Наталья Пименова
Дополнительная образовательная деятельность по художественной гимнастике «Дюймовочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная деятельность по художественной гимнастике
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения детей подготовительной группы в возрасте 6 – 7 лет.
Процесс формирования физической культуры важен в период от двух до семи лет, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной, сферы, ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью.
Публикация «Дополнительная образовательная деятельность по художественной гимнастике „Дюймовочка“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Виды спорта
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Художественная, спортивная гимнастика и акробатика в детском саду
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
Поэтому все актуальней становится проблема формирования потребности в здоровом образе жизни, начиная с раннего возраста. Это поможет детям дошкольного возраста адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности, сформирует интерес к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой.
Поскольку ребёнок имеет неограниченную потребность в тех или иных видах деятельности, постольку перед нами возник вопрос: как ребёнку предоставить возможность совершенствовать двигательную деятельность, максимально разнообразить её, и раскрыть способности талантливых детей. Это подтолкнуло нас организовать работу кружка по художественной гимнастике «Дюймовочка», где дети имеют возможность реализовать двигательные, музыкальные, хореографические способности.
Отличительная особенность организации занятий нашего кружка – эмоциональная выразительность использованных движений и непосредственная связь с музыкой. В процессе выполнения движений с лентой, обручем и мячом у детей развиваются музыкальные способности, внимание, зрительная и двигательная память, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная восприимчивость.
Положительные эмоции детей вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на деятельность всех органов, всесторонне развиваются все важнейшие мышечные группы дошкольников.
Модель физической культуры личности
Одними из её составляющими являются социально-духовные ценности:
1) нравственность – физкультурно-спортивная этика поведения, общения, культуры;
2) волевые проявления – смелость, решительность, настойчивость и др. ;
3) отношение к труду – трудолюбие, умение довести начатое дело до конца, осознанное желание трудиться;
4) эстетика – ощущения и оценка красоты движений, поз;
5) здоровый образ жизни – соблюдение оптимально здорового режима
(питания, отдыха);
6) мировоззрение – высокий уровень знаний и убеждений.
Таким образом, духовно-нравственное и физическое воспитание ребенка средствами физической культуры являются и средствами художественной гимнастики.
Цель :
Создание условий для гармоничного развития дошкольника, направленное на всестороннее совершенствование двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого развития.
Главными задачами являются:
1. Правильно формировать и укреплять разные группы мышц опорно-двигательного аппарата.
2. Совершенствовать и пополнять запас навыков музыкально-ритмических движений с гимнастической лентой, обручем и мячом.
3. Вырабатывать и совершенствовать правильную осанку, ритмичность, гибкость и пластичность движений.
4. Воспитывать желание научиться управлять своим телом в соответствии с характером музыки.
• Общее укрепление здоровья детей, правильно-сформированные группы мышц опорно-двигательного аппарата.
• Сформированность навыка физической активности, музыкально-ритмических движений с лентами, обручами и мячами.
• Повышение работоспособности детей, снижение утомляемости, выработанная правильная осанка, ритмичность, гибкость и пластичность движений.
• Сформированность у ребенка потребности к систематическим занятиям физической культурой, к соблюдению норм здорового образа жизни, установка на освоение ценностей физической культуры, укрепление здоровья и культурное развитие в условиях физической активности, направленной на физическое совершенствование.
Художественная гимнастика в детском саду – это, прежде всего, интерес детей к этому виду спорта, забавные игры, образные этюды, диалог с предметом, в которых ребенок может выразить свое собственное восприятие музыки, свою неповторимость, индивидуальность. В процессе занятий упражнениями художественной гимнастики развиваются музыкально-пластические способности, а в процессе игрового общения детей с музыкой через движения – двигательные навыки и умения.
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка.
Одной из форм физического воспитания дошкольников в детском саду является спортивно-оздоровительный кружок по художественной гимнастике.
Благодаря этому виду спорта дети избавятся от неуклюжей походки, угловатости, излишней застенчивости. Формированию правильной осанки красивой походки, развитию ритмичности и координации движений, возрастает благотворное влияние на сердечнососудистую, дыхательную, кровеносную и центральную нервную системы.
Занятия художественной гимнастикой в ДОУ имеют цель повысить популярность занятий этим видом спорта в детских садах.
Данная программа вводит детей в большой и удивительный мир гимнастики и музыки, посредством игры знакомит с элементами акробатики, с разнообразными упражнениями с предметом (обруч, скакалка, мяч, стилем хореографии, элементами танца. В основу программы легли элементарные упражнения художественной гимнастики, интересные по содержанию и легкодоступные детскому организму. Гимнастика – одно из самых действенных и универсальных средств физического воспитания.
Дети наше будущее, а будущее надо беречь. Что может быть более прекрасным, если будущее будет эстетически воспитанным, гармонически развитым, физически здоровым.
Художественная гимнастика эстетически яркий вид спорта, в Олимпийскую систему видов спорта этот вид спорта вошел в 1984 году. И получил признание всего мира. Занятия художественной гимнастики в ДОУ организуется по принципу групп начальной подготовки и имеет цель повысить популярность занятий этим видом спорта в детских садах.
Гимнастика одно из действенных и универсальных средств физического воспитания. Обучение упражнениям художественной гимнастики это прежде всего педагогический процесс.
На занятиях художественной гимнастики решаются следующие задачи:
Образовательно-развивающего воздействия с целью гармонического развития форм и функций организма детей:
- формирование двигательных способностей детей;
- воспитание физических качеств (гибкость, ловкость, равновесие).
Оздоровительного воздействия с целью повышения жизнедеятельности организма детей :
- укрепление физического и психического здоровья детей.
Воспитательного воздействия:
- воспитание эстетических, нравственных, волевых качеств ребенка.
2. Основные средства и методические особенности программы.
Средствами реализации программы являются специально подобранные двигательные действия, выполняемые в сопровождении музыки.
В зависимости от характера физических упражнений средства можно разделить на следующие подгруппы:
• упражнения общей физической подготовки;
• упражнения специальной физической подготовки;
• упражнения хореографии;
• упражнения ритмики;
• упражнения акробатики;
• упражнения без предмета;
Упражнения с предметом (мяч, обруч, скакалка) – броски, ловля, перекаты, вращения, махи.
Упражнения с предметами — ценное средство для развития выносливости, ловкости, быстроты. Эти упражнения связанны с умением распределять движения предмета в пространстве и сочетать их с движениями тела. При выполнении этих упражнений создаются благоприятные условия для совершенствования зрительного и кожного анализаторов, а также для развития координационных способностей.
3. Методические особенности проведения занятий.
Процесс обучения упражнениям в художественной гимнастики построен на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности.
Принцип сознательности и активности — сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении движениями во взаимосвязи с музыкой. Преподаватель должен точно и доступно формировать музыкально — двигательную задачу, учитывая индивидуальные особенности детей, стимулировать интерес к занятиям.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений. Приемы наглядности: демонстрация упражнений; словесный разбор музыки в сочетании с движениями; просмотр, пособий, рисунков, схем.
Принцип доступности требует постановки задач соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, соблюдение элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудного, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально — двигательных навыков, чередования работы и отдыха для поддержания работоспособности детей, определенную последовательность решения музыкально-двигательных заданий.
Процесс обучения упражнениям художественной гимнастики условно можно разделить на три этапа:
• I этап – начальное обучение новым упражнениям;
• II этап – углубленное разучивание;
• III этап – закрепление упражнений.
Обучение на I этапе направлено на создание общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Дети получают сведения о характере музыки; о форме упражнений соответствующих данной музыки, прослушивание музыкального произведения.
На II этапе обучения дети овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением. На этом этапе обучения происходит овладение основным движениям во взаимосвязи с музыкой.
III этап обучения направлен на закрепление движений во взаимосвязи с музыкой. Закрепляются движения путем самостоятельного выполнения упражнений, выполнения упражнений под музыку.
4. Структура занятия художественной гимнастики.
Основной формой организации учебной работы в художественной гимнастике является занятие. Для занятия характерны постоянный состав занимающихся, определенная длительность, строгая регламентация заданий.
Каждое занятие вне зависимости от места его проведения должно иметь три части — подготовительная, основная, заключительная.
Подготовительная часть — занимающиеся подготавливаются к решению поставленных задач с помощью относительно легких упражнений.
Основная часть — решаются главные задачи, т. е. выполняются элементы и упражнения присущие художественной гимнастики.
Заключительная часть — выполняются упражнения, способствующие более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы занимающиеся могли перейти к последующей деятельности или отдыху.
В каждом отдельном занятии художественной гимнастики решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Конечный результат занятия при прочих равных условиях зависит от того, в какой последовательности будут решаться задачи.
5. Характеристика действий с предметами и методика обучения им на занятиях по художественной гимнастике
Для эффективного использования действий с предметами как составной части двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо, прежде всего, знание содержания и структуры, доступных детям приемов, способов владения мячом, скакалкой, обручем и особенностей их формирования.
Особенности методики:
Общая физическая подготовка
Строевые упражнения:
– построение;
– выравнивание;
– ходьба на месте и в движении;
– переход с шага на бег и обратно
Общеразвивающие упражнения:
– для рук и плечевого пояса;
– для шеи и туловища:
– для ног;
– для мышц голени и стопы;
– для развития быстроты, ловкости, общей выносливости
Игры и игровые упражнения:
– сюжетные игры;
– обучающие игры;
– игры с преимущественным воздействием на двигательные качества;
– малые подвижные игры
Специальная физическая
подготовка
Техническая подготовка
1. Базовые упражнения:
– элементарные позы;
– движения отдельными частями тела
2. Специальные упражнения:
а) упражнения в равновесии:
- на пассе
– стойка на носках;
б) волны:
– вертикальные и горизонтальные;
– одновременные и последовательные;
в) вращения:
– переступанием;
– скрестные
Повороты:
- на пассе (правая и левая нога)
Прыжки:
– выпрямившись;
– со сменой ног (спереди, сзади)
– Шаг на полупальцах;
– бег на полупальцах;
– мягкий шаг;
– высокий шаг;
– пружинящий шаг;
– приставной шаг
– Стойка на лопатках;
– «корзиночка»;
– полушпагат
– Качания и махи скакалкой;
– круги в различных плоскостях;
– перепрыгивания;
– прыжок вперед;
– прыжок назад;
– вращения вперед – назад
– Перекаты по полу;
– бросок и ловля двумя руками;
– бросок с отбивом о стену;
– бросок одной рукой и ловля двумя;
– отбивы о пол;
– перекат по рукам;
– переброски
Понятия:
– музыкальный ритм;
– музыкальный размер;
– музыкальный такт;
– музыкальный темп;
– воспроизведение характера музыки посредством движений;
– музыкальные игры
Упражнения с предметами
1. Упражнения с мячом:
Упражнения с мячом развивают точность движений во времени и пространстве, ловкость, силу мышц плечевого пояса и рук, способствуют совершенствованию чувства ритма. Упражнения дополняются танцевальными движениями, музыкой что способствует эстетическому развитию детей. Для упражнений с мячом использовать мяч среднего размера (диаметр 8 — 12 см.).
Прокат по рукам.
И. п. — о. с., руки вперед, мяч на ладонях.
1-2 — подъем рук вверх на 45 градусов прокат мяча к груди,
3-4 — опустить руки вниз на 90 градусов прокат мяча к ладоням. Руки прямые при прокате.
Броски мяча двумя руками вверх и ловля двумя.
И. п. — о. с., опустить руки вниз вперед, мяч на ладонях.
1-2 — бросок мяча вверх,
3-4 — ловля двумя руками. Руки прямые при выполнении движений.
Броски мяча над головой по дуге.
И. п. — полуприсед, руки в стороны, локти слегка согнуты, мяч на правой ладони, туловище слегка наклонено вправо.
1 — выпрямляя туловище и ноги, мах правой рукой влево — вверх с броском мяча над головой,
2 — левой рукой, слегка поднимаемой вверх, встречают мяч и приняв его кончиками пальцев, передают на ладонь, опускаясь в сторону- вниз, туловище слегка наклоняют влево, полуприсед.
Броски под руку.
И. п. — левая рука вперед, правая рука с мячом в сторону.
1 — дугой книзу мах правой рукой влево- вперед с броском мяча под левую руку,
2 — поймать мяч на правую ладонь снизу и вернуть руку в и. п. махом книзу. Ноги слегка пружинят.
Отбивание мяча двумя руками.
И. п. — мяч лежит на ладонях, руки вперед, полуприсед.
1 — руки слегка поднять вверх, ладони повернуть с мячом вниз,
2 — руки плавно удаляются от мяча, бросок мяча к полу,
3 — при подлете мяча вверх поймать двумя руками с боков,
4 — счет 2, 5 — счет 3, и т. д.
Отбивание одной рукой.
Также как двумя руками, можно перед телом, сбоку, вертикально
И. п. - руки в стороны, мяч на правой ладони.
1-3 — бросив мяч к полу справа в боковой плоскости, три отбива правой рукой, 4 — поймать мяч на ладонь правой снизу.
1. Упражнения со скакалкой :
Упражнения способствуют развитию физических качеств – ловкость, выносливость, прыгучесть, быстрота.
Махи и круги в лицевой плоскости.
И. п. — руки в стороны, оба конца скакалки в правой руке.
1 — мах скакалкой влево,
3 — махом влево передать скакалку в левую руку,
5-8 — повторить упражнение другой рукой.
Круги и махи в боковой плоскости.
И. п. - правая рука (со скакалкой сложенной вдвое) вперед, левая в сторону. 1 — слегка пружиня и сгибая локоть, мах скакалкой назад справа,
2 — повторить движение в обратном направлении,
3 — сгибая локоть средний круг скакалкой книзу — назад,
5-8 — повторить движение в обратном порядке. То же с другой руки.
Круги в горизонтальной плоскости.
И. п. - руки в стороны, оба конца скакалки в правой руке.
1-3 — поднимая правую руку вверх и слегка сгибая локоть, три малых круга скакалкой над головой влево (круги кистью,
4 — выпрямляя руку, мах скакалкой влево,
5-8 — то же вправо.
Прыжки с одной ноги на другую.
И. п. — скакалка сзади, концы ее в обеих руках.
1 — вращая скакалку вперед, прыжок толчком левой на правую, согнув левую назад,
2 — шаг левой назад. Вращение скакалки замедленное, движение ног
на счет 1- 2 — выполняется за одно вращение скакалки.
И. п. — скакалка впереди, концы в обеих руках. Прыжки толчком правой на левую, вращая скакалку назад.
Прыжки ноги вместе скакалка впереди (сзади).
И. п. - скакалка сзади, концы в обеих руках. Прыжок выпрямившись с промежуточным прыжком, вращая скакалку вперед и назад.
3. Упражнения с обручем.
Прекрасное средство для развития координации, быстрота, увеличивают силу для, эффективно влияют на формирование правильной осанки.
Использовать пластмассовые обручи, размером 80 см.
Повороты обруча вертикальные.
И. п. - стойка ноги врозь, обруч вертикально вперед, хват снаружи.
1-2 — передавая тяжесть на правую ногу, левая в сторону на носок, порот обруча книзу — направо с наклоном туловища влево,
3-4 — выпрямиться, повернуть обруч направо, и. п.
5-8 — то же, что на счет 1-4, в другую сторону.
Повороты в горизонтальной плоскости.
И. п. - руки вверх, хват снаружи с боков. Выполнять повороты направо и налево до скрещивания рук.
Броски обруча двумя руками.
И. п. - руки вперед — кверху, хват обруча снаружи (с боков).
1 — сгибая локти в сторону, коснуться обручем груди,
2 — шагом правой вперед энергичным толчком выпрямить руки вперед- кверху, раскрывая кисти в конце движения — бросок,
3-4 — приставляя левую ногу, поймать обруч двумя руками снизу.
Вращение обруча на полу.
И. п. - обруч вертикально справа в лицевой плоскости, хват тремя пальцами правой руки сверху. С поворотом кисти наружу (замах) начать вращательное движение обруча внутрь резким поворотом кисти внутрь. Останавливать вращение обруча нужно захватом его кистью снаружи.
И. п. - левая нога в сторону на носок, обруч вертикально на полу справа в лицевой плоскости.
1 — левая рука лежит сверху на обруче, правая в сторону на носок, толкнуть обруч правой рукой влево,
2 — остановить катящийся обруч левой рукой, принять и. п.
Прыжки толчком двух ног обруч впереди.
И. п. - обруч горизонтально вперед, хват двумя руками сверху за передний край. Раскачивая обруч в лицевой плоскости назад и вперед, прыжки в обруч и из обруча толчком двумя.
Прыжки толчком двух ног, вращая обруч вперед назад.
При обучении используются сюжетные игры: имитация движений крыльев птиц, бабочек, игры с размахиванием руками и их расслаблением
Предполагаемые результаты:
Ребенок успешно овладевает основными видами движения, которые становятся более осознанными. У детей улучшаются двигательные реакции и координация. Поэтому перед детьми могут стоять довольно сложные двигательные задачи. Понятия и представления ребенка также развиваются. В 6–7 лет представления превращаются в понятия о явлениях, улучшаются наблюдательность и зрительно-осязательная ориентировка. Дети хорошо справляются с ориентировкой своего тела в пространстве. Однако внимание пока еще удерживается с трудом. Поэтому в процессе обучения надо использовать новые, ясные и краткие раздражители для удержания внимания детей. В этом возрасте целесообразнее использовать целостный метод обучения. Показ должен сопровождать и даже опережать объяснение. Однако для активизации мыслительной деятельности ребенка показ можно предварять описанием движения. На разных этапах обучения соотношение приемов показа и пояснения изменяется. Например, на начальном этапе формирования передачи мяча, когда складываются общие представления о действиях с мячом, ведущую роль играет показ, который обязательно должен быть подкреплен объяснениями. Поэтому в начале обучения передаче мяча целесообразно многократно демонстрировать ее на возможно более высоком уровне. Это создает у детей общее представление об изучаемом действии с мячом.
Для сознательного отношения ребенка к действиям с предметами, необходимо после разъяснения и показа дать ему возможность упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Например, после объяснения, что высота отскока мяча зависит от прилагаемой силы, ребенку надо дать убедиться в этом: предложить отбивать мяч, меняя высоту отскока. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями детей в действиях с мячом формируется умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.
Ребенок седьмого года жизни в состоянии понять сущность упражнений с предметами. Если упражнения с предметами подбираются и проводятся с учетом возможностей каждого ребенка, они способствуют не только более быстрому формированию навыков владения ими, по также и общему развитию всех детей, как менее подготовленных, так и более сильных.
Существенную роль в обучении играет оценка качества выполнения движений с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка; при этом необходимо отмечать успехи всех детей и подбадривать тех, у кого пока что-то не получается.
В процессе занятий важно уделять внимание формированию морально-волевых качеств (настойчивость, организованность, дисциплинированность, дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливыми и внимательными друг к другу. – развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие его высокую дееспособность;
При выполнении строевых упражнений необходимо добиваться строгого соблюдения интервалов и дистанций. При передвижении по залу используются маршевый шаг, различные виды ходьбы и бега с переменой темпа, ритма и скорости движения.
Литература:
1. Художественная гимнастика в школе Г. А. Боброва. Издательство «Физкультура и спорт» 1978 г.
2. Меньшикова Н. К. Гимнастика с методикой преподавания: М. : Просвещение, 1990. – 223 с
3. Карпенко Л. А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике : Учеб. пособие. - СПб. : Изд-во СП6ГАФК, 2000.- 40с.
4. Карпенко Л. А. Компоненты спортивного мастерства и ос новы обучения упражнениям художественной гимнастики : Уч. - метод. пособие. - СПб. : Изд-воСПбГАФК,2004.40с.
5. Аверкович Э. П. Композиция упражнений в художественной гимнастике : Метод. рек. - М. : Изд-во ВНИИФК, 1989. - 17 с.
6. Бирюк Е. В., Овчинникова Н. А. Хореографическая подготовка в спорте: Метод. рек. - Киев: Изд-во КГИФК, 1990. - 20 с.
7. Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике. - М. : Физкультура и спорт, 1984.-170с.
8. Степанова И. А. Формирование творческого подхода к обучению элементам художественной гимнастики : Учеб. пособие. - СПб. : Изд-во СП6ГАФК, 1996. - 26 с.
9. "Немного о художественной гимнастике" Николаев Ю. М
1996 г. Статья Л. В Яковлевой., Р. А. Юдиной по программе «Старт».
10. Акробатические кувырки. Дошкольное воспитание № 6 1996 г. Статья Л. В Яковлевой., Р. А. Юдиной по программе «Старт».
11. Акробатические упражнения. Дошкольное воспитание № 5 1996 г. Статья Л. В Яковлевой., Р. А. Юдиной по программе «Старт».
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
С целью контроля освоения материала в конце учебного года проводятся контрольные испытания для оценки результатов освоения программы.
№ Упражнение норматив оценка
1.
Полушпагат
На качество
5
4
3
2
2.
Равновесие на пассе: (на правой и левой ноге) сек.
5-4
3
2
0
5
4
3
2
3.
Берёзка
На качество
5
4
3
2
4.
Мост
На качество
5
4
3
2
5.
Пресс за 10 сек. (кол–во раз)
6-7
5-4
3
0
5
4
3
2
6.
Поворот на пассе
На качество
5
4
3
2
Обучающиеся, набравшие 20 баллов и более освоили программу.
Обучающиеся, набравшие менее 20 баллов не освоили программу.