Наталья Владиславовна Тарасова
Дополнительная общеобразовательная программа «Калейдоскоп знаний» для детей 9–13 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
краткосрочная (с 25.11.2019 г.)
социально-педагогической направленности
«Калейдоскоп знаний»
Срок реализации программы : 1 год
Возраст учащихся: 9-13лет
Уровень освоения: базовый
Разработчик программы :Тарасова Наталья Владиславовна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
р. п. Ишеевка, 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Калейдоскоп знаний“ для детей 9–13 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка…. 4-11
1.2. Цель и задачи программы …12
2. Учебный план …. …. 13-14
3. Содержание программы …. ….15-21
4. Комплекс организационно-педагогических условий
4.1. Календарный учебный график ….…. 22-24
5. Условия реализации программы
5.1. Кадровое…. 25
5.2. Материально-техническое обеспечение ….…. 25
5.3. Информационное обеспечение ….…. 25-26
6. Список литературы
6.1. Список литературы для педагога …. …. 27
6.2. Список литературы для учащихся …. ….…. 27
6.3. Список литературы для родителей …. 27-28
ПРИЛОЖЕНИЯ ….29-35
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразова-тельной общеразвивающей программы
Нормативное обеспечение программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп знаний» разработана в соответствии со следующими документами:
• Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
• Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-р;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее- СанПин);
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
• Устав МУ ДО ИДДТ;
• Положение об объединении (локальный акт).
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп знаний» является модифицированной и составлена на основе Дополнительной программы «Игротека» автор-составитель: Попкова Н. Ю., педагог дополнительного образования, г. Нижняя Тура, п. Ис, 2016г. и рабочей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Получи знания» г. Москва, 2016 г.
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.
Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать.
Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявлять свои дарования, развивать подвижность и гибкость мышления, учиться рассуждать, мыслить, и создано объединение «Калейдоскоп знаний». В программу входят игры и задания на развитие памяти, внимания и речи, фантазии и воображения, логические и подвижные игры, конкурсные программы, познавательные игры, викторины, праздники.
Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребёнка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребёнок познаёт мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.
Также игра – это:
мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение в ценностную палитру новых для него отношений;
деликатное диагностирование социального развития;
профессионально-изящная форма социально-педагогического тренинга;
способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, вставших перед ним в реальной повседневности;
один из простых и легких способов формирования товарищества и дружбы между детьми.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана для обучающихся 9-13 лет.
Программа в доступной и увлекательной форме позволяет детям школьного возраста получить полноценные знания через интеллектуальные игры, включает их в творческую деятельность. Участие родителей в образовательном процессе считается обязательным.
Реализация настоящей программы требует от педагога дополнительного образования особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к учащимся.
-Уровень освоения программ : базовый.
«Базовый уровень» программы предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно- тематического направления программы.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития ребенка психических процессов, физического и нравственного развития ребенка через огромное разнообразие игр, применяемых педагогом в процессе работы.
-Направленность программы – социально-педагогическая.
-Актуальность программы – гармоничное и всестороннее воспитание личности, основывающееся на интеллектуальном и творческом развитии детей, развитии в единстве умственных способностей, личностных качеств и трудовых навыков. Важно воспитать активных и творческих людей, способных принимать нестандартные решения, умеющих управлять процессами творчества, фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуацией.
-Новизна дополнительной общеобразовательной программы -учитывая естественные интересы детей, необходимо воспитывать у них новые – интересы к познавательной деятельности, к жизненным делам, к науке, к труду и т. п. То есть занятия должны носить не просто развлекательный характер, а способствовать самовоспитанию способностей детей. В связи с этим, осуществляется переход от игры к труду, как физическому (рукодельные работы, выступления на сцене, участие в соревнованиях и т. д., так и умственному (решение головоломок, ребусов, логические игры и т. д.) через:
- новое решение проблем дополнительного образования;
- новые методики преподавания;
- новые педагогические технологии в проведении занятий.
-Отличительные особенности программы.
На первых занятиях очень важно сделать привлекательной форму работы объединения. Необходимо учесть все интересы детей : и разные («польза», «тайна», «помощь», «красота», «общение», «открытие», «познание», и общение (юмор, игры, театрализация, движение, новизна, смена впечатлений, соревновательность, для чего на первых занятиях проводится диагностика интересов и мотивации познавательной деятельности. В соответствии с результатами диагностических упражнений строятся сюжеты занятий и подбираются задания, которые устраивают детей разного склада. Содержание программы «Калейдоскоп знаний» способствует интенсивному развитию интеллектуальных и творческих способностей, что соответствует познавательным интересам современного ребёнка. Главными путями реализации программы являются игровые занятия, а также самостоятельная детская деятельность, игровые тренинги. Все занятия объединения наполнены разнообразными играми. Здесь следует отметить огромную роль игр в воспитании и развитии детей.
-Педагогическая целесообразность программы.
Однако практика показала, что и игры детям могут надоесть, если их не организовывать надлежащим образом. Поэтому нужно воспользоваться опытом учителя урока творчества А. А. Нестеренко. Надо учесть разные интересы детей : как интересы «теоретиков», так и интересы «мечтателей», как интересы «юных художников», так и интересы «юных бизнесменов»… Необходимо так составить занятия, чтобы у каждого ребёнка было соответствующее его способностям поле деятельности, где он мог бы бороться за право быть лучшим. При этом необходимо так подбирать игры, чтобы предложенные задания опережали актуальный уровень и приводили в движение силы, находящиеся в зоне ближайшего развития (по Выготскому). Однако есть вещи, безусловно, ценные для каждого человека. Так, все дети любят юмор, игры и театрализации, движение, новизну, смену впечатлений, задания, связанные с их личной жизнью, соревновательность. Учитывая естественные интересы детей, необходимо воспитывать у них новые – интересы к познавательной деятельности, к жизненным делам, к науке, к труду и т. п. То есть занятия должны носить не просто развлекательный характер, а способствовать самовоспитанию способностей детей.
-Адресат программы.
Учащиеся в возрастной категории от 9 до 13 лет, проявляющие интерес к интеллектуальным играм. Программа составлена с учётом возрастных особенностей на основе планомерного и преемственного формирования и развития научных фактов и идей. В учебной группе занимаются 15 учащихся.
-Примерный портрет учащихся в возрастной категории от 9 до 13 лет: это дети младшего школьного звена и среднего звена. Таким детям интересно всё, что неизвестно и требует действий. Они легко идут на контакт, редко стесняются, открыто выражают свои эмоции.
Методика работы с детьми построена в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на поисковую активность детей. На поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, нельзя реагировать на их ответы отрицательно. Ребёнок вправе ответить, так как он считает нужным, как понимает, чувствует, видит. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, а также пробуждать желание прийти на мастер-класс снова.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Такой систематический курс как «Калейдоскоп знаний» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему.
-Объём и срок освоения программы : учебных 50 часов. Продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Калейдоскоп знаний» составляет 1 год.
-Комплектование учебных групп: 15 человек.
Состав групп – постоянный. Освоение программы не требует предварительной подготовки и специального отбора учащихся. Возможен дополнительный набор учащихся в течение года.
-Форма обучения: очная.
Фома проведения занятий: групповая, индивидуально-групповая. Занятие проводится со всей группой, индивидуальная работа ведется во время основного учебного времени. Программой предусмотрены такие формы обучения учащихся: тренинги, учебные работы, соревнования, мастерские, мастер-классы, игровые квесты, ролевые игры, выполнение самостоятельных работ, участие в концертах, открытые занятия в рамках методических объединений для педагогов дополнительного образования или для родителей, творческие отчёты.
Виды занятий:
Интеллектуальные, познавательные игры
Тематические викторины
Беседы
Встречи с интересными людьми
Короткие сообщения членов кружка
Инсценировка - экспромт
Упражнение в решении орфографических задач, ребусов, загадок, задания «Проба пера», решение кроссвордов
Проведение праздников, конкурсов
КВН, викторина, интеллектуальный турнир
Игра-путешествие
Открытые занятия и экскурсии.
Все это поможет закреплению материала, организует досуг обучающихся.
Принципы программы :
Создание ситуации успеха.
Уважительное отношение между детьми и взрослыми.
Личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Использование методов, приё мов:
игровые моменты; соревнования; конкурсы; тематические познавательные прогулки; встречи с интересными людьми; использование компьютера в работе;
частично-поисковый метод, поручение, характеристика явлений или предметов, приёмы, стимулирующие внимание, вовлечение в рассуждение, указание на предстоящие трудности и предстоящие ошибки, повышение требований к качеству выполняемой работы в соответствии с развитием индивидуальных способностей обучающихся, представление меньшего объёма работы слабому ребёнку, поощрение, проблемные ситуации, мотивационные приёмы.
-Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по утверждённому расписанию – 2 часа в неделю, 8 часов за месяц. Всего 25 учебных недель. Структурно занятие в 2 академических часа (планируется по 45 минут) с 10 минутным перерывом. Учащиеся по данной программе могут заниматься в оборудованном кабинете в соответствии с требованиями СанПиНа.
-Механизм реализации программы :
Методика работы с детьми построена в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на поисковую активность детей. На поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, нельзя реагировать на их ответы отрицательно. Ребёнок вправе ответить, так как он считает нужным, как понимает, чувствует, видит. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, а также пробуждать желание прийти на мастер-класс снова.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы : создавать условия и обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и развития интеллектуальных способностей ребёнка, прививать любовь к родному языку.
Задачи программы :
Образовательные
• способствовать расширению кругозора.
• дать возможность сопоставить собственные результаты с результатами других участников;
• предоставлять учащимся возможность самореализации в соревновательной деятельности на учебном и внеучебном материале;
• предоставлять возможность по совершенствованию навыков работы с тестовыми заданиями.
Развивающие
• развивать интеллектуальные способности учащихся;
• развивать интерес учащихся к изучению школьных предметов.
Воспитательные
• воспитывать коммуникативную культуру школьников;
• воспитывать систему нравственных межличностных отношений.
1. Тема «Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПДД».
«В гостях у Почемучки». История возникновения игры.
Теория: Определения терминов «игра» и «конкурс». История возникновения игры. Беседа с учащимися о правилах поведения на занятиях по сохранению здоровья. Повторение правил дорожного движения.
Практика: Просмотр презентации «Дорога опасна и непредсказуема». Проведение викторины «Безопасный маршрут». Рассказ педагога об истории возникновения игры. Ознакомить обучающихся с различными видами игр.
Форма контроля: обсуждение итогов викторины. Проведение начальной диагностики, тестирования по знаниям, интересам учащихся.
2. Тема «Литературные герои в ребусах».
Теория: Определение термина «ребус». Беседа с учащимися о сказках, литературных героях.
Практика: Ознакомить обучающихся с видами ребусов. Просмотр короткометражных мультфильмов по сказкам.
Форма контроля: конкурс между учащимися.
3. Тема «По страницам любимых сказок». Викторина
Теория: Определение термина «сказка». История возникновения сказки. Определения атрибутов в сказках старославянского значения.
Практика: Ознакомить обучающихся с правилами игры. Просмотр презентации из старославянских слов, представленных атрибутов.
Форма контроля: конкурс между учащимися.
4. Тема «Русские народные сказки, пословицы и загадки».
Теория: Определения терминов «сказки», «пословицы» и «загадки». История возникновения пословиц и загадок.
Практика: Ознакомить обучающихся с заданиями. Просмотр презентации с обсуждением по загадкам и пословицам с картинками.
Форма контроля: тест.
5. Тема «Чайнворд «С русским языком про всё на свете»
Теория: Определение термина «чайнворд». История возникновения чайнворда.
Практика: Ознакомить обучающихся с чайнвордом. Показ видео о русском языке.
Форма контроля: командная игра.
6. Тема «Кто? Что? Почему?» Из нарицательных в собственные.
Теория: Определение нарицательных и собственных слов.
Практика: Ознакомить обучающихся с нарицательными и собственными словами. Просмотр презентации о нарицательных и собственных словах.
Форма контроля: командная игра.
7. Тема «Игра слов. Антонимы»
Теория: Определение термина «антонимы».
Практика: Ознакомить обучающихся с правилами игры. Просмотр видеоролика об антонимах.
Форма контроля: командная игра.
8. Тема «Орфографические задачи».
Теория: Определение термина «орфограммы».
Практика: Ознакомить обучающихся с правилами игры.
Форма контроля: командная игра.
9. Тема «Викторина «В стране Букволандии»
Теория: Определение термина «викторина».
Практика: Ознакомить обучающихся с викторинами. Просмотр видеоролика о буквах русского языка.
Форма контроля: конкурс между учащимися.
10. Тема «Размотай паутинку» (задания-шутки).
Теория: Определение термина «задания-шутки».
Практика: Ознакомить обучающихся с правилами игры. Просмотр презентации о шуточных заданиях.
Форма контроля: игра между командами.
11. Тема «Турнир сообразилок. Волшебная анаграмма».
Теория: Определение термина «анаграмма».
Практика: Ознакомить обучающихся с анаграммами через просмотр презентации.
Форма контроля: конкурс между учащимися.
12. Тема «Игра-путешествие «Шкатулка с секретом».
Теория: Определение термина «игра-путешествие».
Практика: Ознакомить обучающихся с правилами игры.
Форма контроля: командная игра.
13. Тема «Аукцион шуток и загадок».
Теория: Определения терминов «аукцион», «шутки», «загадки». История возникновения аукцинов.
Практика: Ознакомить обучающихся с правилами игры через просмотр видеоролика.
Форма контроля: командная игра.
14. Тема «Игры-забавы».
Теория: Определение термина «игра-забава».
Практика: Ознакомить обучающихся с правилами игры.
Форма контроля: конкурс между учащимися.
15. Тема «Игра «Всё на свете интересно»
Теория: Определение термина «игра».
Практика: Ознакомить обучающихся с правилами игры. Просмотр видеороликов различных игр.
Форма контроля: командная игра.
16. Тема «Игра «Тайник чудес».
Теория: Определение термина «игра».
Практика: Ознакомить обучающихся с правилами игры. Просмотр видеороликов с играми с участием детей.
Форма контроля: командная игра. Промежуточная диагностика за 1 полугодие.
17. Тема «Игра «О, счастливчик!»
Теория: Определение термина «игра». История возникновения игры «О, счастливчик!».
Практика: Ознакомить обучающихся с правилами игры. Просмотр видеороликов с телевизионной игрой.
Форма контроля: командная игра.
18. Тема Брейн-ринг «Интеллектуал».
Теория: Определение термина «брейн-ринг». История возникновения игры.
Практика: Ознакомить обучающихся с правилами игры. Просмотр видеороликов с телевизионной игрой.
Форма контроля: командная игра.
19. Тема «Тематическая игра «Что? Где? Когда?»
Теория: Определение термина «игра». История возникновения игры «Что? Где? Когда?».
Практика: Ознакомить обучающихся с игрой. Просмотр видеороликов с телевизионной игрой.
Форма контроля: конкурс между учащимися.
20. Тема Игра «Звёздный час».
Теория: Определение термина «игра». История возникновения игры «Звездный час».
Практика: Ознакомить обучающихся с правилами игры. Просмотр видеороликов с телевизионной игрой.
Форма контроля: командная игра.
21. Тема «Своя игра».
Теория: Определение термина «игра». История возникновения игры «Своя игры».
Практика: Ознакомить обучающихся с правилами играми. Просмотр видеороликов с телевизионной игрой.
Форма контроля: командная игра.
22. Тема «Созвездие умников».
Теория: Определение термина «конкурс».
Практика: Ознакомить обучающихся с правилами игры. Просмотр видеороликов с телевизионной игрой.
Форма контроля: конкурс между учащимися.
23. Тема «Мой родной посёлок».
Теория: История возникновения поселка.
Практика: Ознакомить обучающихся с правилами играми. Просмотр видеороликов об Ульяновском районе.
Форма контроля: тест.
24. Тема «Викторина "Самый, самая, самое. "
Теория: Определение термина «викторина».
Практика: Ознакомить обучающихся с заданиями. Просмотр видеоролика об Ульяновской области.
Форма контроля: тест.
25. Итоговое занятие
Теория: обсуждение учащихся занятий по итогам года.
Практика: Ознакомить обучающихся с итогами знаний, полученных от занятий объединения. Просмотр презентации с фотографиями о деятельности объединения.
Форма контроля: итоговой контроль.
4. Комплекс организационно-педагогических условий
4.1. Календарный учебный график
Место проведения: на базе МОУ Ишеевского многопрофильного лицея имени Н. К. Джорджадзе (1 здание, кабинет №10 (технологии)
Планируемые результаты
- Расширятся возможности для интеллектуального, творческого развития личности учащегося, реализуются их интересы.
- Повысится интерес учащихся к изучению школьных предметов.
- Увеличится рост личностных достижений.
- Установятся гуманные отношения партнёрского сотрудничества.
- Накопится опыт творческой деятельности.
- Расширится детский кругозор.
- Личностными результатами изучения объединения «Калейдоскоп знаний» являются:
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств;
- культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни.
- Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.
Формы контроля
Процесс обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и контроля:
1. Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: опрос, тестирование.
2. Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы. Формы контроля: участие в конкурсах, фестивалях разного уровня.
5. Условия реализации программы
5.1. Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования Тарасова Наталья Владиславовна, имеющая высшее образование: квалификация «филолог-преподаватель», первую квалификационную категорию по должности педагог дополнительного образования и высшую квалификационную категорию по должности учитель.
5.2. Материально-техническое обеспечение:
ПАСПОРТ КАБИНЕТА №10
Оборудованный кабинет №10 по требованиям СанПина
Площадь: 75 кв/м. Освещение, теплообеспечение в норме.
Учебная доска, учебные парты для учащихся соответствующие возрасту учащихся на 15 детей. Техническое оснащение:
- музыкальный центр,
- ноутбук,
- МФУ,
- экран,
- проектор.