Хомякова Нелли Евгеньевна
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Умелые ручки» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Умелые ручки»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Хомякова Нелли Евгеньевна
Москва 2020
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…3
Цель и задачи программы…3
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий….4
Планируемые результаты…. 4
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности „Умелые ручки“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…
Учебно-тематический план…5-14.
Содержание учебно-тематического плана….
Календарно-тематическое планирование….
ФОРМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ….
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ….
Учебно-методическое обеспечение….
Материально-технические условия реализации программы….
Список литературы…15
ПРИЛОЖЕНИЯ….
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Умелые ручки» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и разработана в соответствии с федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и основными положениями Концепции развития дополнительного образования РФ, Приказом Минобрнауки России №1008 от 29.06.2013 «Об утверждении организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам и методическими рекомендациями Минобрнауки РФ от 18.11.2015г.
Направленность программы : художественная
Уровень освоения программы : ознакомительный.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи.
Новизна программы состоит в том, что она спроектирована на основе интеграции всех образовательных областей по ФГОС и направлена на формирование творческих способностей у детей.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие. Выбрав данное направление в работе с детьми, я считаю его актуальным, важным и необходимым.
Отличительные особенности программы : Программа «Умелые ручки»» модифицированная, объединяет в одно целое такие понятия, как «личность», «общество», «творчество». Данная программа составлена в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А., Васильевой, (2014г)., в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, сориентирована на личностный подход к ребенку.
Цель программы : знакомство со способами нетрадиционного рисования, аппликация из различных материалов (в том числе бросовых, лепка с использованием природных материалов, создание барельефа и мозаики на пластилиновой основе.
Задачи программы :
Обучающие:
1. Сформировать у детей интерес к художественному творчеству,
2. Познакомить со свойствами различных материалов.
3. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, в том числе – нестандартными.
Развивающие:
1. Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции, умение пользоваться простейшими инструментами.
2. Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческих способностей и фантазии.
3. Учить соединять и наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.
Воспитательные:
1. Формировать у детей положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
2. Воспитывать художественный вкус.
3. Вызывать радость от совместного творчества, проявляя усидчивость, терпение.
Возраст обучающихся – 4 -5 лет.
Срок реализации программы : 1 год.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма занятий групповая.
Занятия проводится с группой детей 2 раза в неделю (во 2-й половине дня, по вторникам и четвергам.
Количество часов в неделю- 2 раза в неделю, в месяц – 8.
Количество часов в год -:76
Предусмотрены перерывы для отдыха и проветривания помещения, режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172 -14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Планируемые результаты
У воспитанников будет развито:
1. Интерес к художественному творчеству, способен направлять внимание под воздействием инструкции взрослого.
2. Развитие твердости рук, технических навыков.
3. Умеют распределять предметы по сенсорному признаку: цвет, форма, величина.
Воспитанники будут знать и уметь:
1. Научатся пользоваться простейшими инструментами: правильно держать карандаш, кисть, фломастер, ножницы, познакомятся со стекой. Научатся закрашивать рисунки кистью, карандашом, мятой бумагой и другим нестандартным оборудованием.
2. Научатся соединять и наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов.
3. Знают основные геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
У воспитанников будет воспитано:
1. Уверенность в своих силах.
2. Аккуратность, самостоятельность.
3. Личностные качества (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные направления программы дополнительного образования «Умелые ручки» :
- нетрадиционные формы рисования
-работа с бумагой и картоном (аппликация)
- лепка
- работа с природным материалом
- работа с бросовым материалом
- пластилинография
- конструирование
Учебно-тематический план
Тематический план занятий на 2020-2021 год
Месяц Неделя Тема Содержание (цель)
Сентябрь 1 Вводное занятие
«Знакомство с различными материалами для творчества» Познакомить детей с различными материалами (бумагой, картоном, пластилином, природным, бросовым). Формировать у детей интерес к художественному труду.
Сентябрь 1 Барельеф
«Овощи».
Учить детей работать с пластилином. Отделять от большого куска маленькие кусочки, размещать на бумажной основе (тарелке)
Сентябрь 2 Объемная аппликация
«Овощная фантазия» Учить детей делать объемную аппликацию из цветной бумаги на картонной основе (тарелке) Развивать творческое воображение.
Сентябрь 2 Аппликация с использованием пластилина «Яблоки в осеннем саду» Учить детей наносить пластилин на картон, прилагая усилие. Развивать мелкую моторику и восприятие в ходе самостоятельного выбора цвета пластилина.
Сентябрь 3
Аппликация «Осеннее дерево». Дать инструктаж по технике безопасности.
Вызвать у детей интерес к аппликации из осенних листьев. Развивать фантазию в ходе самостоятельного выбора листочков. Учить создавать целостный образ из частей.
Сентябрь 3 Лепка «Грибок» Учить детей работать с пластилином и природным материалом. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали, пользуясь стекой, наносить рисунок.
Сентябрь 4 Аппликация из ватных дисков «Зайка – длинное ухо» Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. Учить делать зайца из ватных дисков и картона. Закреплять понятие «дикий-домашний»
Сентябрь 4 Аппликация «Озорной лисенок» Совершенствовать умение работать с природным материалом. Учить делать аппликацию из листьев.
Сентябрь 5 Конструирование «Звери в лесу» Закреплять умения детей в конструировании из природного материала (шишек, желудей, палочек и т. д.). Развивать воображение в ходе создания композиции. Учить работать коллективно.
Октябрь 1 Аппликация «Веселое солнышко» Учить резать бумагу по прямой линии, сгибать полоски пополам. Развивать воображение, умение создавать композицию из цветных полосок бумаги.
Октябрь 1 Лепка «Смешные человечки» Учить детей делать игрушки из природного материала с использованием пластилина.
Октябрь 2 Аппликация «Осенний листопад» Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина. Учить ориентироваться на плоскости. Развивать сенсорные представления -восприятие цвета, мелкую моторику, тактильные чувства. Воспитывать воображение.
Октябрь 2 Конструирование «Ёжик»
Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию из скорлупы грецкого ореха и гречки
Октябрь 3 Аппликация «Разноцветный мухомор» Упражнять в аккуратном наклеивании силуэта гриба на лист бумаги и рисовании травки пальчиками.
Октябрь 3 Барельеф «Дерево осенью»
Учить детей выкладывать на картоне силуэт дерева из пластилиновых колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали: скатывать шарики из пластилина и украшать ими изделие. Развивать творчество.
Октябрь 4 Рисование «Яблочный компот» Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины.
Октябрь 4 Рисование «Дождик» Продолжать знакомство с разной техникой выполнения рисунков. Показать приём получения коротких линий из точек (мелкий дождик, капельками и сильный, как ливень).
Октябрь 5 Барельеф «Осенний дождь» Продолжать знакомить детей с техникой «Барельеф». Учить детей работать с пластилином. Отделять от большого куска маленькие кусочки, размещать на бумажной основе.
Октябрь 5 Лепка «Улитка осенью» Совершенствовать умение работать с пластилином. Учить детей работать с пластилином. Отделять от большого куска маленькие кусочки, размещать на бумажной основе.
Ноябрь 1 Конструирование «В осеннем лесу» Учить работать с природным материалом. Учить работать с клеем, кисточкой, пользоваться салфеткой. Развивать чувство композиции
Ноябрь 1 Конструирование «Черепаха» Учить детей делать игрушки из грецкого ореха. Развивать творческое воображение
Ноябрь 1 Лепка «Колючий еж»» Учить детей соединять два оттенка пластилина, добиваясь до полного соединения. Катать шарик, делая из него конус (мордочка, соединять детали. Воспитывать самостоятельность. Учить пользоваться нетрадиционным материалом (семечками).
Ноябрь 2 Конструирование «Ловкая белочка» Продолжать знакомить детей со способом конструирования из бумаги - изготовление поделок из полосок; аккуратно наклеивать, создавать композицию,
Ноябрь 2 Аппликация «Фруктовая фантазия» Учить использовать нетрадиционный материал (салфетки) в работе,
создавать красивый натюрморт. Воспитывать аккуратность и
внимание.
Ноябрь 3 Рисование «Встреча лисы и Колобка» Продолжать учить детей передавать особенности изображаемых предметов, используя тычок, жесткой полусухой кистью. Доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисточки.
Ноябрь 3 Лепка «Колобок» Учить детей работать с пластилином и природным материалом. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали, пользуясь стекой, наносить рисунок.
Ноябрь 4 Рисование «Котенок» Продолжать учить детей передавать особенности изображаемых предметов, используя тычок, жесткой полусухой кистью. Доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисточки.
Ноябрь 4 Лепка «Филин» Продолжать учить соединять в поделке природный материал и пластилин; соединять части прижимая их. Учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине.
Декабрь 1 Оттиск скомканной бумагой «Снежная баба»
Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумагой. Доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки.
Декабрь 1 Лепка «Снегирь» Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение. Учить создавать композицию.
Декабрь 2 Рисование «Зимняя береза»». Учить рисовать гуашью. Учить рисовать снег способом - примакивания (поролоном). Развивать воображение при работе с красками. Развивать чувство композиции.
Декабрь 2 Рисование «Зимний пейзаж» Начинать знакомить детей с пейзажем. Учить рисовать зимние деревья всей кистью и кончиком кисти. Развивать любовь к природе, воображение и эмоционально-эстетические чувства.
Декабрь 3 Конструирование «Дед Мороз» Учить детей приклеивать готовые детали к конусу. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать аккуратность в работе. Проявлять творчество.
Декабрь 3 Конструирование «Новогодние поделки из цилиндра» Учить детей конструировать из бумаги.
Складывать бумажную полоску в несколько раз. Воспитывать аккуратность
Декабрь 4 Конструирование «Цепочка на елку» Продолжать знакомить детей со способом конструирования из бумаги - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки; развивать воображение, фантазию, Воспитывать интерес к совместной работе, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы.
Декабрь 4 Аппликация «Новогодняя открытка» Развивать фантазию. Воспитывать желание делать подарки
Декабрь 5 Конструирование «Игрушки на елку» Продолжать учить детей делать игрушки из различного материала. Развивать творческое воображение.
Декабрь 5 Аппликация из ватных дисков «Новогодняя елка» Учить детей делать сувениры при помощи ватных дисков. Развивать воображение, умение создавать композицию
Январь 1 Конструирование «Зимняя сказка» Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. Учить делать новогоднюю поделку из ваты, каштанов и скорлупы грецких орехов.
Январь 1 Рисование «Зимняя шапка» Учить детей рисовать шапку простым карандашом; закрашивать гуашью разных цветов и украшать. Развивать воображение, мышление и внимание.
Январь 2 Конструирование «Веселый клоун» Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. Учить делать клоуна из бумажной тарелки, крышки и трубочек.
Январь 2 Аппликация из ватных дисков «Снеговик»
Учить детей делать сувениры при помощи ватных дисков. Развивать воображение, умение создавать композицию.
Январь 3-3 Лепка «Обитатели зимнего леса»
Коллективная работа. Лепка из пластилина. Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей. Учить передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных (зайца, волка, медведя, лисы). Учить добиваться выразительности образов, составляя коллективную композицию, объединенную одним сюжетом, используя разнообразные материалы. Развивать самостоятельность и умение договариваться между собой
Февраль 1 Рисование «Петух и краски» Расширить представления детей об изобразительных возможностях красок. Закреплять умение называть основные цвета, учить подбирать нужный цвет при создании определенного образа. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Февраль 1 Лепка «Веселый человечек» Учить делать человечка из пластилина и желудей. Закреплять знание частей тела.
Февраль 2 Аппликация «Рыбка» Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение. Создавать подводную композицию из ракушек и заготовок цветной бумаги.
Февраль 2 Конструирование «Вертолет» Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. Закреплять понятие «Транспорт». Делать вертолет из бутылочки из под йогурта.
Февраль 3 Конструирование «Танк - военная машина» Совершенствовать умение работать по готовой выкройке, создавать объемные фигуры. Развивать воображение, умение создавать композицию. Из цветной бумаги и спичек делаем танк.
Февраль 3 Конструирование «Шкатулочка» Учим детей делать сувениры при помощи бросового материала. Развиваем воображение, умение создавать композицию. Делаем шкатулку из коробки из под йогурта, крупы, чая и т. д.
Февраль 4 Рисование «Салют» Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа.
Февраль 4 Рисование «Неваляшка» Учить детей рисовать неваляшку, используя круглые предметы разного размера. Учить в рисунке передавать характерные особенности неваляшек. Развивать воображение, умение создавать композицию.
Март 1 Конструирование «Цветочек для мамы» Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. Учим делать букет из пластмассовых ложек.
Март 1 Рисование «Веточка мимозы» Учить детей рисовать веточку мимозы. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к близким людям.
Март 2 Оттиск скомканной бумагой «Цыпленок» Учить детей рисовать цыпленка с помощью мятой бумаги. Развивать творческое воображение. Закреплять понятие «домашний-дикий».
Март 2 Аппликация «Ромашка» Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.
Март 3 Лепка «Мама в платье» Учить детей лепить фигуру человека, передавая форму головы, ног, рук, пропорциональное соотношение частей. Учить скреплять части и придавать фигурке устойчивость. Развивать творчество.
Март 3 Конструирование «Птичка» Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. Закреплять понятие «птицы». Учить делать птичку из пластмассового стакана.
Март 4 Лепка «Веселый гном» Учить детей сочетать в поделке природный материал (сосновые шишки) и пластилин. Передавать пропорциональное соотношение частей фигурки. Учить умению соединять части изделия. Развивать воображение.
Март 4 Лепка «Царевна -лягушка» Продолжать учить соединять в поделке природный материал и пластилин; соединять части прижимая их. Учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине.
Апрель 1 Печатание ладошкой «Рыбка» Знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умение учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать воображение.
Апрель 1 Лепка «Кот Баюн» Учить детей работать с пластилином. Отделять от большого куска маленькие кусочки, размещать на основе. Учить использовать в работе бросовый материал.
Апрель 2-2 Аппликация «Ракета» Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию и дополнять ее деталями.
Апрель 3 Аппликация из ватных дисков «Ваза с цветами» Учить наклеивать ватные диски на изображение. Дополнять изображение деталями. Развивать воображение.
Апрель 3 Конструирование
«Отважная флотилия» Продолжать учить детей делать игрушки из бросового материала. Воспитывать бережное отношение к используемому материалу.
Апрель 4-4 Конструирование «Бабочка» Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. Закреплять понятие «насекомые». Делаем бабочку из втулки от туалетной бумаги и цветной бумаги. Используем в работе пластилин.
Апрель 5 Рисование «Жираф» Продолжать учить детей аккуратно закрашивать предмет внутри контура. Упражнять в рисовании пальчиком пятен, учить рисовать пальчиком пятна на заданном силуэте. Познакомить с экзотическим животным жарких стран – жирафом.
Май 1 Конструирование «Жуки на листочках» Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развиваем воображение, умение создавать композицию. Делаем жучков из пластилина и крышечек.
Май 1 Рисование «Дерево весной» Учить детей рисовать большое дерево на всем листе, передавая упрощенное строение ствола и кроны. Закреплять умение рисовать крону дерева разными способами: закрашивание, тычок жесткой полусухой кистью. Прививать любовь к природе.
Май 2-2 Коллективная работа «Весенний лес» Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Закреплять умение задумывать содержание коллективной работы и доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность и творчество.
Май 3 Конструирование «Мухомор» Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. Учить делать мухомор из киндер-яйца и цветной бумаги.
Май 3 Аппликация «Цветочная поляна» Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. Учить делать поляну из макарон и цветной бумаги.
Май 4 «Поделки из геометрических фигур» Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.
Список литературы:
• Аверьянова А. П. “Изобразительная деятельность в детском саду” – М. : Мозаика Синтез, 2001, 96с.
• Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю., “Игрушки из бумаги” – Спб. : Регата, 2000, 192с.
•Васина Н. С. «Бумажная симфония».-М. : Айрис-пресс,2010-128с.
•Давыдова Г. Н. “Детский дизайн. Пластилинография”. М. :Скрипторий, 2006, 80с.
•Казакова Р. Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники” – М. : ТЦ Сфера, 2004, 128с.
•Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. “Аппликация в детском саду” - Ярославль: Академия развития, 2000, 144с.
•Моргунова К. «Фигурки животных из природных материалов-М. :Эксмо,2011.-64с.
•Петрова И. М. “Объёмная аппликация” – Спб. : Детство-пресс, 2002, 48с.
•Рябко Н. Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика” – М. : Педобщество России, 2009, 64с.
•Швайко Г. С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” – М. :Владос, 2002, 176с (старшая группа, 160с (подготовительная группа).
•Лыкова И. А – «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.» 2011г.
Лыкова И. А– «Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.» 2010г.
•Давыдова Г. Н– «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Москва 2007г.
• Колдина Д. Н «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. - М. :
Мозаика-Синтез,2009
• Колдина Д. Н «Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. - М. :
Мозаика-Синтез,2009
•Лесовская С. А «Герои сказок из пластилина»._ М. :Эксмо,2015