Татьяна Королева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс основных характеристик
дополнительной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» - художественной направленности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Умелые ручки“» размещена в разделах
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»;
5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
6. Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. №3);
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
9. Устав и локальные нормативные акты МАДОУ «Терентьевский детский сад».
Актуальность программы. Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии.
В старшем дошкольном возрасте дети уже избирательны в выборе красивого, имеют на этот счёт собственные суждения и сами, исходя из своих возможностей, «творят» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи творческого развития детей.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной технике, как пластилинография. «Пластилинография» обладает богатым потенциалом для развития творческой активности, пробуждает интерес к изобразительной деятельности детей. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии, на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение.
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности (Г. Н. Давыдова).
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами пластилинографии помочь детям развить творческие умения, фантазию, кругозор, развить психические, физические и нравственные качества, а также повышение уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи).
Отличительные особенности программы. Отличительные особенности программы в том, что подача познавательного материала происходит через вовлечение воспитанников в игровую деятельность. Техника «Пластилинографии» хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. В младшем возрасте дети осваивают простейшие приё мы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приё мов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой.
Занимаясь пластилинографией, дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученные в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологическому воспитанию, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. В процессе занятия пластилинографией с дошкольниками, педагог решает не только практические, но и воспитательно - образовательные задачи: ребёнок учится познавать мир и осознавать себя, своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
У ребенка появляется возможность сделать картину рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны, фасоль, семена подсолнуха, крупы) материалы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» соответствует стартовому (ознакомительному) уровню сложности.
Программа является модифицированной, по типу построения концентрической.
Адресат общеобразовательной общеразвивающей программы.
По данной программе могут заниматься дети старшей и подготовительной группы детского сада. Программа рассчитана на 1 года обучения.
Возраст детей: 4-5 лет. Комплектование состава группы осуществляется в свободной форме по желанию детей и их законных представителей. Наполняемость группы 10-12 человек.
Объем и сроки освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения – 72 часа в год
Количество лет Количество месяцев Количество недель
1 9 36
Каникулярный период
- - 4
Продолжительность учебного года
Начало учебного года – 01.09.2022 г.
Окончание учебного года – 31.05.2023 г.
Формы и режим занятий.
Программа творческой мастерской составлена с учетом психофизиологических особенностей детей 4 - 5 лет. Встречи проводятся во 2-ой половине дня с группой детей из 10-12 человек, не в ущерб времени, отведенному на дневной сон и прогулку, количество встреч в год – 72, при частоте встреч - 2 раз в неделю, длительность встречи в соответствии с возрастными особенностями и требованиями СанПиН для средней группы - 20 минут.
Организационные формы обучения
0Форма обучения по программе – очная.
Программа предлагает разные виды занятий:
1. Типовые занятия. Включают различные виды деятельности, направленные на знакомство с художественным искусством, развитие навыков художественной деятельности, социально – эмоциональное и художественно – творческое развитие: творческо – игровую,, художественно – речевую, художественно – познавательную.
2. Сюжетно – тематические. Содержание видов деятельности данного занятия объединены в какой-либо сюжет, с целью создания сказочной атмосферы:
3. Доминантные. На занятии доминирует один вид художественно – творческой деятельности.
Форма работы групповая. Программа предусматривает организацию активных форм проведения занятий с обучающимися: беседа, интегрированное занятие, творческая мастерская, игра (игра – познавательная игра, ролевая игра и др., проект, наблюдение, мастер – класс, праздничное мероприятие, объяснение, рассказ педагога, рассказ детей, чтение сказок, беседы, просмотр видеофильмов, прослушивание музыки, обсуждение, наблюдения, словесные, подвижные игры и упражнения.
Цель программы : развитие тонких движений пальцев и всей руки в целом, активизация творческих способностей детей; поиск новых способов художественного выражения.
Задачи программы :
Обучающие:
• Учить приемам работы с пластилином: раскатывание, скатывание, вытягивание, размазывание, примазывание, надавливание, сглаживание поверхности и др.
• Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.
• Учить создавать яркие, выразительные образы и изображения окружающего мира, действительности посредством соединения двух цветов пластилина в один; формировать целостную картину мира;
• Учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами (бусинки, паетки, перышки, зерна крупы, семя подсолнуха и проч.); использовать бросовый материал (пробки от фломастеров, колпачки шариковых ручек, стержни, палочки и проч.)
Развивающие:
• Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, укреплять их силу.
• Развивать координацию и согласованность руки и глаза.
• Осуществлять постепенную подготовку руки к освоению навыка письма.
Воспитательные:
• Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
• Прививать чувство прекрасного, расширять представления о сезонных явлениях, праздничных событиях и традициях родного края и страны.
Содержание программы
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждой встрече подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Встречи целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Программа составлена с учё том реализации межпредметных связей по образовательным областям:
“Чтение художественной литературы”, где используются произведения познавательной направленности.
“Коммуникация”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем; развитие свободного общения.
“Художественное творчество” – где осуществляются продуктивная деятельность, для закрепления художественных образов.
“Познание”, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.
Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. А также использовать бросовый материал: колпачки, стержни от шариковых ручек, фломастеров, зубочистки, пуговицы и др.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
При работе с пластилином предлагается следовать следующим рекомендациям:
Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана, (но не заливать кипятком).
Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
Чтобы работа со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.
Если работа выполняется в качестве подарка, например : «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
В технике пластилинография можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства и многое другое.
Этапы работы.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.
Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).
Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца.
Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).
Физкультурная пауза.
Основная часть.
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности).
Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.
Планируемые результаты программы
После реализации рабочей программы в группе :
В группе:
-подготовлен наглядно-информационный материал (консультации для родителей);
-оформлен фотоотчет о работе кружка «Умелые ручки».
После реализации рабочей программы дети :
По итогам освоения программы творческой мастерской дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости : дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
(вынесен отдельным документом см. Приложение 1,2)
Условия реализации программы
1. Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки»
• Направленность программы – художественно-эстетическая
• Год обучения –1 год
• Количество учащихся – 10-12 человек
• Возраст учащихся – 4 - 5лет
• Комплектование объединений – с 01 августа по 01 сентября
2. Адрес места осуществления образовательного процесса
• 653206, РФ, Кемеровская область-Кузбасс, Прокопьевский муниципальный округ, с. Терентьевское, улица Стадионная, дом 2, корпус 2.
3. Продолжительность учебного года
• Начало учебного года – 01.09.2022 г.
• Окончание учебного года – 31.05.2023 г.
• Количество учебных недель 36 недель
4. Сроки контроля:
• входной – с 01.10.;
• промежуточный – 15 – 25.12;
• итоговый – 10 – 20.05.
5. Праздничные дни:
- 4 ноября – День народного единства;
- 1, 2, 3, 4, 5, 6 января – Новогодние праздники;
- 7 января – Рождество Христово;
- 23 февраля – День защитника Отечества;
- 8 марта – Международный женский день;
- 1 мая – Праздник Весны и Труда;
- 9 мая – День Победы.
Обеспечение учебным помещением
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил.
Кадровое обеспечение
Квалификация педагога дополнительного образования позволяет обеспечить достижение педагогических задач.
Материально-техническое обеспечение
• Центр художественного творчества
• Пластилин
• Стеки
• Дощечки для раскатывания пластилина
• Салфетки для рук
• Бросовый материал.
Методическое обеспечение
Для успешного достижения цели и решения задач, поставленных в данной программе, имеются:
• Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» - М. : ТЦ Сфера,2009.
• Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
• Г. Н. Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись». – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
• Г. Н. Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы». – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
• Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей». – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
• Методические разработки занятий.
Применяемые методы и приёмы обучения
- Показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
- Использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т. д.); фонограмм;
- Игровые приёмы;
- Индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
- Обследование, рассматривание, наблюдение.
Критерии и формы оценки качества знаний.
По результатам деятельности в течение года трижды проводится диагностика освоения программы (входная, промежуточная, итоговая, что позволяет анализировать эффективность методов и приемов, применяемых в работе с детьми, проводить их корректировку. Входная диагностика проводится в начале учебного года (сентябрь-октябрь) – это оценка исходного уровня знаний, обучающихся перед началом образовательного процесса. Промежуточная диагностика проводится в середине учебного года (декабрь) – это оценка качества усвоения учащимися содержания программы в период обучения после начальной аттестации до итоговой аттестации. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года (май) и позволяет оценить уровень освоения учащимися образовательной программы.
Эффективным способом проверки реализации программы является итоговая совместная творческая коллективная работа.
Формой подведения итогов по дополнительной общеразвивающей программе выбран : коллективная творческая работа.
Портрет выпускника окончившего обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Умелые ручки»
В конце обучения при усвоении данной программы учащийся получит следующие знания, умения:
1. Дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
2. Научатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, напраленность;
3. Научатся создавать при помощи взрослого выразительные образы и изображения окружающего мира, действительности посредством соединения двух цветов пластилина в один;
4. Научатся инкрустировать работы различными дополнительными материалами (бусинки, паетки, перышки, зерна крупы, семя подсолнуха и проч.);
5. У детей сформируются навыки ручной умелости : дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
6. У детей привьется чувство прекрасного, расширятся представления о сезонных явлениях, праздничных событиях и традициях родного края и страны.