игровой метод занятия носит игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт.
Формы:
Индивидуальные игры
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, помогают тщательно изучить и понять материал, применять самостоятельно.
Групповые игры
Групповые игры направлены на умение действовать сообща, дружно, формировать умение конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими. Групповые формы работы развивают открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.
2.2 Формы аттестации
Итогом реализации образовательной программы являются оформление выставочного стенда с работами детей в группе; методические рекомендации для родителей. Способы контроля и критерии оценки: педагогическое наблюдение, устный опрос и собеседование. Контроль занятий и оценивание проходят дважды в год по критериям - низкий, средний, высокий уровень.
2.3 Оценочные материалы
Диагностика результатов обучения по программе проводится 2 раза за период обучения: входная диагностика – в начале первого учебного года, итоговая диагностика - в конце обучения по программе. Диагностика умений проводится по 3-х балльной шкале.
Критерии диагностики:
3 балла Высокий уровень: задание выполнено самостоятельно и правильно. Ребенок выполняет задание до конца сам, знает фигуры,
2 балла Средний уровень: задание выполнено с помощью взрослого. Ребенку часто требуется помощь взрослого, сам ребенок выполняет половину задания. Обладает соответствующими навыками в начальной степени.
1 балл Низкий уровень: задание не выполнено даже при помощи взрослого. Ребенок не различает цвет, форму и другие сенсорные эталоны, не называет и не различает цифры.
Диагностические показатели освоения курса программы
В каждом столбце выставляется от 1 до 3-х баллов. В конце года все баллы суммируются. Высокий/(продвинутый) уровень освоения программы – от 8 до 9 баллов. Средний/(базовый) уровень освоения программы – от 4 до 6 баллов. Низкий/(стартовый) уровень освоения программы – от 1 до 3 баллов.
№ ФИО Входная диагностика Итоговая диагностика