Ксения Мустаева
Дополнительная общеобразовательная программа для детей младшего школьного возраста «Арт-студия»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дети младшего школьного возраста обладают высокой чуткостью к происходящим событиям и эмоциональной окрашенностью их восприятия. Помочь детям восстановить эмоциональное равновесие способна арт-терапия, как средство творческого свободного самовыражения личности, невербального языка искусства. Арт-терапия имеет латентное терапевтическое влияние на эмоциональное состояние ребенка, ориентируется на внутренний потенциал каждого учащегося и помогает ему выразить свои мысли и чувства посредством творчества, погружения в различные виды искусства.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа для детей младшего школьного возраста „Арт-студия“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.
Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми. Программа является эмоционально – развивающей.
Программа адресована детям младшего и среднего школьного возраста.
Сроки реализации – 34 недели.
Цель: создание условий для формирования и гармонизация психического здоровья детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Задачи:
1. снять эмоциональное напряжение;
2. корректировать тревожность, негативные установки, социальные барьеры;
3. развить чувство собственной значимости;
4. формировать способы эффективного взаимодействия со сверстниками;
5. формировать изобразительно-выразительные навыки детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства;
6. развить умения контролировать свои действия.
Формы и методы работы:
1. элементы изотерапии - воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д. ;
2. элементы музыкотерапии - воздействие через восприятие музыки;
3. элементы сказкотерапии - воздействие посредством сказки, притчи;
4. элементы игротерапии - воздействие с использованием игры.
Ожидаемые результаты:
1. избавление от эмоционального напряжения;
2. коррекция тревожности, негативных установок, отсутствие социальных барьеров;
3. формирование способов эффективного взаимодействия со сверстниками;
4. формирование изобразительно-выразительных навыков детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства;
5. развитие умения контролировать свои действия.
Методическое обеспечение
Программа занятий «Психолого-педагогическое формирование интерпсихических действий в младшем школьном возрасте», автор Лапушкина Т. В., 2010 год.
Программа арт-терапевтического тренинга творческой коммуникации, Копытин А. И., 2014 год.
Календарно-тематический план
№ п/п Тема занятия Количество часов Дата
1. Знакомство с группой 2 07.09
14.09
2. «Свободный рисунок в круге» 2 21.09
28.09
3. «Осенняя фантазия» 2 05.10
12.10
4. «Музыка – настроение» 1 19.10
5. «Тренинг эффективного межличностного взаимодействия» 3 2.11
9.11
16.11
6. Чтение сказки «Найда» 1 23.11
7. «Я и мои эмоции» 1 30.11
8. «Все эмоции на бумагу» 1 07.12
9. Групповой коллаж. «Мой мир». Часть 1 1 14.12
10. Групповой коллаж. «Мой мир». Часть 2 1 21.12
11. «Только представь» 1 11.01
12. «Тренинг эффективного межличностного взаимодействия» 3 18.01
25.01
01.02
13. «Автобиография»
2 08.02
15.02
14. «Отражение меня в магическом круге» 1 22.02
15. «Я и моя семья» 1 01.03
16. «Всегда ли мы поступаем правильно?» Социально - психологический тренинг 1 15.03
17. «Моя команда» Тренинг командообразования 2 05.04
12.04
18. «Погружение в сказку» 2 19.04
26.04
19. «Путаница» 1 03.05
20. «Рукопожатие» 1 10.05
21. На память 1 17.05
22. Заключительное занятие «Дарим радость» 2 24.05
31.05
ИТОГО: 33
Тематическое планирование
№ п/п Тема занятия Виды деятельности участников,используемые методы Планируемые результаты Ведущие формы работы Материально-техническое обеспечение занятия
1. Знакомство с группой изотерапия, техника марания создание благоприятной атмосферы в классе групповая бумага разного формата; краски, губки, кисточки, клубок ниток, одноразовые тарелочки
2. Свободный рисунок в круге изотерапия, релаксация укрепление эмоциональной сферы, уменьшение зависимости от стереотипов, повышение настроения, развитие воображения, налаживание коммуникации, объединение.
групповая клубок, альбом, краски, ватные палочки.
3. Осенняя фантазия изотерапия, психогимнастика, работа с сухими листьями снятие эмоционального напряжения, развитие смекалки, воображения, стимулирование положительных эмоций.
групповая клубок, сухие листья, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, тарелочки
4. Музыка - настроение музыкатерапия, изотерапия, психогимнастика развитие творческого самовыражения групповая и фронтальная краски, альбомы, музыка
5. «Тренинг эффективного межличностного взаимодействия» игротерапия, психогимнастика установление доверительных отношений, снижение уровня тревоги у детей, запуск процесса самораскрытия групповая ручки
6. Чтение сказки «Найда» сказкатрепия, изотерапия умение высказывать свое мнение по проблеме фронтальная альбом, карандаши
7. Я и мои эмоции изотерапия, психогимнастика умение выражать собственные эмоции групповая и фронтальная клубок, карточки с названиями эмоций, альбомы, краски, карандаши
8. «Все эмоции на бумагу»
Упражнение «Рисунок угольными мелками» изотерапия развитие воображения, снятие эмоционального напряжения групповая и фронтальная бумага, карандаши, угольные мелки
9. Мой мир( 1 часть) изотерапия, аппликация, коллаж развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие групповая ватманы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, журналы, фото
10. Мой мир( 2 часть) изотерапия, аппликация, коллаж, сказкатерапия развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие групповая ватманы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, журналы, фото
11. Только представь изотерапия, цветотерапия развитие воображения, снятие эмоционального напряжения, умение работать в сотрудничестве фронтальная и групповая лист А4, карандаши.
12. «Тренинг эффективного межличностного взаимодействия» игротерапия, психогимнастика развитие адекватного восприятия других людей, снятие внутренних запретов на свои эмоциональные проявления групповая карточки с именами участников
13. Автобиография изотерапия принятие личной истории, уточнение «Я – образа» детей фронтальная и индивидуальная бумага А4 (А3, карандаши, краски, ручки, ластик
14. Отражение меня в магическом круге изотерапия изменение состояния сознания ребенка, покой и уравновешанность, возможность для развития творческих способностей фронтальная и индивидуальная мандалы, карандаши, фломастеры
15. Я и моя семья изотерапия фиксация позитивного отношения к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности фронтальная фломастеры, карандаши, альбомы, клей, цветная бумага, ножницы
16. Всегда ли мы поступаем правильно тренинг, изотерапия формирование чувства эмпатии групповая и фронтальная краски, альбомы, музыка
17. Моя команда релаксация, изотерапия умение высказываться и слушать своего собеседника групповая фломастеры, альбомы, мозаика из цветной бумаги, заготовка «рукавички из бумаги»
18. Погружение в сказку сказкатерапия развитие самопознания через психологическую сказку, развитие творческого восприятия групповая и фронтальная музыкальное сопровождение
19. Путаница игротерапия формирование образного мышления групповая карандаш, лист бумаги
20. Рукопожатие психогимнастика, релаксация повышение настроения, снижение тревожности участников
групповая не требуются
21. На память изотерапия, музыкатерапия самоанализ собственных ощущений, эмоций и чувств групповая и фронтальная музыкальное сопровождение, краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры
22. Дарим радость игротерапия, изотерапия, лепка формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими групповая цветное тесто, бусины, крупа, спички, семечки