Евгения Шангина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Очумелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
г. Данилова Ярославской области
Художественная направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
"Очумелые ручки"
срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Шангина Евгения Юрьевна
педагог дополнительного
образования
Содержание
1. Пояснительная записка…3стр.
2. Учебно- тематический план. …7стр.
3. Содержание программы. …8стр.
4. Календарно-тематическое планирование …9 стр.
5. Методическое обеспечение программы. 12стр.
Темочки:
6. Список литературы…. 15стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно - правовой аспект. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Очумелые ручки» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Минобразования науки России от 14.12.2015 г. № 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N196 от 09.11.2018г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Письмо Минобрнауки России № 09- 3242 от 18.11.2015г. "О направлении информации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
- Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение правительства РФ от 04 сентября 2014г. № 1726-р. ;
- СанПиН 2.4.3648-20." Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждённые 28.09.2020г.).
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной
образовательной программы.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия обучающегося т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа "Очумелые ручки" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, работа с природным материалом, техника нетрадиционного рисования, пластилинография дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа «Очумелые ручки» предполагает пять модулей для изучения разных техник творчества, предусматривая развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе и создавать как индивидуальные, так и коллективные работы. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Рабочая программа объединения «Очумелые руччки» рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста 6– 11 лет, на 1 год обучения - 72 часа в год (1 раз в неделю).
Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития школьника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Нетрадиционные техники рисования - важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и сюжет, и линия. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Программа объединения «Очумелые ручки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Программа «Очумелые ручки» состоит из 5 блоков-модулей:
1 блок — работа с природным материалом
2 блок – работа с крупами
3 блок — изготовление объемных поделок из цветной бумаги и картона
4 блок – пластилинография
5 блок – нетрадиционное рисование
Цель программы: развитие познавательных, конструктивных, творческих способностей в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.
Работа по программе объединения предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
учить определять приемы работы и инструменты, самостоятельно ориентироваться в задании.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области декоративно- прикладного искусства;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
развивать творческое воображение, фантазию сообразительность, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус.
развивать мелкую моторику рук, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.
Воспитательные:
совершенствовать коммуникативные навыки.
создавать условия для положительных эмоций.
воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения по программе 72 часа в год (1 раз в неделю, учащиеся могут:
знать:
название и назначение материалов – бумага, пластилин, тесто;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Учебно - тематический план (72 часа в год)
№ п/п Раздел Количество часов Всего часов
Теория Практика
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2 2
2. Работа с природным материалом. 2 8 10
3. Работа с крупами. 2 8 10
4. Изготовление объемных поделок из цветной бумаги и картона 2 16 18
5. Знакомство с техникой пластилинография. Изготовление поделок в технике пластилинография 2 14 16
6. Нетрадиционная техника рисования. Выполнение работ в технике нетрадиционного рисования 2
14 16
ИТОГО 12 60 72
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. Требования к поведению учащихся во время занятий.
Форма контроля: тестирование.
2. Работа с природным материалом (10 часов).
Теория: Рассказ о флористике, правила составления композиции из природного материала.
Практика: Изготовление композиций из засушенных листьев.
Изготовление животных из шишек. Составление композиции. Поделки из кленовых «парашютиков», (коллективная работа).
Формы контроля: текущий.
3. Работа с крупами (10 часов)
Теория: Рассказ о происхождениии круп (рис, греча, пшено и т. д.). Обсуждение с детьми, чем полезны крупы.
Практика: Создание панно с помощью различных круп и семян.
Форма контроля: текущий.
4. Изготовление объемных поделок из цветной бумаги и картона (18 часов)
Теория: Основные понятия. Технология изготовления поделок из бумаги
Практика: Изготовление объемных поделок из цветной бумаги и картона предлагаемых педагогом и по желанию детей.
Форма контроля: текущий.
5. Пластилинография (16 часов)
Теория: Знакомство с техникой пластилинография.
Практика: Изготовление поделок в технике пластилинография.
Форма контроля: текущий.
6. Нетрадиционное рисование (16 часов)
Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования. Практика: Выполнение работ в технике нетрадиционного рисования.
Форма контроля: текущий.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата Наименование раздела Всего часов Форма занятия Форма контроля
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 2 Беседа, игра Текущий
2 Природный материал.
Знакомство с природным материалом. 2 Беседа Текущий
3 Аппликация из листьев "Осенний лес" 2 Практическая работа Текущий
4 Поделка из природного материала "Бабочка" 2 Практическая работа Текущий
5 Поделка из природного материала "Осенний букет" 2 Практическая работа Текущий
6 Поделка из шишек «Любимое животное» 2 Практическая работа Текущий
7 Рассказ о происхождениии круп (рис, греча, пшено и т. д.) 2 Беседа Текущий
8 Панно из семян и крупы «Веселый ежик» 2 Практическая работа Текущий
9 Панно из семян и крупы «Мудрая сова» 2 Практическая работа Текущий
10 Панно из семян и крупы «Котенок Гав» 2 Практическая работа Текущий
11 Панно из семян и крупы «Подсолнух» 2 Практическая работа Текущий
12 Основные понятия. Технология изготовления поделок из бумаги 2 Беседа Текущий
13 Объемная апликация «Котенок с клубком» 2 Практическая работа Текущий
14 Объемная аппликация «Новый год» 2 Практическая работа Текущий
15 Открытка к Новому году. 2 Практическая работа Текущий
16 Объемная поделка «Зайчик» 2 Практическая работа Текущий
17 Поделка из картона и цветной бумаги «Пингвин» 2 Практическая работа Текущий
18 Объемная апликация «Лисички» 2 Практическая работа Текущий
19 Поделка из втулки «Тигр» 2 Практическая работа Текущий
20 Поделка из бумаги Любимое мороженое» 2 Практическая работа Текущий
21 Пластилинография
Знакомство с техникой пластилинография 2 Беседа Текущий
22 Работа в технике пластилинография
"Снигирь" 2 Практическая работа Текущий
23 Работа в технике пластилинография
" Животные жарких стран " 2 Практическая работа Текущий
24 Работа в технике пластилинография "23 февраля" 2 Практическая работа Текущий
25 Работа в технике пластилинография "Подводный мир" 2 Практическая работа Текущий
26 Работа в технике пластилинография "8 марта" 2 Практическая работа Текущий
27 Пластилинография "Фигуристка" 2 Практическая работа Текущий
28 Пластилинография "Весна" 2 Практическая работа Текущий
29 Нетрадиционное рисование
Знакомство с техникой нетрадиционное рисование 2 Беседа Текущий
30 Рисование ватными палочками «Цветущая яблоня» 2 Практическая работа Текущий
31 Нетрадиционная техника рисования. Рисуем мыльными пузырями. 2 Практическая работа Текущий
32 Рисование губкой и мятой бумагой.
Пейзаж с радугой. 2 Практическая работа Текущий
33 Рисование мятой бумагой "Мышонок в норке" 2 Практическая работа Текущий
34 Рисование в технике набрызг "Натюрморт с цветами" 2 Практическая работа Текущий
35 Рисование ватными палочками "Одуванчики" 2 Практическая работа Текущий
36 Рисование на молоке «Необычные узоры» 2 Практическая работа Текущий
ИТОГО 72
Методическое обеспечение программы
Программа “Очумелые ручки” включает в себя дидактические принципы, методы, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся, возраст которых 6-7 и 8-11 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно- образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое план все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
- Словесные (рассказ-объяснение, беседа);
- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий);
- Практические (овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы объединения используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ, разработку отдельных тематических занятий.
Условия реализации программы. Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость. Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Материально- техническое обеспечение: для организации и осущест-вления учебного процесса необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
• Наличие учебного класса, гардероба
• Столы, стулья
• Канцелярские предметы:
• альбом,
• карандаш мягк. ,
• ластик
• гуашь(12цветов,
• кисточки (белка №: 1,3,5,
• баночка под воду,
• клей ПВА,
• пластилин(12цветов,
• цветной картон,
• ножницы,
• цветная бумага,
Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Критерии оценки уровня и качества подготовки детей
"Отлично" - отличное владение программным материалом. Вопросы раскрыты полностью. Материал изложен последовательно, логично, грамотно. Показано знание законов изобразительной грамоты и основ художественной графики. Представленные работы, включённые в практическую часть занятия, имеют высокий профессиональный уровень, отражают знание особенностей изображения объёмов, конструкций, форм, цвета натюрмортов, головы человека. Дополнительно обучающийся владеет приёмами и инструментарием художественно-образной выразительности. Работы оформлены аккуратно. Самостоятельные работы выполнены в полном объёме.
"Хорошо" - владение материалом в полном объёме. В целом соблюдена логика и последовательность изложении теоретического материала, но некоторые положения обоснованы недостаточно полно и убедительно. Изобразительная часть представлена полностью. Ребенок демонстрирует логичный, последовательный ход исполнения учебного задания, знание законов композиции, особенности изобразительной графики. Имеются незначительные отступления от технических требований исполнения графических работ. Работы оформлены аккуратно, имеют авторское лицо.
"Удовлетворительно" - вопросы раскрыты недостаточно полно. Отмечаются нарушения в логике и последовательности изложения материала. Содержание учебного материала освоено недостаточно. Практическая часть занятия – изобразительные работы представлены в полном объёме. В работах наличествуют значительные нарушения законов композиционного единства, выполнены на недостаточном техническом уровне, имеются недостатки в применении материалов и инструментов. Работы оформлены небрежно.
"Неудовлетворительно" - ответ на поставленный вопрос не совпадает с программными требованиями, либо отсутствует вовсе. Тематика вопроса раскрыта частично, формулировка по существу заменена общими рассуждениями на смежные темы. Полный объём практических работ отсутствует. Уровень изобразительного языка, материалов и средств художественной выразительности очень низок. Работы оформлены небрежно, либо не оформлены.
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования.
Список литературы[/b]
1. Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование; под ред. В. А.
2. Горского. – М. :Прсвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)
3. Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
4. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.
5. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
6. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
7. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
8. Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.
9. Левина М. 365 весёлых уроков труда. М. : Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети).
10. Нагибина М. И. “Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.