Папки-передвижки

Дополнительная образовательная программа для детей 6–7 лет «Природа и здоровье»

Ольга Гончарова
Дополнительная образовательная программа для детей 6–7 лет «Природа и здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная

общеразвивающая программа

«Природа и здоровье»

Выполнила:

Гончарова О. А.

Новокузнецк

Содержание

Пояснительная записка

3

Учебно-тематический план 10

Содержание тем учебного курса 12

Уровни достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы 18

Диагностический инструментарий

19

Информационно-методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

20

Список литературы

22

Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная образовательная программа для детей 6–7 лет „Природа и здоровье“» размещена в разделах

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса ДОУ и является его приоритетным направлением. Актуальность проблемы здоровьесбережения требует комплексного подхода к работе с воспитанниками, который предполагает не только физическое совершенствование детей и укрепление их здоровья, но и создание условий для валеологической и экологической образованности дошкольников, обусловленной формированием у них мотивации здоровья.

Дополнительная общеразвивающая программа «Природа и здоровье» интегрирует в себе формы и методы таких областей, как валеология и экология. Связь здоровья и природы неразрывна. Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста возможно через экологические аспекты.

Валеология призвана сформировать специальные знания, навыки по сохранению и укреплению здоровья. Человек неразрывно связан с окружающей средой, он – часть природы. Ему необходима хорошая пища, чистая вода и свежий воздух. Важно помочь ребенку войти в таинственный и прекрасный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с ее особенностями, с солнцем, воздухом, растениями, животными. Однако недостаточно воспитывать ребёнка умение видеть красоту и неповторимость окружающего мира, но и необходимо научить его предотвращать сезонные заболевания: через привлечение внимания к соответствующему времени года - научить приемам закаливания и сохранения здоровья в данный период года; обращая внимание на разнообразие мира растений - знакомить с лекарственными растениями, с их значением в жизни человека, сформировать представление о целебных свойствах овощей, фруктов.

Содержание Программы направлено на формирование устойчивого интереса детей к познанию, раскрытию для них целостной картины мира природы и места человека в нем, тесной зависимости здоровья от состояния окружающей среды, бережному отношению к природе и своему здоровью. Программное содержание неразрывно связано с задачами по познавательному, художественно-эстетическому и физическому развитию. Включение в содержание богатого речевого материала способствует расширению и обогащению словаря детей. Приоритет в реализации Программы отдается самостоятельным открытиям детей.

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.); «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.304913», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155).

Цель, задачи и принципы реализации дополнительной общеразвивающей программы

Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни и осознанное отношение к своему здоровью.

Задачи:

1. Научить детей предотвращать заболевания, вызванные сезонными изменениями в природе.

2. Формировать у детей представление о целебных свойствах фруктов, овощей, лекарственных растениях.

3. Воспитывать привычку правильного поведения в природе.

Принципы:

1. Принцип актуальности подразумевает отбор содержания, направленный на решение конкретных образовательных задач.

2. Принцип доступности предполагает учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала к возрасту.

3. Принцип систематичности и последовательности предполагает постепенную подачу материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных правил и норм.

4. Принцип активности и самостоятельности ставят ребенка в активную позицию, позволяют самостоятельно «открывать» новые знания и способы действий.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы

Программа рассчитана на один год обучения для детей подготовительной возрастной группы (6-7 лет).

Общая характеристика развивающего процесса по реализации дополнительной общеразвивающей программы

Содержание Программы реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, чтение художественной литературы и фольклора (пословицы и поговорки, народные приметы, труд, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, двигательная форма активности ребенка.

Предварительной работой - являются наблюдения в природе, художественное слово, рассматривание иллюстраций, объектов живой природы.

Структура занятий :

1. Вводная часть:

а) игровая мотивация;

б) наблюдение;

в) рассматривание.

2. Основная часть:

а) беседы;

б) дидактические игры;

в) проблемные ситуации;

г) дискуссии.

3. Практическая часть:

а) эксперименты;

б) продуктивная деятельность;

в) труд в уголке природы;

г) тренинги;

В основе структуры занятий используем комбинирование различных видов деятельности. Предварительной работой занятий являются наблюдения в природе, художественное слово, рассматривание иллюстраций, объектов живой природы.

Формы:

- наблюдение;

- экскурсии в ближайшее окружение;

- опыты, эксперименты;

- проблемная ситуация;

- эвристическая беседа;

- самоисследование;

- игра (дидактическая, подвижная);

- чтение художественной литературы, энциклопедий;

- коллекционирование;

- продуктивная деятельность;

- труд;

- коммуникативный тренинг «Круг общения».

Методы:

1. Словесный: беседа, чтение, устное народное творчество (загадки, пословицы, поговорки, художественное слово, дискуссии, проблемные ситуации.

2. Наглядный: рассматривание иллюстраций, картин.

3. Практический: экспериментальная деятельность, изодеятельность, ручной труд из природного материала, экскурсии, наблюдения в природе, труд в уголке природы, деление на микрогруппы, тренинги, ТСО; игровые приё мы: дидактические игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, круги общения, тематические этюды.

Режим занятий

Продолжительность занятий – 30 минут, один раз в неделю. Численный состав – 10-11 воспитанников. Занятия проводятся в игровой форме, а использование различных приемов, практической деятельности делают усвоение материала интересным и независимым. Играя, дети познают и легко запоминают новое.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Для достижения положительного результата развития дошкольников при реализации Программы следует соблюдать требования к развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть:

- трансформируемой- обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (мини-лаборатория, экологический уголок с зелёными насаждениями, уголок двигательной активности, изобразительной деятельности, книжный уголок) в разных видах детской активности;

- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

Требования к специалисту

Педагог, реализующий дополнительную общеразвивающую программу должен обладать следующими компетенциями:

- обеспечивать эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребёнком и уважительно относиться к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям;

- поддерживать индивидуальность и инициативность детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- строить вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым (зона ближайшего развития) через создание условий для овладения культурными средствами деятельности и организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, и детского творчества, личностного и художественно-эстетического развития;

- оценивать индивидуальное развитие детей;

- взаимодействовать с родителями по вопросам развития ребёнка;

- иметь необходимые знания в области работы с дошкольниками.

Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

К концу года дети будут знать: о пользе фруктов, овощей, лекарственных растений; о сезонных изменениях в природе и уметь предотвращать заболевания, вызванные ими.

К концу года дети будут уметь: правильно вести себя в природе; объяснять суть опытов, экспериментов, проводимых на занятиях кружка.

Анонс диагностического инструментария

Диагностика оценки результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования разработана на основе методических рекомендаций Н. А. Рыжовой и осуществляется в ходе наблюдения за деятельностью воспитанников (общение, чтение стихов, тренинги, дискуссии, продуктивная деятельность) и бесед. Результаты наблюдений и бесед с детьми используются для оптимизации индивидуальной работы или работы с группой детей по решению образовательных задач.

Учебно-тематический план

Разделы Тема Срок Часы

1. «Здоровье – бесценный дар» «Я живу среди природы. У нас в гостях доктор Природа, доктор Вода, доктор Солнце и доктор Воздух». Октябрь 2

2. «Уроки здоровья Чародейки Осени» 1. «За что мы любим осень раннюю и позднюю». Октябрь 2

2. «Знакомые незнакомцы» («портреты» деревьев и кустарников»). Ноябрь 2

3. «Опасные двойники» (о грибах). Кладовая Чародейки Осени». Ноябрь 2

4. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Декабрь 2

3. «Уроки здоровья Зимушки Зимы» 1. «Зимние развлечения. Что может случиться?» Декабрь 2

2. «Снег – друг или недруг здоровья. Снегопад, снегопад…». Январь 2

3. «Осторожно – лед!» Январь 2

4. «Домашний доктор – на окошке». Февраль 2

5. «О зверях и птицах в нашем доме» Февраль 2

4. «Уроки здоровья Волшебницы Весны» 1. «Весна и здоровье». Март 2

2. «Ранняя весна. Сосульки – чудо дивное и опасное». Март 2

3. «Где зелень, там и здоровье». Апрель 2

4. «Цветы весны – отрада для души. Как растения заботятся о своем здоровье?» Апрель 2

5. «Уроки здоровья Волшебницы Весны» 1. «Подружись с солнцем. Солнечные ванны». Май 2

2. «Природа и здоровье» - итоговое Май 2

Итого 32

Содержание тем учебного курса

Название темы Вопросы

1. «Я живу среди природы. У нас в гостях Доктор Природа, Доктор Вода, Доктор Солнце, Доктор Воздух».

2. «За что мы любим осень раннюю и позднюю».

3. «Знакомые незнакомцы».

4. «Опасные двойники. Кладовая Чародейки Осени».

5. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

6. «Зимние развлечения. Что может случиться?»

7. «Снег – друг или недруг здоровья. Снегопад, снегопад…»

8. «Осторожно – лед!»

9. «Домашний доктор - на окошке».

10. «О зверях и птицах в нашем доме».

11. «Весна и здоровье».

12. «Ранняя весна. Сосульки – чудо дивное и опасное».

13. «Где зелень, там и здоровье».

14. «Цветы весны – отрада для души. Как растения заботятся о своем здоровье».

15. «Подружись с солнцем. Солнечные ванны».

16. «Природа и здоровье» - итоговое. 1. Рассматривание плаката «Я живу среди природы» с последующей беседой.

2. Загадки о деревьях

3. Рассказ о рябине, дубе, шиповнике.

4. Советы докторов.

5. Рассуждение детей «Мое любимое дерево».

6. Игра «Вершки-корешки».

7. Поделки из природного материала для выставки «Чудеса природа» (с использование ТСО).

1. Стихи об осени с рассматриванием иллюстраций.

2. Беседа «За что любим осень». Приметы ранней (поздней) осени.

3. Игра «Где осень ранняя, а где поздняя». Чем полезны прогулки в парк (лес?

4. «За что я люблю раннюю (позднюю) осень» - высказывания детей.

5. Игра «Хорошо-плохо» (осень).

6. Рисование «Моя любимая осень» (с использованием ТСО, микрогруппы).

1. Рассматривание «портретов» деревьев и кустарников.

2. Беседа о деревьях и кустарниках.

3. Рассказ Доктора Природы о пользе деревьев и кустарников для здоровья человека.

4. Игра «Знаешь ли ты деревья».

5. Тренинг «Расскажи березе о своем настроении».

6. Рисуем «портреты» деревьев и кустарников (с использованием ТСО).

1. Рассматривание иллюстраций грибов с последующей беседой о них.

2. Дискуссия «Польза и опасность грибных прогулок».

3. Чтение рассказа Зотова В. В. «Бледная поганка».

4. Игра «Съедобное-несъедобное».

5. Тренинг «Я - грибник».

6. Рисуем грибную поляну (с использование ТСО, микрогруппы).

1. Рассматривание иллюстраций с изображением закаливающих процедур.

2. Беседа о том, как солнце, воздух и вода помогают нашему здоровью.

3. Проблема: «Где есть воздух?»

Опыт «Воздух везде».

4. Игра «Хорошо-плохо» (солнце).

5. Игра «Да-нет» (вода).

6. Рисование «Мы закаляемся» (с использованием ТСО).

1. Беседа по рисункам «Игры и развлечения зимой».

2. Место для зимних развлечений.

3. Дискуссия «Полезно-опасно»

4. Советы Доктора Воздуха.

5. Игра «Как избежать неприятностей».

6. Оказание помощи при ушибах и обморожениях (работа микрогруппами).

1. Рассматривание снежинок.

2. Беседа «Снег – как он образуется»

3. Рассказ Доктора Воды о снежинках.

4. Дискуссия «Снег – друг или недруг здоровья» (деление на две группы).

5. Проблемная ситуация «Как перейти улицу в снегопад?».

6. Вырезаем снежинки (с использованием ТСО).

1. Рассматривание иллюстраций на тему «Гололед».

2. Беседа «Лед – что это?».

3. Рассказ «Грустное приключение зайчика».

4. Игра «Можно-нельзя».

5. Игра «Развлечения на льду – хорошо или плохо?».

6. Тренинг «Перехожу улицу в гололед»

1. Загадки о комнатных растениях.

2. Беседа с рассматриванием комнатных растений в группе. Рассказ об алоэ.

3. Совет Доктора Природы – экскурсия на «фиалковую поляну» (коллекция фиалок в группе).

4. Игра «Подойди к растению…»

5. Опыт «Растения пьют воду».

6. Практическая работа – уход за растениями.

7. Тренинг «Добрые слова» (растениям).

1. Загадки о домашних питомцах.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Беседа о пользе домашних животных.

4. Советы Доктора Природы.

5. Правила ухода за собакой.

6. Игра «Можно-нельзя» (о правилах поведения с собаками)

7. Рисование «Мое любимое домашнее животное» (с использованием ТСО).

1. Стих о весне. Круг общения – народные приметы.

2. Рассматривание иллюстраций о весне.

3. Народные приметы от Доктора Природы.

4. Обсуждение проблемы – игра «Хорошо-плохо» (ручей, лужи).

5. Советы Доктора Природы.

6. Игра «Времена года».

7. Рисование «Весна – красна!» (с использованием ТСО, микрогруппы).

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Беседа о ранней весне.

3. Народные приметы.

4. Составление рассказа по рисунку о приключениях зверят.

5. Советы Доктора Воды (о сосульках).

6. Игра «Хорошо-плохо» (ранняя весна).

7. Рисование сосулек (с использование ТСО).

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Чтение рассказа Доктора Природы «Зачем нужны растения человеку».

3. Беседа по содержанию рассказа.

4. Вопросы Доктора Природы.

5. Игра «Да-нет».

6. Рисование растений, которые дают человеку пищу (с использованием ТСО).

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Беседа о первоцветах.

3. Задание Доктора Природы.

4. Чтение рассказа Доктора Природы «Как растения заботятся о своем здоровье.

5. Игра «Найди цветок».

6. Оригами – цветок.

1. Рассматривание иллюстраций о лете с последующей беседой.

2. Задание Доктора Солнца.

3. Советы Доктора Солнца – о пребывании на солнце.

4. Рассказы детей о закаливании (на солнце).

5. Игра «Правильно-неправильно»

6. Опыт «Солнце – свет и тепло» от Доктора Солнца.

1. Загадки о временах года.

2. Беседа «Как природа и здоровье связаны между собой» (вопрос – ответ).

3. Игра «Хорошо-плохо» (дождь).

4. Игра «Полезен - не полезен».

5. Игра «Можно-нельзя» (о правилах поведения в природе).

6. Релаксация для здоровья (с использованием ТСО).

Уровни достижения детьми планируемых результатов освоения

дополнительной общеразвивающей программы

Уровни достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы определяются по следующим показателям из ожидаемых результатов:

- о пользе фруктов, овощей и лекарственных растений;

- о сезонных изменениях в природе, умение предотвращать заболевания, вызванные ими;

- о правилах поведения в природе;

- умение думать, рассуждать, делать выводы.

Каждый показатель оценивается по уровневой системе. Используются следующие индикаторы и их символические обозначения: высокий уровень – кружок красного цвета, средний уровень – кружок синего цвета, низкий уровень – кружок зеленого цвета.

Критерии оценки:

Высокий уровень - правильно отвечает на все вопросы воспитателя, осознанно относится к здоровому образу жизни.

Средний уровень - отвечает на вопросы воспитателя с помощью наводящих вопросов.

Низкий уровень - отвечает не правильно на вопросы воспитателя.

Диагностический инструментарий

Вопросы для собеседования с детьми:

1. Чем полезны прогулки в осенний лес?

2. Какой вред могут принести грибы?

3. Для чего человеку нужен воздух?

4. Для чего людям нужна вода?

5. Как мы закаливаем свой организм?

6. Чем полезна зима для здоровья?

7. Чем полезны для здоровья комнатные растения?

8. Чем опасен лед для здоровья? (сосульки)

9. Назови правила поведения с домашними питомцами.

10. Как переходить улицу в гололед, снегопад?

11. Как предупредить простуду? (зимой, весной)

12. Чем опасен сильный мороз?

13. Чем полезны и вредны солнечные ванны?

14. Чем полезны растения для здоровья человека? (лесные, полевые)

15. Как правильно питаться ранней весной?

16. Дидактическая игра «Можно-нельзя» (правила поведения людей в лесу).

17. Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (дождь, снег).

Форма фиксации результатов наблюдения:

п/п Фамилия, имя ребенка Вопросы Дидактическая игра «Можно-нельзя» Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Информационно-методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

Название разделов Перечень

Методические и учебные пособия 1. Дурейко, Л. И., Природа и здоровье : учебно-методическое пособие. – Минск: Тесей, 1999.

2. Дурейко, Л. И., Природа и здоровье : пособие для детей. – Минск: Тесей, 1999.

3. Степанова, В. А., Листок на ладони: методическое пособие. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2004.

4. Молодова, Л. Н., Экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие. – Минск: Ансар, 1996.

5. Бондаренко, Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

Оборудование и материалы Столы для размещения наглядных и дидактических материалов.

Стулья по количеству детей.

Бумага, цветные карандаши, фломастеры, лейки, фартуки, салфетки, предметы для лаборатории, мольберт.

Дидактический материал Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Где осень ранняя, а где поздняя?», «Знаешь ли ты деревья?», «Где прячутся витамины?», «Съедобное-несъедобное», «Как избежать неприятностей», «Времена года», «Правильно-неправильно».

Ширмы-раскладушки: «Лекарственные растения», «Где прячутся витамины», «Первоцветы», «Мой лучший друг».

Таблицы «Калейдоскоп природы».

Средства наглядности:

иллюстрации растений, животных; рисунки, изображающие четырех сказочных персонажей – Доктор Природа, Доктор Солнце, Доктор Вода, Доктор Воздух; комнатные растения; корзинки; муляжи овощей, фруктов, грибов; карты-схемы проведения опытов.

Картотеки Дидактических игр; пальчиковых игр; стихов

Информационные ресурсы Музыкальный центр, видеопроектор, ноутбук, флеш-карта, DVD-диски

Список литературы:

1. Чижевский, А. Е., Я познаю мир. Экология: детская энциклопедия. – М. :АСТ, 2002.

2. Зотов, В. В., Лесная мозаика: книга для воспитателей детского сада и родителей. – М. : Просвещение, 1993.

3. Спарджен, Р., Экология: энциклопедия окружающего мира. – М. : Росмэн, 1998.

4. Плешаков, А. А., Зеленые страницы. – М. : Просвещение, 1994.

Публикации по теме:

«Весёлые ступеньки». Дополнительная образовательная программа по развитию логического мышления«Весёлые ступеньки». Дополнительная образовательная программа по развитию логического мышления Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления.

Дополнительная образовательная программа для детей 5–7 лет «Край родной, навек любимый» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр имени.

Дополнительная образовательная программа «Мир твоей души» 4–7 лет. Пояснительная записка Дошкольный возраст - период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных.

Дополнительная образовательная программа «Мои первые английские приключения». Возраст детей: 6–7 лет Пояснительная записка Актуальность Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык.

Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности для детей 5–7 лет «Волшебный мир рисования» Пояснительная записка Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в.

Дополнительная образовательная программа «Путь к профессии» Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по профессиональной ориентации несовершеннолетних «Путь к профессии» Пояснительная.

Дополнительная образовательная программа «Юный художник» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Дополнительная образовательная программа «Юный пешеход» Возраст детей: 3–4 года МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК» Возраст детей: 3 – 4 года Срок реализации:.

Дополнительная общеразвивающая образовательная образовательная программа по тестопластике Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «по тестопластике «Волшебные ручки» Пояснительная записка Программа разработана.

План-конспект ООД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы. Дополнительная образовательная программа План-конспект ООД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Дополнительная образовательная программа «Разноцветная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа для детей 6–7 лет «Природа и здоровье»
Опубликовано: 25 января 2017 в 09:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа для детей 6–7 лет «Природа и здоровье»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гончарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД