Кузина Валентина
Дополнительная образовательная программа по объемному моделированию для детей 5–6 лет «Учим, творим — детей растим»
▼ Скачать + Заказать документы
Есть такие предметы, которые на первый взгляд кажутся совсем непримечательными и, казалось бы, являются абсолютно бесполезными, из которых на самом деле могли бы получиться интересные безделушки.
Представьте себе, что получится, если соединить бесплатные отходы с безграничной фантазией!
Получатся поделки из бросового материала. Ведь из него можно сотворить настоящий шедевр.
Одной из таких вещей является картонный рулон от туалетной бумаги, из которого, если проявить фантазию и смекалку, можно сотворить множество удивительных поделок, способных не только украсить любой дом, но даже пригодиться в хозяйстве.
Публикация «Дополнительная образовательная программа по объемному моделированию для детей 5–6 лет „Учим, творим — детей растим“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
1.1.1 Пояснительная записка
Эпоха триумфа одноразовых вещей, в которой мы все сейчас пребываем, отучила нас предпринимать какие-либо действия для того, чтобы хоть немного продлить жизнь окружающих нас предметов. Порвалось — выкинули, поломалось — купили новое, вышло из моды — на свалку. Это касается практически всего, даже довольно дорогих вещей, которые могли бы ещё служить нам годы и годы. А значит, от обычной человеческой жизни остается мусор. Постепенно количество мусора увеличивается, сейчас его стало так много, что он мешает жить. С другой стороны, человек все больше раскрепощается, становится творческой личностью, дизайнером. Для художественного самовыражения ему нужны новые, интересные и необычные материалы.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.
Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.
Любая творческая деятельность способствует разностороннему развитию ребенка. А использование подручных средств для поделок научит бережно относиться к каждой вещи. При создании поделок из остатков, используя подручные средства (пакеты, нитки, туалетную бумагу, салфетки, палочки от мороженого, ребенок учится креативно мыслить и находить применение любому предмету в доме.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в моделировании стало понятно, что стандартных наборов по конструированию материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, объемное моделирование дает толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь, а совершенствование аппликативной техники (дополнение и декорирование поделок) дает возможность еще больше развить творческие способности.
Новизна
Программа «Учим, творим – детей растим» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Исходя из выше сказанного, программа «Учим, творим – детей растим», рассматривающая влияние объемного моделирования на развитие творческих способностей ребенка актуальна в данный момент.
Цель
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объемного моделирования. Цель написания данной программы : познакомить педагогов и родителей с оригинальными идеями по эффективному использованию картонных втулок от туалетной бумаги и палочек для мороженого.
Задачи:
• Формировать креативное мышление дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
• Создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов; Формировать обобщенные представления о конструируемых объектах;
• Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые знания и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
• Развивать динамические пространственные представления: умение мысленно измерять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять, какое положение они займут после изменения;
• Развивать мышление: овладение обобщенными способами конструирования (комбинаторика, «опредмечивание», убирание лишнего и др.) и самостоятельное их использование;
• Развивать поисковую деятельность (поиск способов, вариантов структурных комбинаций, отдельных конструкторских решений и т. п., творчество, интеллектуальную инициативу.
• Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.
• Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию из «бросового» материала;
• Учить использовать в детской творческой деятельности различные материалы, инструменты, соблюдая правила безопасной работы;
• Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию, доброе отношение к сверстникам.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа основывается на следующих принципах:
1. Обогащение (амплификация) детского развития;
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности;
7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития детей от 3-и до 7-и лет).
Основные принципы, заложенные в основу работы:
-Принцип доступности (тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала);
-Принцип интеграции (в различные направления образовательной работы и виды деятельности детей);
- Принцип творчества (заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (дети получают знания о форме, цвете, композиции и др.);
-Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
-Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа с педагогическим коллективом детского сада, родителями, школьниками);
1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программные характеристики
Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей 5-6 лет, включает занятия по объемному моделированию с использованием ручного труда, включает объемные и плоскостные поделки, а также декорирование и оформление поделки по собственному замыслу, включает необходимое оборудование.
Методика организации работы детей по объемному моделированию основывается на принципах дидактики:
• систематичность;
• последовательность;
• доступность;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Качество детских работ зависит от:
• грамотного методического руководства со стороны взрослых;
• уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);
• степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
• развития у ребенка таких качеств как настойчивость, целеустремленность, внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных конструктивных технологий. Все занятия в программе носят творческий характер. Проведение занятий объемного моделирования по этой разработке, развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.
1.1.5. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы
У детей старшего дошкольного школьного возраста сформированы более сложные (по сравнению с предыдущим возрастом) обобщенные способы конструирования из деталей конструкторов, бумаги, природного и других материалов, что позволяет им конструировать самостоятельно и творчески; создает оригинальные образы, в том числе и художественные, как с опорой на наглядность, так и на основе разных ассоциаций (прослушанной или прочитанной сказки, увиденного фильма, игры, экскурсии на природу, в музей, участия в какой-то жизненной ситуации и т. п.). При этом они использует специфику материала: цвет, форму, фактуру, размер, подчеркивая этим характер создаваемого образа.
1.1.6. Целевые ориентиры детей 5-6 лет
Дети старшего дошкольного школьного возраста с удовольствием конструируют по собственным замыслам, как отдельные объекты, так и включенные в общий сюжет, из различных материалов (конструктор, кубики, оригами, объемная аппликация и т. д.) моделируют необходимые для игры атрибуты, создают костюмы для карнавала, театрального представления и т. п.
2.1.1. Содержание педагогической работы с детьми
Содержание программы носит развивающий характер. Образовательная деятельность проходит в форме игры, для обыгрывания определённого сюжета используются пальчиковые и подвижные игры, стихи, сказки, игрушечные персонажи. Дошкольники осваивают конструктивные приёмы, интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу моделирования. Создание поделки своими руками превращается в созидательный творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного и бросового материала.
2.1.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Формировать личность и художественно – эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека.
Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, период, когда активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности, поэтому можно сказать: «Чтобы ребенок вырос красивым душой и телом, он должен быть окружен красотой каждую минуту».
Направление «Художественно – эстетического развития» наиболее эффективно интегрируется со следующими образовательными областями :
Познавательное развитие: обогащение сенсорного опыта; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества;
Для занятий выбраны темы близкие пониманию ребенка, позволяющие уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить в общении. Использование поделок в оформлении праздников.
Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи; формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
Речевое развитие: -обогащать словарь детей на основе ознакомления детей с изобразительной деятельностью; прививать детям любовь к художественному слову (сказки, рассказы, загадки);
В процессе обыгрывания сюжета и самого моделирования ведется непрерывный разговор с детьми, в конце занятия дети обсуждают свои работы. На занятиях используются потешки, загадки, считалки. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений, что способствует развитию связной речи.
Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.)
Физическое развитие: развитие мелкой моторики рук; применение физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждения нарушения осанки.
Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса :
1. Совместная деятельность педагога с детьми:
Здесь мы используем информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя. Индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, экспериментирование с материалом.
2. Самостоятельная деятельность детей.
В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование, подбор художественного материала.
Методы, используемые при организации образовательного процесса по Программе : метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий); игровой метод; метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод проблемного изложения (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия. Метод направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений); частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (привлечение воображения и памяти); метод сотворчества (создание коллективных работ, экспозиций, объединенных общей темой).
Практическая часть.
Занятия по объемному моделированию строятся :
• - с учётом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста
• - с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности;
В интернете можно найти много различных поделок из втулок, из палочек для мороженого, из лотков для яиц, поделок из природного материала. Они размещены на различных сайтах, в разных разделах. Поиск нужной идеи иногда занимает значительное время. Поэтому в этой программе соединены и обобщены идеи, а также добавлены свои наработки, что способствует быстрому поиску новых идей для творчества и участия в различных выставках по плану ДОУ. Для удобства в программе имеется планирование поделок и технологические карты к каждой теме.
2.1.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Деятельность педагога, направленная на развитие благополучной эмоциональной сферы, включает в себя:
Актуализация положительных эмоциональных состояний (чувство удовлетворения от интеллектуальной или другой деятельности, познавательной потребности; удовлетворение мотивации достижения, радость успеха, открытия чего-то нового; предвкушение ожидания интересной работы, задания, общения, игры; бодрое настроение и др.);
Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний: акцентирование внимания участников учебного процесса на их эмоциональном опыте (овладение педагогом умениями управлять собственными эмоциональными состояниями);
Применение различных эмоционально насыщенных педагогических средств, обеспечивающих провоцирование положительных эмоциональных переживаний в учебной деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.);
Нейтрализация негативных состояний (неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т. д.);
Совершенствование эмоциональной сферы ( развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие различных чувств и эмоций, формирование адекватной самооценки, развитие умений понимать эмоциональные собственные состояния и причины, их порождающие, преодоление излишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).
2.1.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Проводя работу с дошкольниками от 5 до 6 лет по развитию творческих способностей, мы должны тесно сотрудничать с родителями, чтобы достичь наилучших результатов. Но не каждый родитель понимает, что каждого ребёнка просто необходимо развивать творчески. И первыми помощниками на этом пути – так называемая конструктивно-модельная деятельность, которая требует творческого подхода.
В процессе работы педагог предлагает приобретать и изготавливать самим различные материалы, которые ребёнок не просто будет использовать, он будет развиваться. Сюда можно отнести: различные виды бумаги, втулки, палочки для мороженого, шаблоны, трафареты, стружка от карандашей, акварельные краски, гуашь, изделия для декорирования поделок и многое другое. Дети, творчески работающие со взрослыми, осуществляют общую цель, входящую за пределы возможностей одного ребёнка. Совместная работа взрослых с детьми – это настоящее сотрудничество, сотворчество, в котором есть разделение труда между взрослым и ребёнком. Каждый делает то, что у него лучше получается. Например, может отвечать за идею, организацию, за техническую сторону. Прочие задачи дети решают самостоятельно или сообща. Очень важно научить детей умению воплощать свои идеи, подбирать нужный для этого материал.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что разнообразие конструктивных техник способствует выразительности образов в детских работах. Овладение техникой моделирования доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей.
Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.