Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Развивай-ка»

Анна Кузнецова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Развивай-ка»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы 3

2. Пояснительная записка 4

3. Учебно-тематический план 9, 17

4. Содержание изучаемого курса. Календарно-тематический план 11, 20

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 30

6. Список литературы 33

7. Приложения 1

Диагностика 21

8. Приложения 2

План работы с родителями 39

9. Приложения 3

План работы с педагогами 53

10. Приложения 4

Картотека пальчиковой гимнастики 80

11. Приложение 5

Картотека зрительной гимнастики 78

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию „Развивай-ка“» размещена в разделах

Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Развивай-ка» (далее - Программа)

Руководитель программы Воспитатель Кузнецова А. Н.

Организация-исполнитель МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» г. о. Саранск

Адрес организации исполнителя г. Саранск, р. п. Луховка, ул. Рабочая, 31 а

Цель программы • развитие логико - математического мышления через интеграцию образовательных областей;

• создание условий для развития математического мышления дошкольников через кружковую работу;

• закрепление знаний, полученных во время организованной образовательной деятельности;

• формирование элементарных математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости;

Направленность программы познавательная

Срок реализации программы 2 года

Вид программы

Уровень реализации программы адаптированная

дошкольное образование

Система реализации

Контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив;

Ожидаемые конечные результаты программы дети 5-7 лет будут

-знать и называть геометрические фигуры; чем отличается луч от отрезка, виды углов; четные и нечетные числа; знать и определять временные отношения.

-уметь ориентироваться в пространстве и во времени; делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; рассуждать, сравнивать целый предмет и его части.

-владеть прямым и обратным счетом в пределах 20; навыками сотрудничества, взаимодействия со сверстниками.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Перед педагогами детских садов стоит задача – совершенствовать весь воспитательно-образовательный процесс и улучшить подготовку детей к школьному обучению.

Математика дает большие возможности для развития познавательных способностей детей, которые в свою очередь являются базой для формирования логического мышления. Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – особая область познавательного развития, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. Математическое развитие ребенка – это не только умение считать и решать задачи, это также и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, умения оперировать предметами, знаками и символами. Развивать эти способности – наша задача. Математическое развитие является длительным и трудоемким процессом для дошкольников, так как формирование логического мышления требует обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Поэтому в этот период необходимо создавать условия для формирования индивидуальности каждого ребенка, расширения спектра возможностей, реализации интересов, наклонностей и способностей. Данная образовательная программа направлена на формирование у дошкольников высокого уровня познавательного и личностного развития, что способствует наиболее успешному дальнейшему обучению в школе.

Программа «Развивай-ка» составлена на основе программы Г. Е. Сычевой «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» (2-й и 3-й год обучения) для детей 5-7 лет.

2. Новизна программы в использовании системно-деятельного комплексного подхода к формированию у детей элементарных математических представлений, в применении в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме. Материал занятий излагается в игровой форме. Знания по теории ребенок получает в контексте практического применения данного дидактического материала с использованием развивающих игр, игр в движении, физкультминуток и пальчиковых упражнений. Весь комплекс заданий с дидактическим материалом - это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения - ее ступеньки.

3. Актуальность программы позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простого к более сложным видам восприятия. Дети в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

4. Отличительные особенности программы

Особенностью программы является использование рабочих тетрадей, альбомов. Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носит интегрированный характер.

Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей в зависимости от целей познавательной деятельности. Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики. Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.

5. Педагогическая целесообразность программы

В основу работы по программе положены следующие принципы:

• Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные способности детей.

• Научность. Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

• Принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность.

• Принцип психологической комфортности предполагает создание спокойной предполагает формирование способности находить нестандартные решения.

6. Цель программы

Развитие логико - математического мышления через интеграцию образовательных областей.

• Создание условий для развития математического мышления дошкольников через кружковую работу.

• Закрепление знаний, полученных во время организованной деятельности, качественная подготовка детей к школе.

• Формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

7. Задачи программы

Образовательные:

• формировать общее представление о множестве и числе

• формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20

• знакомить с составом числа

• учить определять предыдущее и последующее число (соседи числа).

• учить детей составлять и решать простейшие арифметические задачи

• учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой

• учить сравнивать множества

• знакомить с математическими знаками

• учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать

Развивающие :

развивать представления о величине, форме предмета

развивать пространственную ориентировку, ориентировку во времени

развивать умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться заданным правилам

развивать логическое мышление, внимание, память

развивать умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и др.

развивать способности группировать предметы по цвету и величине Воспитательные:

• воспитывать стремление к приобретению знаний и умений, интереса к математике

• воспитывать организованность

• воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам своих товарищей

развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи

8. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной

образовательной программы 5-7 лет :

- состав группы (постоянный, мальчики, девочки);

- особенности набора обучающихся (свободный);

- базовые знания.

9. Срок реализации дополнительной образовательной программы :

2 учебный год.

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Формы и режим организации занятий.

Формы организации детей:

- групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

Режим организации занятий:

Первый год обучения - продолжительность одного занятия - 25 минут (один академический час).

Количество занятий в неделю - 2 (понедельник-среда/вторник-четверг, в учебный год (октябрь-май) – 58 часов.

Индивидуальная работа проводится во 2 половине дня по 2-4 ребенка. Такое количество позволяет закрепить знания, полученные в процессе организованного обучения.

Второй год обучения - продолжительность одного занятия - 30 минут (один академический час).

Количество занятий в неделю -2 (понедельник-среда/вторник-четверг, в учебный год (октябрь-май) – 58 часов.

Индивидуальная работа проводится во 2 половине дня по 2-4 ребенка. Такое количество позволяет закрепить знания, полученные в процессе организованного обучения.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате освоения программы воспитанники будут :

- знать и называть геометрические фигуры; чем отличается луч от отрезка, виды углов; четные и нечетные числа; знать и определять временные отношения.

- уметь ориентироваться в пространстве и во времени; делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; рассуждать, сравнивать целый предмет и его части; измерять длину предметов; делать умозаключения в соответствии с законами логики; сравнивать группы предметов по количеству; различать величины (дину, ширину, высоту, массу).

- владеть прямым и обратным счетом в пределах 20; навыками сотрудничества, взаимодействия со сверстниками; умение подчинять свои интересы определенным правилам.

Педагогическая диагностика.

Диагностика проводится на основе комплексной диагностики по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Диагностическое обследование проводится 2 раза в год (первичное в сентябре, итоговое в мае). Текущий контроль осуществляется в процессе изучения тем и направлен как на закрепление теоретического материала по изучаемой теме, так и на формирование практических умений и навыков.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников, их уровень познавательного развития. Все результаты заносятся в сводную таблицу (Приложение 1) в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

12. Форма подведения итогов

- педагогическое наблюдение по определению уровня освоения программного материала (сентябрь, май);

- проведение итогового занятия;

- обмен опытом (в дошкольной организации, республиканских семинарах).

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Развивай-ка»
Опубликовано: 20 августа 2024 в 10:14
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Развивай-ка»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 сентября. День изучения профессий. Передвижка «Мой любимый детский сад»

Сентябрь — начало нового года не только в школах и вузах, но и в детских садах. После летних каникул в дошкольные учреждения, в свой второй дом, вновь спешат малыши.

6 сентября. Осенний день здоровья. Папка-передвижка «Профилактика гриппа и простуды»

Смена сезонов — это всегда нагрузка для иммунитета. Как уберечь ребенка от простудных заболеваний осенью? Теме укрепления детского здоровья в осенний период посвящен сегодняшний праздник.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД