МААМ-картинки

Дополнительная краткосрочная общеразвивающая программа «Играй и пой, моя свирель!»

Нина Борисовна Ефимова
Дополнительная краткосрочная общеразвивающая программа «Играй и пой, моя свирель!»

Дополнительная краткосрочная общеразвивающая программа «Играй и пой, моя свирель»

Срок освоения – 6 дней

Возраст обучающихся – 7-10 лет

Разработчик: Ефимова Нина Борисовна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №77 Санкт-Петербурга

Пояснительная записка

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Играй и пой, моя свирель!» (далее «Моя свирель») разработана согласно нормативно-правовым документам федерального и регионального уровней, Уставу и локальным актам образовательной организации.

Публикация «Дополнительная краткосрочная общеразвивающая программа „Играй и пой, моя свирель!“» размещена в разделах

Направленность программы: ДОП «Моя свирель» относится к программе художественной направленности. В ходе освоения программы обучающиеся знакомятся с музыкальным инструментом народного происхождения – свирелью и получают практические навыки игры на свирели, включаясь в процесс музицирования, прикасаясь в процессе обучения к культурному музыкальному наследию России.

Адресат программы: По ДОП «Моя свирель» занимаются обучающиеся начальных классов, 7-10 лет, как мальчики, так и девочки. Для занятий специальных знаний и навыков не требуется, достачно наличия интереса и желания приобщиться к музицированию.

Актуальность программы: Свирель Э. Смеловой - духовой музыкальный инструмент. Свирель - флейтовой инструмент, игра на котором производится певческим дыханием. Игра на свирели как активная дыхательная гимнастика способствует оздоровлению детского организма. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребенка, более свободному чтению, улучшению почерка, грамотному письму, лечению дизграфии.

Методика игры на свирели рассчитана на обучение детей в обстановке музицирования. При этом соединяются индивидуальная форма обучения с коллективной. Природа образования звука на свирели очень близка вокальному звуку, способ дыхания при звукоизвлечении тоже подобен певческому дыханию, поэтому свирель как будто поет, а исполнитель «поет» внутренним слухом, таким образом, развивая музыкальный слух, улучшая вокальную интонацию. А это очень важно для обучающихся в вокальной студии.

Таким образом, дети приобщаются к активному музицированию, играют и поют народную и композиторскую музыку, исполняют темы из классических произведений. Дети активно погружаются в огромный мир музыки, приобщаются к музыкальной культуре.

Игра на свирели требует внимания к звуку, координации мысли, слуха, работы пальцев и дыхательного аппарата. В процессе исполнения задействован весь организм, к тому же тонкие вибрации от музыкального звука, пронизывающие его, способствуют общему оздоровлению. Уровень освоения ДОП «Моя свирель» – общекультурный.

Объем и срок реализации программы:

Программа рассчитана на 12 учебных часов. Срок освоения - 6 дней.

Цель программы – приобщение к музыкальному творчеству через включение в процесс музицирования на свирели Смеловой.

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить с музыкальным инструментом свирель;

- познакомить с технологией игры на свирели;

- обучить навыкам исполнения на свирели Смеловой простейших мелодий.

Развивающие:

- развить интерес к практическому музицированию через знакомство со свирелью;

- реализовать творческие потребности;

- развить музыкальные способности, в частности, музыкальный слух.

Воспитательные:

- воспитать патриотические качества, любовь и интерес к музыкальной культуре России и мира,

- воспитать внимательное отношение к исполняемой музыке;

- сформировать мотивацию заниматься музыкой,

- воспитать способность слушать других – играть в ансамбле,

- развить качества солиста.

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

Обучающиеся

- проявят творческие способности – умение слышать исполняемую музыку;

- разовьют и проявят личностные качества – терпеливость, старательность, умение слушать себя и других, творческую смелость солиста,

- овладеют навыками игры на музыкальном инструменте,

- получат творческую самореализацию.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся

- получат возможность музицировать, заниматься творчеством;

- возможность освоить другие духовые инструменты, например, блокфлейту; освоят навыки оздоравливающего дыхания, разовьют координацию движения

- освоят ключевые компетенции коммуникации и сотрудничества со сверстниками в коллективе.

Предметные результаты:

Обучающиеся

- получат представление о духовом инструменте, его строении;

- получат представление об основных элементах музыкальной ткани – звукоряде, ритмических группах, узнают музыкальные термины;

- получат базовые навыки по игре на свирели.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Язык реализации программы: русский язык.

Форма обучения: Обучение по ДОП «Моя свирель» осуществляется в очной форме.

Особенности реализации программы: Программа является краткосрочной и реализуется по персонифицированному финансовому сертификату дополнительного образования в каникулярный период.

Условия набора в коллектив: В группу принимаются все желающие без предварительного отбора.

Условия формирования групп: В группу принимаются мальчики и девочки начальных классов 7-10 лет.

Количество обучающихся в группе: Наполняемость групп - до 15 человек.

Формы организации занятий: Программой предусмотрены аудиторные занятия, которые проводятся по группам.

Формы проведения занятий: Основная форма организации деятельности обучающихся по программе – учебное занятие. Оно может быть построено как традиционно, так и использованы другие формы: творческая мастерская, мастер-класс, урок-оркестр, урок-концерт и т. д.

Формы организации деятельности учащихся на занятии: В рамках ДОП «Моя свирель» используются следующие формы организации деятельности обучающихся на занятии:

- фронтальная (беседа, показ, объяснения,

- групповая: работа ансамблем

- индивидуальная: сольное исполнение мелодий, малыми ансамблями.

Материально - техническое оснащение.

Для проведения теоретических и практических занятий по ДОП «Моя свирель» необходимо:

• помещение;

• столы и стулья;

• фортепиано для сопровождения исполняемых мелодий;

•доска для дидактических материалов, для записи мелодий в виде ритмоцифровых партитур

• компьютер с колонками для включения фонограмм для сопровождения

• медиапроектор для просмотра презентаций, видео материалов, проецирования записанных мелодий и ритмоцифровых партитур

Инструменты, необходимые для работы:

• свирели Смеловой – индивидуальные музыкальные инструменты с буклетами.

Кадровое обеспечение: ДОП «Моя свирель» реализует педагог дополнительного образования - музыкант, без привлечения узкопрофильных специалистов.

Рабочая программа

к дополнительной общеразвивающей программе «Моя свирель»

Содержание программы

1. Тема: «Знакомство со свирелью Э. Смеловой, с техникой игры на инструменте. Освоение дыхания для игры, способов звукоизвлечения».

Теория(1ч.). Техника безопасности. Цели и задачи. Обзор программы. Знакомство со свирелью Эдельвины Яковлевны Смеловой, историей свирели. Знакомство с русскими народными традициями, связанные с народными духовыми инструментами (свирели, дудочки, жалейки). Техника и правила игры на свирели.

Практика(1час). Освоение свирели: как держать свирель, как зажимать отверстия пальцами. Освоение дыхания для игры, правильной артикуляции языка и положения губ, зубов. Выполнение простых упражнений. Исполнение первых звуков, слов и попевок по цифровым обозначениям.

Форма контроля. Педагогическое наблюдение, опрос. Мастер класс.

2. Тема: «Знакомство с ритмом, с длительностями. Штрих non legato. Освоение игры левой рукой.»

Теория (1 час).Знакомство с основными длительностями, их записью, правилами чтения ритмических рисунков. Штрих non legato – способ извлечения звуков. Правила исполнения левой рукой – позиция пальцев, контроль качества звука.

Практика (1 час). Чтение ритмических рисунков с ритмослогами. Игра на свирели попевок по ритмическим рисункам и цифровым позициям. Исполнение мелодий левой рукой штрихом non legato.

Форма контро

ля: Педагогическое наблюдение, опрос и контрольное задание. Мастер класс. Исполнение индивидуально и совместно – разными ансамблями.

3. Тема: «Штрих legato. Исполнение legato на свирели. Освоение полного диапазона свирели, игра с правой рукой. Скачки в мелодии, техника их исполнения.»

Теория (0,5 ч.): Понятие штриха legato, способ исполнения его на свирели. Позиция правой руки на свирели, правила использования полного диапазона свирели. Мелодические скачки, техника их исполнения.

Практика (1,5 ч.): Освоение техники исполнения штрихом legato. Применение его в попевках, мелодиях. Отработка игры двумя руками, на полном диапазоне. Исполнение мелодий с широкими скачками.

Форма контроля: Педагогическое наблюдение, опрос и контрольное задание. Исполнение индивидуально и совместно – разными ансамблями освоенные мелодии, демонстрация владения приемами.

4. Тема: «Прием передувания. Отработка техники игры, исполнения мелодий. Чтение «с листа» новых мелодий.»

Теория (0,5 ч.): Знакомство с техникой передувания – что это и как делается.

Практика (1,5 ч.): Отработка приема передувания на упражнениях и в мелодиях. Игра мелодий «с листа» по ритмоцифровым партитурам (с доски и по пособиям). Игра сольно и ансамблями.

Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Исполнение мелодий, применяя освоенные техники.

5. Тема: «Многоголосие, двухголосие. Канон. Исполнение двухголосно мелодий на свирели. Закрепление выученных мелодий. Исполнение сольно и ансамблем.»

Теория (0,5 ч.): Понятие многоголосной музыки, музыкального строя. Роль многоголосия в музыке. Типы многоголосия. Канон как форма многоголосия. Канон в вокальной и инструментальной музыке.

Практика (1,5ч.): Исполнение двухголосных примеров. Игра канона. Повторение и закрепление разученных мелодий. Исполнение сольно и ансамблями разных составов.

Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Исполнение мелодий, применяя освоенные техники.

6. Тема: «Итоговое занятие-концерт. Закрепление навыков игры на свирели, исполнение выученных мелодий. Обмен творческими достижениями, результатами. Рефлексия. Мониторинг.»

Теория (0 ч.).

Практика (2ч). Подведение итогов программы. Обмен творческими достижениями, результатами. Маленький концерт освоенных мелодий.

Форма контроля. Итоговый контроль. Исполнение – «концерт». Обмен впечатлениями. Мониторинг.

Методические материалы

При реализации ДОП «Моя свирель» используются различные формы занятий, методы и приемы, учитывающие возрастные особенности обучающихся.

I. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий.

1. Словесный (устное изложение принципов, правил, сведений).

2. Наглядный (демонстрация педагогом самого инструмента, исполнения на нем).

3. Практический (упражнения для освоения навыков, тренинг).

II. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

1. Объяснительно-иллюстрационный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

2. Репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные навыки в практическом музицировании).

3. Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).

III. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся.

1. Фронтальный (одновременно со всеми учащимися).

2. Индивидуальный (индивидуальное исполнение).

3. Групповой (организация работы по малым группам – ансамблям от 2 до 5 человек).

Изложенные методы осуществляются на практике с помощью приемов: устного изложения, беседы, игры, показа иллюстраций, схем, наглядных пособий, дидактических карточек, демонстрации исполнения, показ выполнения приемов различных техник, анализа качества исполнения.

В ходе освоения ДОП «Моя свирель» активно используются следующие педагогические технологии:

- Игровая технология.

- Технология мастер-класса

- Проектный метод (реализация урока-концерта)

- Приемы технологии совместной деятельности (ансамбль – оркестр)

Учебно-методический комплекс ДОП «Моя свирель»

Дидактические средства

Иллюстративные материалы:

1. Презентация на тему «Свирель Э. Смеловой. Путь к музицированию»

2. Буклеты с изображениями, мелодиями в виде ритоцифровых партитур с текстами, методическими рекомендациями.

3. Таблицы

4. Ритмоцифровые партитуры, записанные на доске.

Демонстрационные материалы:

1. Музыкальные инструменты – традиционные свирели, свирель Смеловой, блок-флейты, другие инструменты народного происхождения.

2. Буклеты и распечатки исполняемого материала.

Раздаточные материалы:

1. Свирели – музыкальные инструменты.

2. Буклеты или распечатки с примерами мелодий.

Примерный репертуар мелодий для исполнения:

«Во саду ли в огороде» р. н. п.

«Вдоль да по речке» р. н. п.

«Во кузнице» р. н. п.

«Светит месяц» р. н. п.

«Каравай» (Как на … именины) р. н. п.

«Во поле береза стояла» р. н. п.

«Сел комарик на дубочек» р. н. п.

«Как у наших у ворот» р. н. п.

«Жили у бабуси» р. н. п.

«Со вьюном я хожу» р. н. п.

«В мире животных»

Электронные образовательные ресурсы:

1. Презентация на тему «Свирель Э. Смеловой. Путь к музицированию»

Информационные источники

Список литературы для педагогов:

1. Конч А. И. «Играем на свирели, рисуем и поем» Тетрадь для

дошкольников и младших школьников Москва «ГНОМ и Д», 2011, - 71 с.

2. Космовская М. Л., Подымова Л. С., Ларина Е. А. Практическое руководство игры на свирели (донотный период) по методике Э. Я. Смеловой. Рук. Деп. ОЦНИ «Школа и педагогика». – М., 1992 - №225-92. – 89с.

3. Космовская М. Л. Научно-методическое пособие игры на свирели (по методике Э. Я. Смеловой). – Курск, 1993. – 20 с

4. Космовская М. Л. Методические рекомендации для проведения уроков практического музицирования на свирели конструкции Э. Я. Смеловой. (Для учителей и родителей). – Курск, 1993 – 11 с.

5. Космовская М. Л. Девять уроков игры на свирели. Донотный период (по методике Э. Я. Смеловой). /Методическое пособие - Курск, 1993. – 25 с.

6. Никитин В. М., составитель. «Наслаждайся, познавай, пой по нотам и играй» Репертуар для игры на свирели и пения хором по нотной записи. Выпуск 1. (Методическое пособие) - СПб, 1999. – 19 с.

7. Никитин В. М., составитель. «Играй, свирель, и пой, душа. Ах, песня, как ты хороша» Репертуар для игры на свирели по 2х строчной партитуре и пения хором по нотной записи. Выпуск 2. (Методическое пособие) - СПб, 1999. – 18 с.

8. Смелова Э. Я. Свирель поет. (Буклет-вкладыш к свирели) – М, 1991 – 16с

Информационно-справочная литература для детей и родителей:

1. Конч А. И. «Играем на свирели, рисуем и поем» Тетрадь для

дошкольников и младших школьников Москва «ГНОМ и Д», 2011

2. Космовская М. Л. Девять уроков игры на свирели. Донотный период (по методике Э. Я. Смеловой). /Методическое пособие - Курск, 1993. – 25 с.

3. Никитин В. М., составитель. «Наслаждайся, познавай, пой по нотам и играй» Репертуар для игры на свирели и пения хором по нотной записи. Выпуск 1. (Методическое пособие) - СПб, 1999. – 19 с.

4. Никитин В. М., составитель. «Играй, свирель, и пой, душа. Ах, песня, как ты хороша» Репертуар для игры на свирели по 2х строчной партитуре и пения хором по нотной записи. Выпуск 2. (Методическое пособие) - СПб, 1999. – 18 с.

5. Смелова Э. Я. Свирель поет. (Буклет-вкладыш к свирели) – М, 1991 – 16с.

Интернет-источники:

1. http://svireli.ru/glavnaya - Свирель Эдельвины Смеловой «Свирель поет»

4. https://www.youtube.com/channel/UC9jU_aZeqcw9V2oPetVJ8Vg - Канал «Волшебные свирельки. Свирель Смеловой»

Оценочные материалы

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся текущий и итоговый контроль. В реализуемой образовательной программе «Моя свирель» используются следующие формы выявления результатов:

-педагогическое наблюдение; анализ качества усвоения материала и творческой активности на каждом занятии

- беседа об интересе к творчеству, к музыке;

-самооценка, самоанализ обучающегося.

Используются следующие формы фиксации результатов:

-информационная карта

-фото

-видеозапись

-отзывы детей

Формы предъявления результатов:

- информационная карта

- фото и видеозаписи

- отзывы

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная краткосрочная общеразвивающая программа «Играй и пой, моя свирель!»
Опубликовано: 18 июня 2024 в 23:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная краткосрочная общеразвивающая программа «Играй и пой, моя свирель!»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Борисовна Ефимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД