Светлана Шленкина
Дополнительная общеобразовательная программа «Краеведение с обучением мордовского языка» 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная программа кружковой работы по подготовке детей к обучению мордовского языка старших дошкольников «Краеведение с обучением мордовского языка» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик.
Актуальность программы.
Темочки:
- Мордовия
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культурообразующей системе преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурного базиса ребенка играет приобретение знаний по национальной культуре. О какой гармонии развития личности может идти речь, если человек, будущий взрослый член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру. И даже если этот человек другой национальности, но живет на этой земле, ему просто необходимо знать, кем и чем славится этот край.
Роль детского сада в этом многотрудном и длительном процессе особенно велика. Именно до школы необходимо начать изучение языка, фольклора, национальной литературы и искусства, закладывая тем самым основу духовной культуры.
Воспитывать у детей интерес и любовь к национальной культуре и традициям очень важно. Потому что, во-первых, это познавательно, а во-вторых, интересно. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. И пусть он не знает мордовского языка, но видит иллюстрацию, замечает там девочку в красивом платье с необычным орнаментом. Ребенок сравнивает свою одежду с её одеждой и обязательно у него созревает познавательный интерес.
Интерес к национальной культуре воспитывается не только во время занятий. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наметилась тенденция обучения детей мордовским языкам.
В нашем детском саду создан кружок «Краеведение с изучением мордовского «Эрзя» языка» по обучению детей мордовскому языку.
Направленность образовательной программы : пробуждение у ребенка интереса к культуре мордовского народа, стремления к общению на одном из мордовских языков.
Новизна программы в том, что детей обучают мордовскому языку, из года в год, последовательно, систематически, что дает возможность детям понять разговорную речь. Эта программа является образовательной, так как в доступной форме позволяет детям разного возраста получить полноценные знания мордовского языка.
Педагогическая целесообразность.
При разработке программы учтены принципы обучения языку детей дошкольного возраста:
1. принцип развивающего обучения;
2. функционально-семантический принцип;
3. принцип целостности;
4. принцип системности и комплексной реализации задач: образовательных, развивающих, воспитательных;
5. принцип личностно-ориентированного подхода;
6. принцип культуросообразности.
Программа ориентирована на системный подход, предполагающий синтез речевых умений, духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Достижение стратегической цели программы предусматривает решение целого комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Цель программы – приобщение дошкольников к культуре мордовского народа, развитие творческих способностей у детей.
Задачи программы :
Образовательные:
1. Дать детям представление о мордовском языке.
2. Расширение активного и пассивного лексического запаса.
3. Обучение дошкольников мордовской (эрзянской) разговорной речи.
4. Приобщение детей к культуре мордовского (эрзя) народа.
Развивающие:
1. Развивать индивидуальные способности детей, самостоятельность, инициативу.
2. Развитие интеллектуальных способностей, внимания и памяти.
3. Развитие языковых способностей у детей: память, внимание, речевой слух, владение любимыми произносительными навыками.
4. Развивать любознательность.
Воспитательные:
1. Формирование чувств сопричастности к достижениям земляков в области культуры.
2. Формировать познавательный интерес к языку, литературе народов, проживающих в Мордовии.
3. Формировать национальное самосознание детей, уважение к своему народу.
4. Воспитывать любовь к родному языку, чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ.
Программа рассчитана на детей 5-6лет.
Сроки реализации: на один год обучения (32 занятия в год).
Форма и режим занятий.
Количество детей в подгруппе: 8-10 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 25 мин.
Ожидаемые результаты.
Усвоить словарь, предназначенный для старшей группы.
-давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки (цвет, вкус, размер, принадлежность тому или иному лицу).
-рассказывать о себе (как зовут, сколько лет, кто у него в семье).
-знать 1 -2 стихотворения, песенки, считалки, загадки и другие небольшие произведения музыкально поэтического творчества мордовского народа.
-уметь считать от 1 до 10.
-уметь вести небольшой диалог, используя активный и пассивный словарь.
-уметь понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала.
Список литература
1. «Мы в Мордовии живем» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О. В. Бурляева и другие. – Саранск: Мордов. кн. изд – во, 2011.
2. Мордовское декоративно-прикладное искусство в дошкольном образовательном учреждении : методические рекомендации/ авт. -сост. О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина – Саранск: Мордов. гос. пед. институт,2013.-60с.
3. Уроки мокшанского, эрзянского. Н. Б. Голенков-С. ; изд. Дом «Писатель», 2006
4. Учимся думать и говорить по-мокшански, по-эрзянски. Учебное пособие. Н. Голенков-С. ; изд. Дом «Книга», 2009 и другие иллюстрированные книги о Мордовии.
5. Исайкина А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных учреждениях Республики Мордовия : Программа и методические рекомендации// Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр финно - угорских народов; МО Республики Мордовия, МРИО. – Саранск, 2007.
6. Методические разработки по обучению детей среднего дошкольного возраста эрзянскому языку. Упр. Образ. Город. Округа Саранск МУ «Информационно-методический Центр» ГМУ Национальных культур народов Поволжья, - Саранск, 2008.
7. Арзяня (Сундучок). Программа и методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста мокшанскому языку в условиях русскоязычного детского сада/ (В. М. Иванушкина, Е. Н. Неясова). – Саранск: Референт, 2013
8. Мордовский народный костюм : Альбом. /Сост. и авт. текста: Т. Т. Прокина, М. И. Сурина, Сост. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990
9. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»). Пособие для дошк. образ. учреждений Р. М. / Авт. – сост. Е. Н. Киркина. – Саранск:Мордов. кн. изд – во, 2004