Оксана Мерзлякова
Дополнительная ООП физкультурно-спортивной направленности «Юные пловцы» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивного направления «Юные пловцы» для детей дошкольного возраста 4-7 лет составлена в соответствии:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Публикация «Дополнительная ООП физкультурно-спортивной направленности „Юные пловцы“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
СанПин 2.4.4. 3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Устав МДОУ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивного направления «Юные пловцы» является модифицированной и предназначена для работы с детьми с 4 до 7 летнего возраста. Уровень программы базовый, рассчитана на 2 модуля.
Актуальность программы «Юные пловцы» (обучение детей плаванию) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей деятельности заключается в том, что значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества. В настоящее время весьма актуальной является проблема физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Ухудшение экологической обстановки, негативные изменения в условиях повседневной жизни оказывают неблагоприятные воздействия на здоровье малышей. Отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. А ведь хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Поэтому все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям.
Новизна программы «Юные пловцы» (обучение детей плаванию) реализуется в рамках физического направления развития дошкольников, содействует их разностороннему физическому развитию и является дополнением к основным формам физического развития детей в ДОУ.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивного направления «Юные пловцы» является то, что она модифицированная и адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В процессе ее реализации на занятиях используются элементы аква-аэробики, художественного слова и применение нестандартного спортивного оборудования.
Педагогическое обоснование программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивного направления «Юные пловцы» адресована для работы с детьми с 4 до 7 летнего возраста, разработана в соответствии с возрастными психологическими способностями детей данных возрастных групп.
Программа соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. В этом контексте важное место отводится обучению детей плаванию. Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека.
В процессе реализации программы и её основу заложены следующие принципы:
- принцип интеграции образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация») в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей в процессе организованной непосредственно образовательной деятельности.
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности.
- принцип развивающего образования, целью которого является физическое
развитие ребенка;
- принципы научной обоснованности и практической применимости.
Программа предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровье сберегающих технологий, с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ и обеспечению их физической готовности к обучению в школе.
Обучение плаванию - это одна из форм закаливания и профилактики многих заболеваний. При регулярных занятиях плаванием вырабатывается хорошая осанка, укрепляются стопы ног, совершенствуются органы кровообращения и дыхания, механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит.
Возрастные особенности и медико-психолого-педагогические характеристика обучающихся, участвующих в реализации данной Программы.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). На седьмом году жизни движения ребенка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий; для них важен результат. У них формируется потребность заниматься физическими упражнениями, плаванием, развивается самостоятельность.
Старшая группа (от 5 до 6 лет). На шестом году жизни ребенок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными. Это позволяет повысить требования к их выполнению, больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность, дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливым и внимательным друг к другу).
Средняя группа (от 4 до 5 лет). На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает более устойчивый характер; совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие; развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет инструктору по физической культуре (плаванию) приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества.
Интеграция образовательных областей
Программа по обучению детей плаванию является дополнением к основным формам физического развития детей дошкольного возраста.
Программа предусматривает интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Здоровье», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация», «Физическая культура» и реализуются в процессе организованной непосредственно образовательной деятельности.
По развитию физических качеств:
- ориентации в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно; равновесия при выполнении разнообразных движений; координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости («Физическая культура»).
По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:
- кататься на санках, трехколесном велосипеде, лыжах, реагировать на речевые сигналы (беги, стой, лови, бросай, прыгай и т. п.) и правила выполнения упражнений и игр («Коммуникация», «Социализация»);
- согласовывать действия со сверстниками, быть аккуратным в движениях и перемещениях, соблюдать двигательную безопасность («Социализация», «Безопасность»);
- развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность в подвижных играх, в ходе совместной и индивидуальной двигательной деятельности детей («Социализация», «Коммуникация»).
Направления работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности:
Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанника, его физическое развитие
Обучение воспитанников дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма
Формирование основ двигательной и гигиенической культуры
Взаимодействия с семьями для обеспечения полноценного развития детей, оказания консультативной помощи родителям
Виды организации непосредственной образовательной деятельности:
обучающая, игровая, сюжетная, сюжетно-игровая, образно-игровая, традиционная по интересам детей и контрольно-диагностическая.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности по данной Программе стали:
- гуманитарный и системно - деятельностный характер взаимодействия инструктора по физической культуре (по плаванию) и детей, в основе которого лежит само ценность детства как важный этап в общем развитии человека – соблюдения его прав и свобод на физическое развитие, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей;
- учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
- взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей в ДОУ независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Работа с родителями:
Оформление информационного стенда для родителей «Здоровье вашего ребенка» (статьи, рекомендации по физическому развитию, формированию ЗОЖ, уголка по плаванию с рекомендациями
Групповое родительское собрание «Влияние плавания на состояние здоровья дошкольников»
Родительский всеобуч (в виде педагогического журнала) «Педагогика здоровья»
Акция «Наполним бассейн игрушками»
Выпуск родителями стенгазеты родителями «Мы – спортивная семья»
Анкетирование на тему «Место плавания в вашей семье»,
Знакомство с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду
Привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках «Путешествие в Спортландию», «Праздник Нептуна», «Папа, мама, я – спортивная семья», в Неделе здоровья и других мероприятиях, организуемых в детском саду (селе, районе)
Организация выставки «Мы со спортом дружим»
Домашние задания
Программа соответствует не только потребностям родителей по обучению детей плаванию, возможностям, интересам и склонностям детей, но и профессиональному уровню педагогического коллектива, реальным материальным и финансовым ресурсам ДОУ.
Программа способствует созданию условий для формирования важных черт личности: воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности, развития умения действовать в коллективе, оказания помощи друг другу. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивного направления «Юные пловцы» состоит из двух модулей в каждой возрастной категории.
Направленность программы – физкультурно-спортивное
Тип программы – общеразвивающая.
Уровень реализуемой программы - базовый
В те дни, когда бассейн не функционирует по уважительным причинам, организуется непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы – 4-7 лет.
Срок реализации программы 1год.
Общее количество занятий -216 часов.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком МДОУ Троицко- Сунгурского детского сада на учебный год ( 36 полных рабочих недель: 17 недель – в 1 полугодии, 19 недель – во 2 полугодии).
НОД по плаванию проводится по 2 раза в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятий в подготовительной группе – 30 минут.
Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные
Формы занятий:
- теоретические и практические занятия;
- разработка и реализация проектов;
- творческие задания;
- ролевые игры.
Для реализации программы используются следующие методы:
Словесные методы:
- описание
- объяснение упражнений
- пояснение
- распоряжение
- команда
- рассказ
- беседа
- название упражнений.
Наглядные методы:
- показ
- имитация
- звуковые и зрительные ориентиры
- использование наглядных пособий.
Практические методы:
- упражнения
- конкретные задания
- игровые приемы
- поддержка и помощь.
Приемы:
- объяснение
- показ
- пояснение
- повторение
- соревнования (индивидуальные и командные)
- анализ и оценка выполнения движений
- проверка
- вопросы
1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Юные пловцы» (обучение детей плаванию) : укрепление и закаливание детского организма, а так же обучение детей дошкольного возраста жизненно необходимым навыкам по плаванию и обеспечение их всестороннего физического развития.
Задачи:
- образовательные: сформирование теоретических и практических основ освоения водного пространства; освоение технических элементов плавания; обучение основам плавания способом «Кроль»; ознакомление детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне); формирование представления о водных видах спорта;
- развивающие: развитие двигательной активности детей; способствование развитию костно-мышечного корсета; развитие координационных возможностей; навыки личной гигиены; умение владеть своим телом в непривычной обстановке; формирование интереса к занятиям физической культурой;
- воспитательные: воспитание морально-волевых качеств; самостоятельности и организованности; бережное отношение к своему здоровью, привычки к закаливанию; навыков личной гигиены.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Юные пловцы»
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Основы знаний о плавании:
Влияние плавания на состояние здоровья
Значение закаливающих процедур
Правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены
Правила поведения и техники безопасности на воде
Название плавательных упражнений, способов плавания и предметов обучения
Упражнения для общефизической подготовки (строевые упражнения; имитационные упражнения, общеразвивающие упражнения в воде; упражнения на дыхание)
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- роль занятий плаванием для физического развития и закаливания организма;
- правила поведения и техники безопасности в плавательном бассейне и на открытых водоёмах;
- условные жесты и сигналы инструктора, требования медицинской сестры плавательного бассейна;
уметь:
- использовать полученные навыки плавания в повседневной жизни;
- соблюдать правил безопасного поведения и гигиенических требований в бассейне.
Используемые специальные плавательные упражнения в процессе НОД:
Имитационные упражнения
Вхождение в воду (по трапу бассейна; соскоком вниз ногами с бортика бассейна)
Передвижение по дну бассейна (ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями рук)
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- элементарные свойства воды;
- способы передвижения человека в воде;
уметь:
- развивать первоначальное «чувство воды» без негативных ощущений и водобоязни;
- выполнять элементарные передвижения в воде;
- ощущать сопротивление воды конечностями рук и ног, чтобы активно его использовать для отталкивания;
- сохранять равновесие в воде, а потеряв его, снова восстанавливать;
- окунаться и прыгать;
- дышать (выдох – в воду, вдох – над водой);
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: преодоление водобоязни; свободное передвижение в воде и выполнение дыхательных упражнений.
Погружение в воду:
Погружение в воду
Задержка дыхания под водой и выдох в воду
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- элементарные свойства воды;
- необходимость правильного дыхания в воде;
уметь:
- погружаться в воду с головой;
- сидя на корточках или стоя на мелководье, попеременно вдыхать воздух над поверхностью и выдыхать воздух в воду;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: преодоление водобоязни; развитие координационных способностей и ориентирования в пространстве.
Всплывание и лежание на воде:
Всплывание и расслабление в воде
Лежание на поверхности воды, на груди.
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- действие выталкивающей силы воды;
уметь:
- выполнять упражнения «Медуза», «Звезда», «Поплавок» в течение 5 секунд;
- выполнять упражнения на расслабление с задержкой дыхания;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах; использование приобретенных умений в экстремальной ситуации.
Скольжение на груди:
Имитационные упражнения на суше
Скольжение на груди с разным положением рук
Скольжение на груди с опорой о поручень, плавательную доску и без опоры
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- правильность положения тела в условиях неустойчивой опоры;
уметь:
- принимать устойчивое положение тела в воде;
- выполнять интенсивное отталкивание от дна и стенки бассейна;
- выполнять скольжение на груди без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук;
- выполнять скольжение на груди с работой ног с вспомогательными средствами и без;
- выполнять скольжение на груди с работой ног с поворотом головы для вдоха и с задержкой дыхания;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах.
Скольжение на спине:
Имитационные упражнения на суше
Скольжение на спине с разным положением рук
Скольжение на спине с опорой о поручень, плавательную доску и без опоры
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- правильность положения тела в условиях неустойчивой опоры;
уметь:
- принимать устойчивое положение тела в воде;
- выполнять интенсивное отталкивание от дна и стенки бассейна;
- выполнять скольжение на спине без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук;
- выполнять скольжение на спине с работой ног с вспомогательными средствами и без;
- выполнять скольжение на спине с работой ног с поворотом головы для вдоха и с задержкой дыхания;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах.
Движение ног и рук при плавании способом «кроль» на груди:
Имитационные упражнения на суше
Техника работы ног способом кроль на груди
Упражнения на согласование движений рук, ног и дыхания способом кроль на груди
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- правильное положение тела в условиях неустойчивой опоры;
уметь:
- согласовывать движения рук и ног, а затем и дыхание при плавании кролем на груди;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах.
Движение ног и рук при плавании способом «кроль» на спине:
Имитационные упражнения на суше
Техника работы ног способом кроль на спине
Упражнения на согласование движений рук, ног и дыхания способом кроль на спине
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- правильное положение тела в условиях неустойчивой опоры;
уметь:
- согласовывать движения рук и ног, а затем и дыхание при плавании кролем на спине;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах.
Игры и развлечения на воде:
Игры на воде: «Кто самый быстрый?», «Торпеды», «Кто проворней?», «Гонка мячей», «Буксир», «Кто дальше?», «Катера», «Кто лучше?»
Эстафетное плавание
Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного материала.
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- названия и правила игр на воде;
- правила поведения и техники безопасности во время проведения игр на воде, эстафетного плавания и свободного плавания;
уметь:
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах.
Дети должны понимать:
- правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены, значение плавания в системе закаливания организма, в физическом развитии и в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека;
- названия плавательных упражнений, способов плавания;
- название плавательного инвентаря для обучения;
- значение закаливающих процедур.
Дети должны уметь:
- выполнять упражнения на всплывание и расслабление;
- лежать на поверхности воды, на груди и на спине;
- выполнять элементарные передвижения в воде;
- выполнять погружение в воду, задерживать дыхание;
- выполнять выдох в воду при погружении, подряд несколько вдохов и выдохов;
- выполнять скольжения на груди и на спине без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук;
- выполнять перемещение с доской при помощи ног способом кроль на груди;
- выполнять скольжение с работой ног способом кроль на груди в согласовании с дыханием;
- выполнять игровые ситуации.
Дети должны уметь использовать приобретё нные умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выполнение дыхательной гимнастики;
- соблюдение гигиенических требований;
- соблюдение правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
- выполнения правил поведения и мер безопасности на открытых водоёмах в различное время года;
- применение полученных умений в экстремальной ситуации.
2.1.1. Годовой учебный план на программный материал
в подготовительной, старшей и средней группах
№
п/п
Разделы Программы Количество часов
Всего в год I полугодие II
полугодие
1. Специальные плавательные упражнения 34 28 6
2. Погружение в воду 28 16 12
3. Всплывание и лежание на воде 52 22 30
4. Скольжение на груди 8 6 2
5. Скольжение на спине 10 - 10
6. Дыхательные упражнения. Вдох и выдох 10 10
7. Движения ног и рук при плавании способом кроль на груди 24 6 18
8. Движения ног и рук при плавании способом кроль на спине 12 - 12
9. Игры и развлечения на воде 26 14 12
10 Диагностика НОД 12 - 12
Итого в год:
216 102 114
2.1.2. Учебный план подготовительной группы
№
п/п
Разделы Программы подготовительной группы Количество часов
Всего в год I полугодие II
полугодие
1.1. Специальные плавательные упражнения 6 6 -
1.2. Погружение в воду 6 6 -
1.3. Всплывание и лежание на воде 8 6 2
1.4. Скольжение на груди 8 6 2
1.5. Скольжение на спине 10 - 10
1.6. Движения ног и рук при плавании способом кроль на груди 12 6 6
1.7. Движения ног и рук при плавании способом кроль на спине 12 - 12
1.8. Игры и развлечения на воде 6 4 2
1.9. Диагностика НОД 4 - 4
Итого в год:
72 34 38
Список литературы.
1. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду. -М., Просвещение, 1991 г.
2. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. М. : Детство-пресс, 2003 г.
3. Рыбак М. Раз, два, три плыви. - М., Аркти-Кудиц, 2010 г.
4. Пищикова Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. -М., 2008 г.
5. Большакова И. А. Маленький дельфин: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / И. А. Большакова. - М. : Аркти-Кудиц, 2005. – 24 с.
6. Булгакова И. Ж. Познакомьтесь – плавание / И. Ж. Булгакова. - М. : Аст- астрель, 2002. – 160 с.
7. Протченко Т. А., Семенов Ю. А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников [Текст] : методическое пособие / Т. А. Протченко, Ю. А. Семенов. – М. : Айрис - дидактика, 2003. – 80 с.
8. Соколова Н. Г. Плавание и здоровье малыша [Текст] / Н. Г. Соколова, - Р-н-Д. : Феникс, 2007. – 157с.
9. Чеменева А. А., Столмакова Т. В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. — Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2011.