Ольга Николаевна Тамахина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Говорящие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1
Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
- соответствие программы действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам
(Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
• Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Говорящие пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26
• Устав МДОУ
• Программа развития ДОУ)
Основные идеи, на которых базируется программа
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Я считаю, что развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики.
Учитывая важность развития ручных умений, мною были проанализированы авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, и организован кружок художественной направленности «Говорящие пальчики».
Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в нашей группе имеется большая часть детей, которые нуждаются в дополнительных занятиях по развитию мелкой моторики.
Программа «Говорящие пальчики» построена “от простого к сложному”.
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей младших дошкольников, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.
Новизной и отличительной особенностью программы “ Говорящие пальчики” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Программа «Говорящие пальчики» имеет художественно-эстетическую направленность.
Тип программы – одноуровневая («Базовый уровень»).
Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности - комплексная.
Организация кружка:
Кружок организуется с детьми раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Категории обучающихся - без особенностей. Форма организации образовательного процесса: групповая. Состав группы постоянный. Проводится кружок один раз в неделю продолжительностью 8-10 минут. Курс рассчитан на 8 месяцев по 1 НОД в неделю (вторник). Количество НОД – 32. Количество детей в группе 7 человек.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Задачи:
- Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями
- Знакомить детей с названием пальчиков
- Формировать навыки исполнительского мастерства
- Формировать умения следовать устным инструкциям
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, и другим материалом
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие навыков ребенка
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели
1.3 Учебный план
№
п/п Название модуля Количество часов Формы промежуточного контроля
всего теория практика
«Сказочная страна» 22 1 21 - журналом посещаемости
- материалами диагностики
- фотоматериалами
- отзывами родителей
1.4 Календарный учебный график
Месяц Дата Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Форма контроля
февраль 01.02.23 Вводное занятие
теория 1 беседа
08.02.23 Пальчиковая игра "Пальчики в лесу"
Массаж пальчиков карандашами «Дровишки»
Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха) практика 1 Текущий контроль
15.02.23 Пальчиковая игра "Жили-были зайчики"
Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)
Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками. практика 1 Текущий контроль
22.02.23 Пальчиковая гимнастика «Пирожки"
Игра "Встреча с колобком" практика 1 Текущий контроль
март 01.03.23 Пальчиковая гимнастика "Ёжик и ежата"
Игры со счётными палочками "Ёжик" практика 1 Текущий контроль
07.03.23 Массаж пальцев пальчиков грецким орехом.
Игра «Собери орешки для белочки»
Материал: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дупло».
Пальчиковая игра «Белочка» практика 1 Текущий контроль
15.03.23 Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)
Пальчиковая гимнастика "Домашние животные"
«Прогулка»- рисуем следы пальчиками практика 1 Текущий контроль
22.03.23 Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
Пальчиковая игра : «Моя семья» практика 1 Текущий контроль
29.03.23 Пальчиковая гимнастика "Кораблик".
Массаж пальцев рук грецкими орехами.
"Плывёт, плывёт кораблик" (используется скорлупа грецких орехов). практика 1 Текущий контроль
05.04. 23 Игра: «Найди клад» (используется сухой бассейн из фасоли)
Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» практика 1 Текущий контроль
12.04.23 Пальчиковая игра «Пальчики играют»
«Забавный барашек» выложить из веревочки барашка по контуру практика 1 Текущий контроль
19.04.23 Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мой веселый мяч – прыгун»
Игра «Чудесный мешочек» практика 1 Текущий контроль
26.04.23 Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
Пальчиковая игра : «Моя семья» практика 1 Текущий контроль
Май 03.05.23 Пальчиковая игра «Кто больше соберет шишек»
«Забавная гусеница». практика 1 Текущий контроль
10.05.23 Пальчиковая гимнастика "Скворцы"
Пальчиковая игра "Весёлый червячок" (шнуровка). практика 1 Текущий контроль
17.04.23 Пальчиковая гимнастика " Наши алые цветки "
«На окне расцвёл цветок». практика 1 Текущий контроль
24.05.23 «Подарок жеребёнку».
Пальчиковая гимнастика "Домашние животные". практика 1 Текущий контроль
31.05.23 Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»
Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять» практика 1 Текущий контроль
07.06.23 Массаж пальчиков мячиком ежиком.
Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек) практика 1 Текущий контроль
июнь 14.06.23 Пальчиковая гимнастика "Скворцы"
Пальчиковая игра "Весёлый червячок" (шнуровка). практика 1 Текущий контроль
21.06.23 Пальчиковая игра «Солнце светит ярко. Ярко»
«Ветка сирени" рисование пальчиками практика 1 Текущий контроль
28.06.23 Пальчиковая игра «Помощники»
Рисование «верёвочкой» вокруг трафаретов практика 1 Текущий контроль
1.5 Содержание программы
Программа «Говорящие пальчики» построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из различного материала: природного, подручного материала, бумаги.
Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
1.6 Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся :
- научатся произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.
- познакомятся с названием пальчиков
- приобретут навыки исполнительского мастерства
- научатся следовать устным инструкциям.
- научатся производить точные движения кистью и пальцами рук.
- обучатся различным навыкам работы с бумагой, пластилином, и другим материалом.
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе
Раздел 2
Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 «Данная программа реализуется в формате кружковой деятельности»
2.2 материально – техническое обеспечение программы
Для реализации программы «Говорящие пальчики» созданы следующие условия:
• Материально-техническое обеспечение:
- групповое помещение
- столы
- стулья
- доска
- плакаты
- инструкционные карточки
- оборудование и инструменты (по количеству детей) :
Бумага
Пластилин
Бросовый материал
Природный материал: ветки, шишки, листья, кора деревьев, хвоя, орехи, скорлупа ореха, семена, солома, ракушки, и т. д.
• Информационное обеспечение:
- фото источники
- видео источники
- интернет источники
• Кадровое обеспечение
- Программу реализует воспитатель первой младшей группы Тамахина Ольга Николаевна. Образование высшее педагогическое (дошкольное, 1-ая квалификационная категория.
2.3 Методическое обеспечение
Основные принципы:
- доступности
- наглядности
- «от простого к сложному»
Методы:
- словесный
- наглядный
- игровой
- практический
В своей работе особое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям.
2.4 Формы промежуточного контроля
- журналом посещаемости
- материалами диагностики
- фотоматериалами
- отзывами родителей
2.5 Формы представления результатов
- презентации детских работ на родительском собрании
- участие в международных, всероссийских и городских творческих конкурсах
- творческий отчёт воспитателя – руководителя кружка на педагогическом совете
2.6 Оценочные / контрольно – измерительные материалы
Для планирования организации деятельности по обучению детей старшей группы ручному труду из различных материалов, а также для выявления эффективности работы, проводится диагностика в начале и конце учебного года. Критерии диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1
№ Фамилия
Имя ребёнка Умение выделять хар-ные особенности (цвет, форма, величина) Умение правильно пользо-ваться необходи-
мыми инструментами Уме-ние производить точные движения кистью и пальцами рук. Умение следовать устным инструкциям. Умение произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.
Умение составлять
композиции из форм Общий уровень
1
2
3
4
5
6
7
Низкий уровень. Результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.
Средний уровень. Труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.
Высокий уровень. Ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.
3. Библиография
1. Вот так пальчики шагают. Пальчиковые игры/Т. Ю. Бардышева, Т. Н. Щербакова. - М: ООО "Карапуз - Дидактика", 2006
2. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь. !Младшая группа детского сада. - СПб. : Издательский дом "Литера", 2009. - 32с.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М. : ИД «Цветной мир», 2012
4. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. - М. : ООО "Издательство Астрель", 2003
5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 - 7лет/сост. Т В. Калинина и др. - Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2014.
6. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р. Г. Казаковой - М. : ТЦ Сфера, 2005.
7.. Узорова О. В. Пальчикововая гимнастика. - М. : АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010
8. 150 развивающих игр. Умные пальчики/ Сост. В. Г. Дмитриева. - М. :АСТ; СПб. : Сова, 2008