Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Развивай-ка»

Анна Кузнецова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Развивай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы 3

2. Пояснительная записка 4

3. Учебно-тематический план 9, 17

4. Содержание изучаемого курса. Календарно-тематический план 11, 20

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 30

6. Список литературы 33

7. Приложения 1

Диагностика 21

8. Приложения 2

План работы с родителями 39

9. Приложения 3

План работы с педагогами 53

10. Приложения 4

Картотека пальчиковой гимнастики 80

11. Приложение 5

Картотека зрительной гимнастики 78

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию „Развивай-ка“» размещена в разделах

Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Развивай-ка» (далее - Программа)

Руководитель программы Воспитатель Кузнецова А. Н.

Организация-исполнитель МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» г. о. Саранск

Адрес организации исполнителя г. Саранск, р. п. Луховка, ул. Рабочая, 31 а

Цель программы • развитие логико - математического мышления через интеграцию образовательных областей;

• создание условий для развития математического мышления дошкольников через кружковую работу;

• закрепление знаний, полученных во время организованной образовательной деятельности;

• формирование элементарных математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости;

Направленность программы познавательная

Срок реализации программы 2 года

Вид программы

Уровень реализации программы адаптированная

дошкольное образование

Система реализации

Контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив;

Ожидаемые конечные результаты программы дети 5-7 лет будут

-знать и называть геометрические фигуры; чем отличается луч от отрезка, виды углов; четные и нечетные числа; знать и определять временные отношения.

-уметь ориентироваться в пространстве и во времени; делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; рассуждать, сравнивать целый предмет и его части.

-владеть прямым и обратным счетом в пределах 20; навыками сотрудничества, взаимодействия со сверстниками.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Перед педагогами детских садов стоит задача – совершенствовать весь воспитательно-образовательный процесс и улучшить подготовку детей к школьному обучению.

Математика дает большие возможности для развития познавательных способностей детей, которые в свою очередь являются базой для формирования логического мышления. Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – особая область познавательного развития, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. Математическое развитие ребенка – это не только умение считать и решать задачи, это также и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, умения оперировать предметами, знаками и символами. Развивать эти способности – наша задача. Математическое развитие является длительным и трудоемким процессом для дошкольников, так как формирование логического мышления требует обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Поэтому в этот период необходимо создавать условия для формирования индивидуальности каждого ребенка, расширения спектра возможностей, реализации интересов, наклонностей и способностей. Данная образовательная программа направлена на формирование у дошкольников высокого уровня познавательного и личностного развития, что способствует наиболее успешному дальнейшему обучению в школе.

Программа «Развивай-ка» составлена на основе программы Г. Е. Сычевой «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» (2-й и 3-й год обучения) для детей 5-7 лет.

2. Новизна программы в использовании системно-деятельного комплексного подхода к формированию у детей элементарных математических представлений, в применении в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме. Материал занятий излагается в игровой форме. Знания по теории ребенок получает в контексте практического применения данного дидактического материала с использованием развивающих игр, игр в движении, физкультминуток и пальчиковых упражнений. Весь комплекс заданий с дидактическим материалом - это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения - ее ступеньки.

3. Актуальность программы позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простого к более сложным видам восприятия. Дети в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

4. Отличительные особенности программы

Особенностью программы является использование рабочих тетрадей, альбомов. Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носит интегрированный характер.

Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей в зависимости от целей познавательной деятельности. Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики. Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.

5. Педагогическая целесообразность программы

В основу работы по программе положены следующие принципы:

• Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные способности детей.

• Научность. Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

• Принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность.

• Принцип психологической комфортности предполагает создание спокойной предполагает формирование способности находить нестандартные решения.

6. Цель программы

Развитие логико - математического мышления через интеграцию образовательных областей.

• Создание условий для развития математического мышления дошкольников через кружковую работу.

• Закрепление знаний, полученных во время организованной деятельности, качественная подготовка детей к школе.

• Формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

7. Задачи программы

Образовательные:

• формировать общее представление о множестве и числе

• формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20

• знакомить с составом числа

• учить определять предыдущее и последующее число (соседи числа).

• учить детей составлять и решать простейшие арифметические задачи

• учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой

• учить сравнивать множества

• знакомить с математическими знаками

• учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать

Развивающие :

развивать представления о величине, форме предмета

развивать пространственную ориентировку, ориентировку во времени

развивать умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться заданным правилам

развивать логическое мышление, внимание, память

развивать умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и др.

развивать способности группировать предметы по цвету и величине Воспитательные:

• воспитывать стремление к приобретению знаний и умений, интереса к математике

• воспитывать организованность

• воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам своих товарищей

развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи

8. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной

образовательной программы 5-7 лет :

- состав группы (постоянный, мальчики, девочки);

- особенности набора обучающихся (свободный);

- базовые знания.

9. Срок реализации дополнительной образовательной программы :

2 учебный год.

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Формы и режим организации занятий.

Формы организации детей:

- групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

Режим организации занятий:

Первый год обучения - продолжительность одного занятия - 25 минут (один академический час).

Количество занятий в неделю - 2 (понедельник-среда/вторник-четверг, в учебный год (октябрь-май) – 58 часов.

Индивидуальная работа проводится во 2 половине дня по 2-4 ребенка. Такое количество позволяет закрепить знания, полученные в процессе организованного обучения.

Второй год обучения - продолжительность одного занятия - 30 минут (один академический час).

Количество занятий в неделю -2 (понедельник-среда/вторник-четверг, в учебный год (октябрь-май) – 58 часов.

Индивидуальная работа проводится во 2 половине дня по 2-4 ребенка. Такое количество позволяет закрепить знания, полученные в процессе организованного обучения.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате освоения программы воспитанники будут :

- знать и называть геометрические фигуры; чем отличается луч от отрезка, виды углов; четные и нечетные числа; знать и определять временные отношения.

- уметь ориентироваться в пространстве и во времени; делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; рассуждать, сравнивать целый предмет и его части; измерять длину предметов; делать умозаключения в соответствии с законами логики; сравнивать группы предметов по количеству; различать величины (дину, ширину, высоту, массу).

- владеть прямым и обратным счетом в пределах 20; навыками сотрудничества, взаимодействия со сверстниками; умение подчинять свои интересы определенным правилам.

Педагогическая диагностика.

Диагностика проводится на основе комплексной диагностики по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Диагностическое обследование проводится 2 раза в год (первичное в сентябре, итоговое в мае). Текущий контроль осуществляется в процессе изучения тем и направлен как на закрепление теоретического материала по изучаемой теме, так и на формирование практических умений и навыков.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников, их уровень познавательного развития. Все результаты заносятся в сводную таблицу (Приложение 1) в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

12. Форма подведения итогов

- педагогическое наблюдение по определению уровня освоения программного материала (сентябрь, май);

- проведение итогового занятия;

- обмен опытом (в дошкольной организации, республиканских семинарах).

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа «Творческий микс»Дополнительная общеобразовательная программа «Творческий микс» Дополнительная общеобразовательная программа «Творческий микс» Пояснительная записка. Направленность образовательной программы. Программа.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Развивай-ка»
Опубликовано: 20 августа 2024 в 10:14
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Развивай-ка»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД