Анна Кузнецова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Развивай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы 3
2. Пояснительная записка 4
3. Учебно-тематический план 9, 17
4. Содержание изучаемого курса. Календарно-тематический план 11, 20
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 30
6. Список литературы 33
7. Приложения 1
Диагностика 21
8. Приложения 2
План работы с родителями 39
9. Приложения 3
План работы с педагогами 53
10. Приложения 4
Картотека пальчиковой гимнастики 80
11. Приложение 5
Картотека зрительной гимнастики 78
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию „Развивай-ка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Развивай-ка» (далее - Программа)
Руководитель программы Воспитатель Кузнецова А. Н.
Организация-исполнитель МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» г. о. Саранск
Адрес организации исполнителя г. Саранск, р. п. Луховка, ул. Рабочая, 31 а
Цель программы • развитие логико - математического мышления через интеграцию образовательных областей;
• создание условий для развития математического мышления дошкольников через кружковую работу;
• закрепление знаний, полученных во время организованной образовательной деятельности;
• формирование элементарных математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости;
Направленность программы познавательная
Срок реализации программы 2 года
Вид программы
Уровень реализации программы адаптированная
дошкольное образование
Система реализации
Контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
практическую работу осуществляет педагогический коллектив;
Ожидаемые конечные результаты программы дети 5-7 лет будут
-знать и называть геометрические фигуры; чем отличается луч от отрезка, виды углов; четные и нечетные числа; знать и определять временные отношения.
-уметь ориентироваться в пространстве и во времени; делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; рассуждать, сравнивать целый предмет и его части.
-владеть прямым и обратным счетом в пределах 20; навыками сотрудничества, взаимодействия со сверстниками.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Перед педагогами детских садов стоит задача – совершенствовать весь воспитательно-образовательный процесс и улучшить подготовку детей к школьному обучению.
Математика дает большие возможности для развития познавательных способностей детей, которые в свою очередь являются базой для формирования логического мышления. Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – особая область познавательного развития, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. Математическое развитие ребенка – это не только умение считать и решать задачи, это также и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, умения оперировать предметами, знаками и символами. Развивать эти способности – наша задача. Математическое развитие является длительным и трудоемким процессом для дошкольников, так как формирование логического мышления требует обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Поэтому в этот период необходимо создавать условия для формирования индивидуальности каждого ребенка, расширения спектра возможностей, реализации интересов, наклонностей и способностей. Данная образовательная программа направлена на формирование у дошкольников высокого уровня познавательного и личностного развития, что способствует наиболее успешному дальнейшему обучению в школе.
Программа «Развивай-ка» составлена на основе программы Г. Е. Сычевой «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» (2-й и 3-й год обучения) для детей 5-7 лет.
2. Новизна программы в использовании системно-деятельного комплексного подхода к формированию у детей элементарных математических представлений, в применении в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме. Материал занятий излагается в игровой форме. Знания по теории ребенок получает в контексте практического применения данного дидактического материала с использованием развивающих игр, игр в движении, физкультминуток и пальчиковых упражнений. Весь комплекс заданий с дидактическим материалом - это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения - ее ступеньки.
3. Актуальность программы позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простого к более сложным видам восприятия. Дети в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.
4. Отличительные особенности программы
Особенностью программы является использование рабочих тетрадей, альбомов. Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носит интегрированный характер.
Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей в зависимости от целей познавательной деятельности. Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики. Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.
5. Педагогическая целесообразность программы
В основу работы по программе положены следующие принципы:
• Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные способности детей.
• Научность. Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
• Принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность.
• Принцип психологической комфортности предполагает создание спокойной предполагает формирование способности находить нестандартные решения.
6. Цель программы
• Развитие логико - математического мышления через интеграцию образовательных областей.
• Создание условий для развития математического мышления дошкольников через кружковую работу.
• Закрепление знаний, полученных во время организованной деятельности, качественная подготовка детей к школе.
• Формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
7. Задачи программы
Образовательные:
• формировать общее представление о множестве и числе
• формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20
• знакомить с составом числа
• учить определять предыдущее и последующее число (соседи числа).
• учить детей составлять и решать простейшие арифметические задачи
• учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой
• учить сравнивать множества
• знакомить с математическими знаками
• учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать
Развивающие :
• развивать представления о величине, форме предмета
• развивать пространственную ориентировку, ориентировку во времени
• развивать умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться заданным правилам
• развивать логическое мышление, внимание, память
• развивать умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и др.
• развивать способности группировать предметы по цвету и величине Воспитательные:
• воспитывать стремление к приобретению знаний и умений, интереса к математике
• воспитывать организованность
• воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам своих товарищей
• развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи
8. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной
образовательной программы 5-7 лет :
- состав группы (постоянный, мальчики, девочки);
- особенности набора обучающихся (свободный);
- базовые знания.
9. Срок реализации дополнительной образовательной программы :
2 учебный год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Формы и режим организации занятий.
Формы организации детей:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Режим организации занятий:
Первый год обучения - продолжительность одного занятия - 25 минут (один академический час).
Количество занятий в неделю - 2 (понедельник-среда/вторник-четверг, в учебный год (октябрь-май) – 58 часов.
Индивидуальная работа проводится во 2 половине дня по 2-4 ребенка. Такое количество позволяет закрепить знания, полученные в процессе организованного обучения.
Второй год обучения - продолжительность одного занятия - 30 минут (один академический час).
Количество занятий в неделю -2 (понедельник-среда/вторник-четверг, в учебный год (октябрь-май) – 58 часов.
Индивидуальная работа проводится во 2 половине дня по 2-4 ребенка. Такое количество позволяет закрепить знания, полученные в процессе организованного обучения.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате освоения программы воспитанники будут :
- знать и называть геометрические фигуры; чем отличается луч от отрезка, виды углов; четные и нечетные числа; знать и определять временные отношения.
- уметь ориентироваться в пространстве и во времени; делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; рассуждать, сравнивать целый предмет и его части; измерять длину предметов; делать умозаключения в соответствии с законами логики; сравнивать группы предметов по количеству; различать величины (дину, ширину, высоту, массу).
- владеть прямым и обратным счетом в пределах 20; навыками сотрудничества, взаимодействия со сверстниками; умение подчинять свои интересы определенным правилам.
Педагогическая диагностика.
Диагностика проводится на основе комплексной диагностики по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Диагностическое обследование проводится 2 раза в год (первичное в сентябре, итоговое в мае). Текущий контроль осуществляется в процессе изучения тем и направлен как на закрепление теоретического материала по изучаемой теме, так и на формирование практических умений и навыков.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников, их уровень познавательного развития. Все результаты заносятся в сводную таблицу (Приложение 1) в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
12. Форма подведения итогов
- педагогическое наблюдение по определению уровня освоения программного материала (сентябрь, май);
- проведение итогового занятия;
- обмен опытом (в дошкольной организации, республиканских семинарах).