Панасенкова Жанна Сергеевна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность программы : Дополнительная общеразвивающая программа «Теремок» имеет художественно - эстетическую направленность.
Актуальность программы : Одним из самых эффективных средств развития и воспита-ния ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демокра-тичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным вос-питанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фан-тазии, инициативности. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не толь-ко психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности» размещена в разделах
Отличительные особенности В современной дошкольной педагогике и психологии се-годня наиболее остро стоит проблема взаимосвязи личности и творчества. Педагогиче-ская наука рассматривает личность ребёнка дошкольного возраста с точки зрения её по-требности в собственном преобразовании средствами игровой деятельности. Развиваю-щее и воспитательное значение игры реализуется при условии организации её как сво-бодной самостоятельной деятельности. Только тогда она оказывает своё формирующее воздействие на личность ребёнка.
В настоящее время педагоги обеспокоены тем, что игра исчезает из жизни детей, ей не находится места в режиме детского сада. Сегодня в дошкольных учреждениях уже не усматривается важнейшая роль игры для полноценного развития ребёнка, так как само-стоятельная деятельность детей составляет основу процесса воспитания.
Театрализованная деятельность близка и понятна как детям, так и взрослым, преж-де всего потому, что в основе ее лежит игра. Кружок «Теремок» имеет творческую направленность, которая определена особой актуальностью образования в современных условиях. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний о театрализованной игре, как об одной из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художе-ственный вкус детей и творческие способности.
При изучении тем, предусмотренных рабочей программой кружка «Теремок», раз-виваются следующие области: познание, социализация, коммуникация, чтение художе-ственной литературы, художественное творчество, безопасность, труд, физическая куль-тура.
Адресат программы. Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 4-7 лет.
Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы – 3 года (108 учебных часа). Формы обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. в раннем включении детей в театрализованную деятельность: драматизация ска-зок, игры, кукольных постановок, этюдов, мини-сценок и т. д.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и мето-дики: здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, проектные.
Состав группы не менее 15 обучающихся.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий (общее количество ча-сов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность за-нятий).
Общее количество часов в 1 год обучения – 36 часов;
Занятия проводятся по подгруппам 1 раз в неделю. В период подготовки спектакля воз-можно объединение детей до 15 человек.
Продолжительность занятия в зависимости от возраста
4-5 лет - 15 минут
5-6 лет – 20 минут
6-7 лет - 25 минут
Педагогическая целесообразность программы
Программа «Теремок» составлена с учетом возрастных особенностей детей и направлена на всестороннее развитие личности ребенка, обеспечение его эмоционального благопо-лучия, общего и эстетического развития, формирования позитивного отношения к труду и творчеству развитие чувств, переживаний, приобщение к духовным ценностям детей дошкольного возраста и охватывает весь комплекс содержания и организации жизни и воспитания детей в условиях ДОУ, совместной деятельности педагога дополнительного образования и дошколят, взаимодействия с семьями воспитанников.
Программа, по которой ведётся обучение, сориентирована на работу с детьми, независи-мо от наличия у них специальных данных и навыков.
Практическая значимость
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества. Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств : применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Занятия театральной деятельностью по-могают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; про-явлению любознательности, стремления к по-
знанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ас-социативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего ин-теллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельно-стью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение ком-бинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровиза-ции. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка раскрепо-щению и повышению самооценки.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружаю-щий мир, умение ориентироваться в обществе среди сверстников и взрослых. Одновре-менно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. учится способствующие успешной адаптации детей дошкольного воз-раста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, сниже-нию тревожности, неуверенности в себе.
Цель и задачи программы
Цель: Развитие творческих и коммуникативных способностей детей средствами теат-рального искусства.
Задачи программы :
1. Образовательные: Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, дра-матический, музыкальный, детский, театр зверей и др).Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене. Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
2. Развивающие: Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях; Развивать память, внимание, воображение, фантазию; Формировать умение выстраивать линию поведения в роли,используя атрибуты, детали костюмов, маски; Раз-вивать речь у детей и
корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, организация выступлений де-тей старших групп перед младшими и пр.
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации сред-ствами мимики, выразительных движений и интонации. Развивать желание выступать перед родителями. Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение
детей. -
3. Воспитательные: Создать условия для развития творческой активности детей, участ-вующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различ-ных видов творчества. Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала. Воспитание аккуратности, старательности, коммуникативных способностей детей.