Шумиленко Анастасия Сергеевна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мультстудия «Истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Мультстудия «ИСТОРИИ»
Программа ориентирована на детей от 4 до 7 лет Срок реализации программы – 1 года
Автор-составитель: Шумиленко Анастасия Сергеевна,
воспитатель.
2024-2025
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка.
3 стр.
1.1. Направленность программы
3 стр.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
программы
3 стр.
1.3. Цели и задачи программы.
5 стр.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Мультстудия „Истории“» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1.4. Принципы построения программы.
6 стр.
1.5. Отличительные особенности программы.
6 стр.
1.6. Возрастные психофизиологические особенности детей
7 стр.
1.7. Сроки реализации.
7 стр.
1.8. Формы и режим занятий.
8 стр.
II.Материально-техническое обеспечение.
11 стр.
III. Учебно-тематический план программы.
11 стр.
IV.Литература.
17 стр.
Пояснительная записка
Программа «Мультстудия «ИСТОРИИ» разработана в соответствии:
с основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ред. от 25.11.2013г., "Об образовании в Российской Федерации",
ФГОС дошкольного образования (Министерство Образования Науки Российской Федерации, Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования).
ФГОС начального общего образования (Министерство Образования Науки Российской Федерации, Приказ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введение в действие Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общегообразования».
Данная программа модифицированная, составлена на основе программ :
Дополнительная образовательная программа художественно- эстетического направления «Мультстудия «Я волшебник», составитель Завтур И. В., МКОУ ДОД «Клетский Центр детского творчества», 2015 г.
Программа дополнительного образования детей «Мультстудия», составители: Козюра Ю. Н., Рунг А. А., МАОУ ДОД ЦДОД «Детско- юношеский спортивно-творческий центр», г. Гусев, 2015 г.
Дополнительная общеобразовательная программа «Мультстудия», составитель: Борисова М. В., МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы», г. Нефтекумск, 2015 г.
Направленность программы
Программа «Мультстудия «Истории» имеет техническую направленностьи созда т условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей в анимационной деятельности с уч том их возможностей.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Новизнапрограммы заключается в следующем:
включение в содержание программы разнообразных видов изобразительной (рисование, лепка, конструирование, изготовление кукол из
различных материалов и т. д.) и технической (освоение различных техник съемки, работа с фото, - видео, - аудио аппаратурой) деятельности;
применение системно–деятельного подхода, при подаче как теоретического, так и практического материала, с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов, а также практической деятельности по созданию мультипликационных фильмов;
организация социально значимой практической деятельности (участие в социальных мероприятиях, конкурсах).
Актуальность программы определяется, прежде всего, запросом со стороны детей и их родителей на программу мультстудии как наиболее интересному для детей дошкольного и младшего школьного возраста виду творческой деятельности, с наибольшей полнотой дающему возможность развития способностей и самореализации во многих художественных видах творчества.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей воспитанника, развитию социальных способностей для адаптации в окружающем мире.
Мультипликация – этого своего рода сводный курс общеобразовательных знаний. Занятия в студии способствуют расширению кругозора учащихся, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждения и идеалов. Обучающиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Программа дает возможность обучающимся «раскрыть себя» во внеурочное время, и нацелена на достижения личностных и метапредметных результатов.
Педагогическая целесообразность.
Современные мультфильмы, особенно зарубежные, следует тщательно подбирать перед тем, как доверить своего реб нка их влиянию. Мультфильмы непосредственно участвуют в воспитании и развитие ребенка. Дети подражают мультипликационным героям, идентифицируются с ними, перенимают формы поведения. В настоящее время мультфильмам не отводится важное воспитывающее и развивающее значение. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения
чувствует себя важным звеном общего дела, от которого зависит исполнение коллективной работы в целом, следовательно, он старается исполнить свою часть работы достойно. Положительное воздействие анимации может статьпрекрасным развивающим пособием для процесса мышления, развития творческого потенциала реб нка.
1.3 Цель данной программы- развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через создание мультфильмов.
Задачи:
Обучающие:
научить различным видам анимационной деятельности с использованием разнообразных приемов и различных художественных материалов;
познакомить учащихся с технологическим процессом создания мультфильмов;
обучить учащихся компьютерным технологиям и работе в специальных компьютерных программах.
Развивающие:
развивать творческое мышление и воображение;
развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;
развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;
Воспитательные:
воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве;
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
1.4. Принципы построения программы :
Интеграции просмотра и анализа мультипликационных фильмов сдругими видами деятельности. В программе используются игры- драматизации и дидактические игры, художественное слово, изобразительная деятельность и др. ,что позволяет каждое занятие сделать поучительным и интересным.
Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
Наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов) 4. От простого к сложному (научившись элементарным навыкам
работы,ребенок фантазирует, использует технические средства, применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
Самостоятельность – (дети полноправные участники своей деятельности)
Самоорганизация – (педагог не учит, а помогает учиться)
1.5. Отличительные особенности программы.
Главной отличительной особенностью программы «Мультстудия является возможность подготовки демонстративного материала для образовательной и воспитательной деятельности образовательных учреждений. Дети получают представления о том, что для создания мультфильмов есть свои особые выразительные средства, отличные от средств других видов искусства — это кадр, план, ракурс, монтаж, звук, цвет, движение и т. д. Учащиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.
Посредством мультипликации ребенок выражает свои эмоции на всех
этапах создания мультфильма. В мультфильме отражается окружающий мир: природа, общественная жизнь, окружающая действительность, через призму детского восприятия и воображения.
1.6. Возрастные психофизиологические особенности детей
Возраст детей, проходящих обучение по данной программе – 4-7лет.
Психологические особенности детей 4-7летнего возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех. В работе с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.
Сроки реализации (продолжительность, этапы освоения)
Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 4-7 лет.
Периодичность занятий - 2 раза в неделю с октября по май.
Количество занятий в год:
70 - в первый год.
Занятия проходят 2 раз в неделю.
Продолжительность занятий - 30 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами».
Численность обучающихся в группе – 16-18 человек. Набор детей в объединение - свободный.
1.7Формы и режим занятий
Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно- воспитательных задач программой предусмотрено проведение теоретических и практических занятий.
Теоретическая часть занятий проводится в форме бесед, круглых столов, театрализаций, мультимедийных занятий с просмотром иллюстративного материала и мультипликационных фильмов.
Основная форма работы – практические занятия. Практическая часть состоит из следующих разделов:
Тематическое рисование (рисунок по заданной теме) и рисование с натуры.
Дети выбирают наиболее выразительные сюжеты тематической композиции, проводят подготовительную работу (эскизы, наблюдения, наброски и зарисовки, воплощение). Рисование воспитывает организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет глубже понять конструкцию предмета и закономерности его строения.
Декоративно-прикладное творчество.
Учащиеся знакомятся со спецификой различных материалов (пластилин, бумага, песок и т. д.) и самостоятельно учатся работать с ними.
Анимационный тайминг: раскадровка сюжета, анимационное действие и т. д.
Компьютерное преобразование и художественное оформление мультипликационного фильма.
Обучающиеся учатся снимать, соединять отдельные части сюжетов, анимировать их с помощью компьютера, монтировать, делать запись закадрового текста – озвучивание.
Занятия включают в себя: упражнения и задания по технике линии и тушевки; определенной манере рисунка, письма, лепки; способы использования тех или иных материалов (бумага, краски, пластилин и т. д.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.
Для развития познавательной и интеллектуальной сферы учащимся предлагаются специально составленные кроссворды, ребусы, викторины.
Также в процессе обучения воспитанники увидят множество увлекательных отечественных и зарубежных мультфильмов, познакомятся с историей и этапами развития данного вида творчества.
Основная форма проведения занятий – групповая. Общение ребят друг с другом под руководством взрослого дает возможность для коллективной деятельности, в результате чего повышается интерес к творчеству.
Использование такого приема, как отчет о проделанной работе с воспитанниками, предварительное устное планирование, работа по технологическому пошаговому плану способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. В качестве подведения итогов у воспитанников выбрана презентация готового мультфильма не случайно. Проведение презентаций очень полезный навык, ребенок учится защищать свой проект, свою идею, развивает умение выступать перед аудиторией, приобретает уверенность в себе. Во взрослой жизни выпускнику придется часто презентовать себя и свою работу, эти навыки необходимы для достижения успеха. Также предусмотрены формы работы, такие как игра, защита проектов, экскурсии, выставки, конкурсы, и другие.
1.8. Планируемые результаты:
Личностные результаты:
принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при групповом и совместном творческом взаимодействии;
овладение правилами поведения на занятиях;
умение анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для обучающегося видах творческойи игровой деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование ценностного отношения к мультипликации, как к культурному наследию народа.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием программы.
Предметные результаты:
формирование представлений о видах анимационных техник;
формирование первоначальных представлений о законах развития сюжета и правилах драматургии;
овладение навыками сценической речи при звуковом сопровождении мультфильмов;
приобретение знаний о способах «оживления», т. е. движения мультипликационных героев на экране и умений применять их для создания мультипликационных фильмов.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.
Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта – защита творческого проекта по созданию мультфильма.
1.9. Формы подведения итогов реализации образовательной программы :
-творческие задания;
-викторины;
-презентация творческих проектов;
-выпуск анимационных фильмов.
Материально - техническое обеспечение программы
Для достижения наилучшего результата в усвоении программы необходимы : 1. Ноутбук.
2. Фотоаппарат3. Мультстанок 4. Микрофон.
5. Расходные материалы:
бумага (ксероксная, цветная, для черчения и рисования, цветная однотонная ксероксная,
картон,
ножницы,
карандаши,
фломастеры,
краски, кисти и стаканчики,
пластилин и досочки для лепки,
проволока,
ткань,
т. д.
Программное обеспечение (открытое) :
MSWindowsXP – операционная система;
MS Office 2007/2010
Киностудия WindowsLife – входит в комплект поставки Windows;
Pencil – бесплатная программа для рисования мультфильмов;
Графический редактор Paint – входит в комплект поставки Windows;
Программа для монтажа фильмов WindowsMovieMaker;
Программа просмотра изображений – входит в комплект поставки Windows;
WindowsMedia– бесплатный видеопроигрыватель;
Антивирус Касперского – антивирусная программа.
III. Учебный план (2 раза в неделю).
№ п/п.
Тема занятия
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Теоретические основы мультипликации
4
11
15
2
Создание мультипликации на бумаге
4
15
19
3
Пластилиновая анимация
6
15
21
4
Песочная анимация
4
4
8
5
Разноцветные кляксы (живопись)
1
5
6
5
Подведение итогов
1
1
Итого:
19
51
70
3.1. Учебно-тематический план:
№ темы
Тема занятия
Количество часов
Теория
Практик а
Все го
1 Теоретические основы мультипликации
Знакомство с мультстудией «Истории».
1
4
15
Знакомство с компьютером и фотоаппаратом.
1
3
Формирование понятия об анимации.
1
3
Знакомство с мультипликаторами
1
1
2 Создание мультипликации на бумаге
Знакомство с сюжетом
1
3
19
Изготовление героев мультфильма
3
Знакомство с кадром
1
1
Развитие представлений о кадре: план,
ракурс
1
3
Озвучивание мультфильма
4
Фотосъ мка мультипликационного
фильма
1
1
3 Пластилиновая анимация
Пластилиновые мультфильмы
2
21
Работа с куском пластилина
4
Лепка персонажей
2
4
Фотосъ мка мультфильма
2
6
Просмотр отснятого материала.
Обсуждение.
1
4 Песочная анимация
Знакомство с особенностями песочной анимации
2
8
Работа с песком
2
Волшебные точки – пиксели.
2
2
5 Разноцветные кляксы
(живопись)
Разноцветные кляксы. Живопись в анимации
1
6
Кляксография
2
Краски на стекле
3
6
Праздник «Наши успехи»
1
1
Всего:
19
51
70
3.2. Содержание программы года обучения
1. Теоретические основы мультипликации
Знакомство с мультстудией «Истории» (5 часов)Знакомство детей с историей движущегося изображения в искусстве. Первые анимационные опыты в Европе ХIХ века. Развитие анимации в России. Вводный инструктаж по ТБ и ПБ. Просмотрмультфильмов, обсуждение увиденного. Выявление уровня знаний детей о создании мультфильмов, терминов, героев.
Знакомство с компьютером и фотоаппаратом (4 часа) Учащиеся пробуют самостоятельно включать и выключать компьютер. Изучают понятия монитор, клавиатура, мышь и др. Пробуют фотографировать друг друга, а также природу, во время практического занятия на улице.
Оформление альбома с фотографиями.
Формирование понятия об анимации (4 часа) Дети узнают об анимации, основных механизмах анимирования объектов на основе рассказа преподавателя и просмотра мультфильмов, сделанных в этом жанре. Кадр – основной элемент анимации. Игра по созданию мультфильма на бумаге
«Живой блокнот».
Знакомство с мультипликаторами (2 часа) Знакомство с профессиями для создания мультфильма и известными мультипликаторами. Игра «На съ мочной площадке»
2. Создание мультипликации на бумаге
Знакомство с сюжетом (4часа)Знакомство с составлением сюжета.
Чтение сказок, рассказов, прослушивание песен и музыки. Игра-ассоциация
«Букет идей». Обсуждение сценария и героев мультфильма. Разработка сценария
Изготовление героев мультфильма(3 часа)При мы рисования карандашом. Практическое занятие по рисованию «Вес лые картинки». Изготовление декораций.
Знакомство с кадром (2 часа).Знакомство с кадром. Просмотр кадров мультфильма в программе PowerPoint.
Развитие представлений о кадре: план, ракурс(4 часа)Знакомство с понятиями «план, ракурс». Просмотр видеофрагментов о работе режисс ров, операторов. Съ мка.
Озвучивание мультфильма (4 часа)Овладение навыками сценической речи. Озвучивание мультфильмов. Конкурс скороговорок. Игра «Голос»
Фотосъ мка мультипликационного фильма (2 часа)Познакомить с возможностями программыWindowsMovieMaker. Монтаж. Просмотр мультфильма.
3. Пластилиновая анимация
Пластилиновые мультфильмы (2 часа) Знакомство с кукольной и пластилиновой анимацией студии «Союзмультфильм». Просмотр отрывков из пластилиновых мультфильмов Татарского.
Работа с куском пластилина (4 часа)Работа в парах по лепке
персонажа из куска пластилина. Съемка этапов превращения бесформенного куска в персонажа и обратно.
Лепка персонажей(6 часов) Освоение на практике способов работы с цветным пластилином. Лепка персонажей для съ мки.
Фотосъ мка мультфильма(8 часов) Мультипликационная съемка.
Основные принципы разработки движений персонажа. Хронометраж действия, темп, количеством фаз, протяженность действия, число кадров. Покадровая натурная мультипликация. Плоская перекладка. Создание плоской перекладки с помощью фотокамеры. Съ мка отдельных фрагментов фильма.
Просмотр отснятого материала. Обсуждение. (1 час)Выбор и обсуждение наиболее выразительных кадров для монтажа. Обсуждение возможных вариантов титров (шрифт, цвет букв, фон и т. д.). Название фильма.
4. Песочная анимация
Знакомство с особенностями песочной анимации (2 часа)Использование в съ мке сыпучих материалов. Просмотр мультипликационных работ детских студий.
Работа с песком (2 часа)Индивидуальная работа в малой форме (песок на листе бумаги А4) Дети пробуют рисовать по песку пальцами, ладошками, насыпать песок по контуру и просто на чистый лист
Волшебные точки – пиксели. (4 часа)Знакомство с особенностями движения на экране персонажей, состоящих из мелких фрагментов – мозаики, камешков и т. п. Превращение горстки мелко изорванной бумаги в разных персонажей, их «оживление» на мультипликационном столе.
5. Разноцветные кляксы (живопись)
Разноцветные кляксы. Живопись в анимации. (2 часа) Просмотр собственного мультфильма с последнего занятия и анализ роли цвета в изобразительной силе воздействия мультфильма. Цвет в природе. Цвет и настроение. Цвет и музыка.
Кляксография (2 часа)Дети учатся смешивать цвета и дорисовывать
цветовым пятнам детали, превращающие их в персонажей. Совместными усилиями анимируют пятно краски на стеклянной поверхности мультипликационного стола.
Краски на стекле (4 часа)Просмотр результатов коллективного творчества, снятого на прошлом занятии. Анализ. Сравнение с отрывками из фильмов А. Петрова, нарисованных мокрыми красками на стекле.
Коллективная работа – изготовление из разводов красок и анимация
«морских волн» на стекле мультипликационного стола
Наши успехи (1 час) Подведение итогов учебного года.
Первый год обучения включает в себя азы мультипликации. Особенностью обучения на первом этапе является знакомство детей с лучшими образцами отечественной мультипликации. В ходе знакомства с программой дети знакомятся с основными анимационными техниками. Проводится как работа над сверх короткими бессюжетными мультфильмами, в которых происходит только одно какое-то интересное движение, так и создание коротких этюдов с сюжетом, определенным детьми (с использованием стихов, басен, коротких рассказов и т. п.). Дети знакомятся с компьютерными программами для создания мультфильмов, азами фотографии,записи музыки. В течение года дети создают до 10 анимационных этюдов.
3.3. Прогнозируемые результаты первого года обучения
Предметные результаты:
знать:
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
-название и назначение инструментов для работы с бумагой, картоном, красками и др. материалами;
начальные сведения из истории создания мультфильмов;
виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по варианту исполнения);
различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы);
этапы создания мультфильма.
IV. Список литературы
Список литературы для педагога
Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! – М. : Просвещение, 1983
Анофриков П. И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск»
/ П. И. Ануфриков. – Новосибирск, 2008;
Гейн А. Г. Информационная культура. – Екатеринбург, Центр
«Учебная книга», 2003;
Горичева В. С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.
– Ярославль, 2004;
ДжанниРодари. Грамматика фантазии, (перевод с итальянского Ю. А. Добровольской). - М. : "Прогресс", 1978
Довгялло, Н. Техника и материалы в анимационном фильме. // Искусство в школе. №3. – 2007;
Золотарева А. В., Страдина Е. А. Понятие и структура техносферы учреждения дополнительного образования. //Ярославский педагогический вестник. – 2012. –т. 2. – № 3, с. 208-213;
Иткин В. В. Карманная книга мультжюриста. Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия
«Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006;
Иткин В. В. Как сделать мультфильм интересным /
Иткин В. В. «Жизнь за кадром», (методическое пособие, Ново- сибирск, 2008;
Иванов-Вано. Рисованный фильм// ;
12. Красный, Ю. Е. «Первые встречи с искусством», (в соавторстве с
А. Артболевской, В. Левиным и Л. Курдюковой). - М, «Искусство в школе», 1995
13. Красный, Ю. Е. «Азбука чувств». - Киев, «Освіта», 1993 14. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей / Ю. Е. Красный, Л. И.
Курдюкова. – М, 2007;
Е. Г. Макарова. Как вылепить отфыркивание. В 3 т. Т. 1.
Освободите слона. – М. : Самокат, 2011
Е. Г. Макарова. Движение образует форму. – М. : Самокат, 2012 17. А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. Художник в каждом
ребенке. – М. : Просвещение, 2008
А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. Ступеньки к творчеству. – М. : Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2012
Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/Велинский Д. В. – Новосибирск, 2004 г;
Модель 5 «Классы полного дня». Реализация комплексной интегрированной программы «Образ». Информационно- методический сборник. Книга 6. МАОУ ДОД «Детско- юношеский центр «Рифей» г. Перми. – Пермь: изд-во МАОУ ДПО «Центр развития системы образования» г. Перми, 2013;
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Образ» МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми. – Пермь: изд-во МАОУ ДПО «Центр развития системы образования». Перми, 2013;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ-М: Просвещение, 2010;
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 80 птиц. – Минск, 2000; 24. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 кошек. – Минск, 2000; 25. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 лошадей. – Минск, 2000; 26. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 собак. – Минск, 2000; 27. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 сказочных персонажей. –
Минск, 2000;
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 средств передвижения. – Минск, 2000.
Видеоматериалы (отечественные мультфильмы) :
Хитрук Ф. – «Топтыжка», «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация»;
Норштейн Ю. – «Лиса и Заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок»;
Татарский А. и студия «Пилот» - «Следствие ведут колобки»;
Назаров Э. – «Жил был Пес»;
Алдашин М. – «Рождество», «Букашки;
Иванов-Вано И. – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане», Мойдодыр";
Котеночкин С. – «Ну, погоди!»
Список литературы для детей и родителей
Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей / Ю. Е. Красный, Л. И. Курдюкова. – М, 2007;
Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М., 2008;
Иванов-Вано. Рисованный фильм//
Иткин, В. Как сделать мультфильм интересным /
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 80 птиц. – Минск, 2000;
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 кошек. – Минск, 2000;
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 лошадей. – Минск, 2000;
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 собак. – Минск, 2000;
Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 сказочных персонажей. – Минск, 2000