Ольга Явна
Дополнительная образовательная программа «Я — юный акробат»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевой раздел.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Обоснованность программы
Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития. В пункте 2.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) указывается, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей…», в том числе – физическое развитие «Обучения детей акробатической гимнастики»
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
.
ФГОС ДО конкретизируется содержание образовательной области «Физическое развитие» «Обучения детей акробатической гимнастики»
, которое включает приобретения опыта в следующих видах деятельности таких как физических качеств, координация и гибкость, способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма. Формируется начальное представления о некоторых видах спорта и владения играм c мячом. Становление ценностного здорового образа жизни.
Данная образовательная программа по курсу физическое развитие «Обучения детей акробатической гимнастики» дошкольного возраста 5-7 лет составлена для учащихся детско сада на основе нормативно – правовых документов, требований к дополнительным образовательной программы.
Тренировочные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.
Цель Программы : Развивать двигательную активность детей через усвоения акробатической гимнастики.
Задачи Программы :
Оздоровительные: Повышать уровень физической подготовленности детей через развитие.
Образовательные :
Познакомить детей с правилами по акробатической гимнастике.
Научить всех детей владеть акробатическим упражнениям на достаточно высоком уровне.
Понимать сущность акробатической гимнастики. Развивающие: Развивать физические качества ребенка; быстроту, ловкость, выносливость, силу, ориентацию, глазомер и быстроту реакции. Воспитательные: Воспитывать интерес к спортивным, упражнениям по акробатической гимнастики.
Направленность Программы, ценностные ориентиры (духовно-нравственные, социально-нравственные, художественно-эстетические).
Программа общеразвивающей направленности с приоритетным направлением физического развития по «обучению детей акробатической гимнастики»
Она пополняет и систематизирует знания детей о здоровом образе жизни. «Юный акробат» закладывает навыки дошкольников через обучение детей акробатической гимнастики учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей старшего дошкольного возраста. Способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма. Формирует начальное представления о виде спорта акробатической гимнастики и владения нею. Становление ценностей здорового образа жизни.
Условия реализации программы : «Юный акробат».
Условия реализации Программы предназначена для обучения детей 5 – 7 лет обеспечивает полноценное развития личности ребенка а именно в образовательной области физического развития.
Реализации Программы планируется в период с сентября по май, с проведением итоговой (май) мониторинга. В программе создаются условия для развития ребенка по физических качеств. Эффективность решения программы зависит от правильного подбор, подходов, методов, о физическом развитии ребенка. Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана.
Способом реализации содержания Программы являются формы специфические для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме спортивных упражнений по акробатике, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности; заложены в основу знаний «Юный акробат», планируемые для освоения детьми, которые отражены в цели и задачах Программы.
Реализации Программы является обучение детей акробатической гимнастики, которой осуществляется ребёнком совместно с другими детьми и взрослыми.
Программа предполагает подход воспитателей и инструктора по физической культуре к процессу её реализации и активное участие в нём родителей.
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий реализации Программы. Задача воспитателя и инструктора по физической культуре объединить усилия в области организации физического развития «Юный акробат», создать атмосферу и обогатить воспитательные знания и умения родителей.
Срок реализации программы : 2 год (2019- 2020 учебный год).
Программа «Юный акробат» рассчитана на формирования физического развития дошкольников 5-7 лет через обучения акробатической гимнастики соответствует целям и задач.
Срок реализации программы «Юный акробат» разработана на два года: для детей 5-7 лет (2019 – 2020).
Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы :
В результате упражнений движения ребенка становятся координированными. В этом возрасте дети стремятся к разучиванию элементам акробатической гимнастики. Целевые ориентиры реализации программы.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
- Ребё нок: понимает основные ценностные физического развития, умеет соблюдать элементарные правила по акробатической гимнастике;
- приобретает потребность в двигательной активности, начальную мотивацию к занятиям по физическому развитию и проявляет интерес к различным видам спорта;
- приобретает положительные эмоциональные качества (сопереживание, отзывчивость,;
- соблюдает общепринятые нормы и правила поведения, приобретает навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, владеет различными приёмами физических качеств;
- активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр; их действия принимают направленный и осознанный характер. Этап разучивания упражнений характеризуется уточнением и совершенствованием техники выполнения;
- владеет простейшим действиям с мячом, лентами для развития координации движений, развивают умение следить за траекторией полёта мяча, вырабатывают быструю ответную реакцию на летящий мяч;
- полученных знаний, умений и навыков владения акробатической гимнастики. Этап совершенствования упражнений можно считать завершённым, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей
Дополнительная Образовательная программа.
«Обучения детей акробатической гимнастики «Юный акробат»
«Обучения детей акробатической гимнастики» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение спортивным упражнения ; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.
Перечень основных видов организованной образовательной деятельности : Большое внимание в Программе отводится положительной эмоциональной окрашенности физическому развитию. С этой целью предлагается достаточно широкий спектр работы. Данные Программы позволяют инструктору по физической культуре, воспитателю использовать рекомендации авторов для планирования и проведения образовательной деятельности. Для развития организма ребенка дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности, большую ценность представляют основные движения.
Реализации Программы является обучение детей акробатической гимнастики, которой осуществляется ребёнком совместно с другими детьми и взрослыми.
Программой обеспечивает физическая подготовка детей в области физического развития, обучения детей элементов акробатических упражнений, формирует опорно-двигательную систему организма и начальное представления о виде спорта акробатической гимнастике. Программа «Юный акробат» поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и само ценности детства;
Режим образовательной деятельности : Программа предусматривает детей 5-7 лет два раз в неделю – не более – 30мин. В соответствие с возрастом и годовой учебной программой на 2019-2020 учебный год - 72 учебных недели количество занятий составляет 34 часов. В конце год совместное мероприятие с родителями. Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.
Продолжительность 1 занятия - 30 мин. :
- вводная часть - 4 мин. ;
- основная часть - 22 мин. ;
- заключительная часть - 4 мин.
Объем недельной нагрузки
- подготовительная к школе группа - 1 ч.
Количество занятий в учебном году:
- 2 занятия в неделю;
- 8 занятий в месяц;
- 72 занятий в год (сентябрь - май);
- 1 раз в год совместное мероприятие с родителями.
Структура деятельности «Юный акробат»
I. Вводная часть: ходьба, бег.
II. Основная часть:
- разминка под музыку (аэробные упражнения);
- обучение движениям акробатической гимнастики;
- дыхательные упражнения;
- подвижная игра.
III. Заключительная часть релаксация:
2. Планирование результаты освоения программы :
Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных процесса.
Ребё нок: - понимает основные ценностные акробатического развития, умеет соблюдать элементарные правила;
- приобретает потребность в двигательной активности, начальную мотивацию к занятиям по физическому развитию и проявляет интерес к различным видам спорта;
- приобретает положительные эмоциональные качества (сопереживание, отзывчивость,;
- соблюдает общепринятые нормы и правила поведения, приобретает навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, владеет различными приёмами акробатики;
- активно знакомятся с элементами спортивной акробатики (ленты, мячи); их действия принимают направленный и осознанный характер. Этап разучивания упражнений характеризуется уточнением и совершенствованием техники выполнения; Этап совершенствования акробатической гимнастики можно считать завершённым, когда дети повысят уровень физической подготовленности через развитие физических качеств, начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Педагогические работники:
повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива в вопросах физического развития и оздоровления детей:
реорганизация деятельности методической службы направленной на построение целостного педагогического процесса ДОУ и обеспечение качественной и эффективной поддержки педагогов в процессе освоения инноваций в области физического воспитания и оздоровления детей;
обеспечение использования в работе методической службы ДОУ эффективных форм организации;
обеспечение освоения программы физического развития и внедряемых технологий физического воспитания и оздоровления;
создание условий для профессионально-творческого роста педагогов в дошкольном образовательном учреждении и проявления их активности.
Работа с родителями: осуществление преемственности ДОУ и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления детей, изучение и активизация педагогического потенциала семьи:
• формирование у родителей активной позиции в физическом воспитании и оздоровлении ребенка; разработка и внедрение инновационных форм и приемов работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни :
• систематизация деятельности через разработку перспективного планирования работы с родителями по формированию здорового образа жизни.
Конкретизация требований к планируемым результатам с учетом возрастных возможностей детей.
Для реализации приоритетных направлений современной образовательной политики необходимы государственные гарантии равных возможностей получения полноценного образования для всех категорий детей. Крайне важно не только обеспечить доступность дошкольного образования независимо от состояния здоровья, социального положения семей, но и повысить его качество за счет гибкости и многообразия программы и форм. Каждый период жизни человека характеризуется специфической социальной ситуацией развития, конкретными новообразованиями и их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребёнка и его подготовку к переходу на новую возрастную ступень.
Программа «Юный акробат» поддержка разнообразия детства.
II. Содержательный раздел:
Описание образовательной деятельности с детьми в соответствии с возрастными особенностям.
Программа позволяют инструктору по физической культуре воспитателю использовать рекомендации авторов «Юный акробат» для планирования и проведения занятий дополнительного образования. Для развития физических качеств ребенка дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Задачи обучения технике выполнения движений успешно решаются через образовательную деятельность по физическому развитию где усвоение происходит в специально созданной обстановке, упражнения подбираются в определённой последовательности с усложнением. Ребенок постоянно нуждается в организации развивающей среды и в частых совместных играх с взрослыми.
Итак, для того, чтобы научить ребенка владеть акробатической гимнастикой, и возможности действовать, взрослый должен качественно проводить занятия.
Подвижную игру можно сделать интересной и дать ей дальнейшее развитие. Все зависит от творческого подхода взрослого. Поэтому работа с акробатикой занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Основная задача - научить всех детей владеть акробатическими упражнениями на достаточно высоком уровне.
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка.
- демонстрация мультимедийных презентаций о видах спорта, правилах игры и т. д., просмотр мультфильмов на спортивную тематику, видеороликов фрагментов уроков физкультуры для детей начальных классов школы
Взаимодействие участников образовательных отношений. Участниками образовательной программы являются дети воспитатель инструктор по физической культуре, родители. Все участники образовательного процесса находятся в тесном взаимодействия. Сотрудничество с родителями выражается в таких мероприятиях как консультация для родителей «Юный акробат», просмотр открытых занятий, совместное проведение спортивного мероприятие играем вместе «Веселые старты».
Сотрудничество и взаимодействия инструктора по физической культуре воспитателя и родителей включает:
• Консультация для родителей «Юный акробат».
• Просмотр открытых занятий.
• Совместное проведение спортивного мероприятия играем вместе «Веселые старты».
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным обществе, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и педагогов.
Задачи:
1) формировать психолого- педагогических знаний родителей;
2) приобщать родителей к участию в жизни ДОУ;
3) оказать помощь семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4) изучить и пропаганду лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
• ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
(В ЧАСАХ)
Программа состоит из 5 разделов:
• теоретические сведения;
• упражнения для развития и сохранения гибкости;
• упражнения на развитие силы;
• упражнения на развитие ловкости;
• упражнения для развития умений и навыков в равновесии и балансировки.
Как индивидуальные, так и парногрупповые элементы подбираются из 5 разделов с учётом физической подготовки и взаимодействия упражнений на различные группы мышц.
Для успешного освоения новых упражнений важно привить детям знания и умения по взаимообучению и помощи.
III.Организационный раздел.
.Материально – техническое обеспечение программы.
Для реализации программы «Юный акробат» в детском саду имеется спортивный зал, с нанесённой на полу разметкой. Оборудование соответствует требованиям программы.
Технические средства обучения и воспитания:
-магнитофон
-CD-диски (музыка для ходьбы, бега, ритмической гимнастики, релаксации)
-флеш-карта (презентации, видеоролики, мультфильмы, экран, проектор,ноутбук.
Спортивный инвентарь:
Для организации и ведения кружка по акробатической гимнастике в детском саду имеется оборудованный спортивный зал, который имеет :
мягкие маты
батут
страховочные пояса
гимнастического "козла"
канат
шведскую стенку
и мелкий инвентарь (обручи, ленты, мячи).
Юные акробаты имеют спортивную форму, гимнастические купальники, чешки, кеды.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметная пространственная среда должна быть оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Для реализации дополнительной образовательной программы в общеразвивающей направленности необходимы: спортивный зал, оснащённый стандартным оборудованием, и с различным спортивным оздоровительным оборудованием инвентарем со спецификой программы. На территории детского сада для развития двигательной активности детей и участие подвижных играх и соревнованиях должна быть оборудована спортивная площадка, где дети проводят подвижные и спортивные игры, упражнения.
Сюда относятся: физкультурно-игровые и спортивные сооружения в помещении и на спортивной площадке.
Всё пространство используется для проведения образовательной деятельности по физическому развитию, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного развития ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требования по обеспечению надёжности и безопасность их использовать
Основные принципы организации среды.
Оборудование спортивного зала МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Колокольчик» соответствует всем требованьям и безопасное для здоровье детей.
Развивающая предметно-пространственная среда насыщенна, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка, отвечающей потребностям детского возраста.
Пространство спортивного зала организуется в виде разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающего спортивного оборудования, которое безопасно и доступно для детей. Оснащение уголков меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала соответствует требованьям ФГОС ДО.
Основной раздел занятия: «обучению детей акробатической гимнастики» «Юный акробат».
Основы занятия:
Что такое гибкость и как её развивать?
• Что такое ловкость и как её развивать?
• Что такое сила и как её развивать?
• Координационные способности и как их развивать?
• Страховка и самостраховка для чего она нужна?
• Термины в акробатике.
• История акробатики.
• История циркового искусства.
• Правила техники безопасного поведения и техники безопасности на секции по акробатике.
1. Упражнения на развитие и сохранение гибкости:
Индивидуальные упражнения:
• Оценка и самооценка гибкости;
• Подготовка к шпагатам;
• Махи и наклоны, стоя на коленях;
• Группировки и складки;
• Шпагаты.
1. Упражнения вдвоё м:
• Махи ногами;
• Наклоны и полумосты;
• Прогибания;
• Шпагаты;
• Мосты.
в) Упражнения втроё м:
• Махи ногами;
• Прогибания с помощью;
• Мосты, наклоны назад с помощью;
• Шпагаты;
• Пирамиды с полумостами и мостами.
Упражнения для развития силы:
а) индивидуальные упражнения:
• Приседания;
• Упор лёжа;
• Сед углом;
• Упоры лёжа сзади;
• Стойка на лопатках;
• Стойка на голове;
• Упоры и стойки на руках.
б) упражнения вдвоё м:
• Приседания;
• Упоры лёжа на партнёре;
• Упоры на ступнях, руках, и коленях лежащего партнёра;
• Удержание партнёра на бёдрах;
• Седы верхом;
• Стойки.
в) упражнения втроё м:
• Поддержка на бёдрах и ступнях;
• Упоры лёжа;
• Укрепление туловища;
• Седы и стойки ногами на «квадрате»;
• Подтягивание в висе лёжа;
• Стойки;
• Висы и упоры;
• Стойки ногами на плечах и упоры;
• Переноска вдвоём третьего;
Упражнения для развития ловкости:
1. Индивидуальные упражнения:
• Ходьба в движении и на месте;
• Бег в движении и на месте;
• Подскоки на носках;
• Танцевальные шаги и прыжки;
• Прыжки в высоту;
• Перекаты, кувырки и падения;
• Перекаты;
• Кувырки вперёд из различных и. п., в упор присев;
• Кувырки вперёд из упора присев в различные положения;
• Кувырки назад из упора присев в различные положения;
• Кувырки назад из различных положений в упор присев;
• Соединение перекатов и кувырков;
• Соединение кувырков с прыжками;
• Длинный кувырок и кувырок прыжком;
• Падения.
б) упражнения вдвоё м:
• Прыжки через партнёра;
• Кувырки вдвоём;
• Прыжки с помощью партнёра;
• Опорные прыжки через партнёра;
• Перевороты.
в) упражнения втроё м:
• Входы и сходы;
• Соскоки с соединённых рук партнёра;
• Опорные прыжки через партнёра;
• Положения в висах;
• Упражнения в упорах;
• Полёты и перевороты с предплечий.
Развитие умений и навыков в равновесии и балансирования.
1. индивидуальные упражнения:
• Равновесие на ноге;
• Равновесие на руке и ноге;
• Равновесия в наклонах и мостах;
• Балансирование гимнастической палкой;
• Фиксация полустоек и стоек до 5-15 секунд;
1. упражнения вдвоё м:
• Равновесие с поддержкой партнёра;
• Равновесие вдвоём;
• Балансирование руками и ногами;
• Равновесие на партнёре;
• Стойки и равновесия.
с) упражнения втроём (пирамиды) :
• Пирамиды для всех;
• Пирамиды для девочек;
• Пирамиды для смешанных составов;
• Пирамиды для мальчиков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в мир спортивной акробатики на начальном этапе подготовки. Ленякина Е. И. - 2001г.
2. Предварительная спортивная подготовка юных акробатов на начальном этапе. Березуцкая, Кошакова -2007г.
3. Советы тренерам. «Физкультура и спорт», Москва, 1980г.
4. Письмо Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12.12.2006 № СК – 02-10/3685 (Д) «Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации».