юлия миронова
Дополнительная общеобразовательная программа «Говорушечка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы : познавательно-речевая.
Направленность дополнительной образовательной программы «Говорушечка», работа над речевым развитием ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.
2. Новизна программы.
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Новизна дополнительной образовательной программы «Говорушечка» в нетрадиционном подходе к методике обучения родному языку дошкольников: пересказыванию от лица литературного героя, составлению наглядной пространственной модели к произведению, смысловой группировки текста, творческих заданий на развитие словесного творчества.
3. Актуальность программы.
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Поэтому особенно следует заботиться о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Наблюдения показывают, что традиционное обучение дошкольников пересказыванию строится на подражательной основе. Функция ребенка на таком занятии исполнительская, а не развивающая. Частое отсутствие результативности, успеха вызывает у дошкольников чувство эмоциональной неудовлетворенности и отрицательно сказывается на отношении к рассказыванию и пересказыванию, закрепляется опыт механического подражания литературному образу.
Чтобы удовлетворить потребность детей в речевом развитии необходимо проводить дополнительные занятия по речевому развитию. Важное место в работе над речевым развитием детей дошкольного возраста занимает пересказ текста от лица литературного героя и очевидца событий.
4. Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы «Говорушечка» является ее нацеленность на работу по осмыслению дошкольником основных закономерностей языка. Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития: мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие речи даются в программе не только в сфере овладения языковыми навыками (фонетическими, грамматическими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми. Необходимым компонентом программы является речевое воспитание, которое предполагает формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями. Обучение по данной программе направлено на развитие интереса и способности пересказывать литературные произведения у детей дошкольного возраста, на создание благоприятных условий для реализации речевой активности.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы :
1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый важный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений поощрять объяснение ребенком выбора изобразительного материала для изображения.
6. Цель программы.
Развитие словесного творчества у детей 4-5 лет посредством художественных произведений.
7. Задачи программы.
Образовательные задачи: Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
Развивающие задачи: Развивать коммуникативные способности детей; формировать у детей культуру общения; сплачивать детский коллектив Развивать умение творчески использовать слово и артистические способности. Способствовать развитию выразительности речи. Развивать слуховое внимание и память.
Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к великому культурному наследию России.
8. Возраст детей.
Программа предназначена для детей в возрасте 4-5 лет.
9. Срок реализации программы.
Нормативный срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
- общее количество часов в год: 72 часа
- количество часов в неделю: 1 час
- количество занятий в неделю: 2 занятия
- периодичность занятий: среда, пятница
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут :
Знать: согласование слов в предложения, правильность использования предлогов в речи; образование формы множественного числа существительных (по аналогии, способ употребления этих существительных в именительном и винительном падежах.
Уметь: использовать в речи названия предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены, наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия и предлоги. Употреблять в речи существительные с обобщающим значением (мебель, животные и т. д.);
Владеть: речью, понятной для слушателей, вопросной ответной системой. Знаниями описательного характера того или иного предмета, картины. Нормами пересказа наиболее выразительных и динамичных отрывков из сказок.
12. Форма подведения итогов.
Итоговым продуктом реализации дополнительной образовательной программы является :
- оформление выставочного стенда в группе;
- открытая непосредственная образовательная деятельность на заключительном родительском собрании в группе.
Контроль деятельности воспитанников проводится в форме викторины «Знатоки».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4-5 ЛЕТ
№
п/п Наименование
модулей, разделов и тем Количество часов
всего теория практика
кол-во занятий мин.
1 Диагностика 1 20 мин 5 мин 15 мин
2 «Профессия сотрудников детского сада» 2 40 мин 5 мин 15 мин
3 «Осень» 4 80 мин 5 мин 15 мин
4 «Я в мире человек. Моя семья, мой город» 4 80 мин 5 мин 15 мин
5 «Новогодний праздник» 4 80 мин 5мин 15 мин
6 «Зима» 4 80 мин 5мин 15 мин
7 «День защитников отечества» 4 80 мин 5 мин 15 мин
8 «Международный Женский день. Народная культура и традиции» 4 80 мин 5 мин 15 мин
9 «Весна» 4 80 мин 5 мин 15 мин
10 «День победы» 2 40 мин 5 мин 15 мин
11 «Здравствуй, лето» 2 40 мин 5 мин 15 мин
12 Итоговое занятие «Знатоки» 1 20 мин 5 мин 15 мин
Итого: 36 720 1ч 1ч 80мин