Анна Сукова
Рабочая программа для воспитанника средней группы с ОВЗ. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
2.2. Условия воспитания
и обучения детей-инвалидов
Этап дошкольного детства — время врастания ребенка-инвалида в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном
Публикация «Рабочая программа для воспитанника средней группы с ОВЗ, Часть 3» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка
охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная
расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.
В режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы : групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Большинству детей-инвалидам вначале необходим адаптационный период. Адаптация — это часть приспособительских реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием:
• для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимо подбирать специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); предусматривается наличие пандуса;
• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные
оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы
материалов разной текстуры, которые можно осязать и совершать ими
различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране
зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
• для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и других технические устройства.
Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы
обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.
Например, одной из особенностей развития детей с нарушениями слуха, интеллектуальными нарушениями является замедленное формирование понятий. Это диктует необходимость усиления сенсорной основы обобщения за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих раскрытию сущности понятий. Для более глубокого понимания значения действий, явлений используются наглядно-практические методы; для уточнения знаний о предметах широко используется письменная речь (таблички, дактилология. В отношении детей с нарушениями зрения наиболее распространенным является словесный метод, который рекомендуется сочетать с практическим методом при объяснении программного материала.
В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена детьми-инвалидами, проектируются индивидуальные программы воспитания
и обучения. При проектировании индивидуальной программы следует опираться на ряд принципов:
• принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть инди-
видуально-психологические, клинические особенности детей;
• принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональному использованию времени для изучения определенных тем;
• принцип линейности и концентричности. При линейном построении
программы темы следует располагать систематически, последовательно по степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построении программы материал повторяется путем возвращения к пройденной теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала.
• принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.
Для детей с ОВЗ в программу целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире.
Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик, предметов. Так, например, в работе с детьми, имеющими глубокие задержки речи, интеллекта, используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов.
Если детям-инвалидам из-за тяжести физических, психических нарушений недоступно для усвоения большинство образовательных областей, то разрабатываются индивидуальные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.
Важным компонентом успешного включения ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений, программ повышения родительской компетентности. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, так как они выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ. Задача родителей заключается в организации жизни ребенка таким образом, чтобы он мог ощущать свою принадлежность к обществу.
III. Организационный раздел.
3.1. Особенности взаимодействия
с семьёй воспитанника
Основной целью взаимодействия с семьёй воспитанника, в соответствии с Рабочей программой является создание содружества «родители - ребенок - педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Цель: создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьей ребёнка-инвалида, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания и развития ребенка.
Задачи:
1. Распространять педагогические знания среди родителей;
2. Оказать практическую помощь в воспитании ребенка-инвалида;
3. Способствовать формированию доверительного отношения родителей к воспитателям группы : адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач по воспитанию ребёнка.
Перспективный план работы
с родителями воспитанника
Месяцы Название мероприятия
январь 1. Консультация для родителей «Рекомендации родителям детей с РАС»
2. Как помочь ребёнку с аутистическими особенностями устанавливать и развивать контакт с близкими
февраль 1. Как подобрать подходящий материал для занятий, направленных на развитие эмоционального контакта и речи
2. Как развивать речь ребёнка с аутистическими особенностями
март 1. Лечебно-развивающий режим жизни для дошкольника с РАС
2. Дошкольник с РАС: формируем учебное поведение
3. Формирование привычки работать за столом.
апрель 1. Дошкольник с РАС: Развитие умения фиксировать внимание на учебном материале и выполнять инструкции.
2. Формируем учебное поведение. Структурирование времени занятия.
май 1. Коррекционная работа с неговорящими детьми с расстройством аутистического спектра.
2. Пальчиковые и хороводные игры.
3. Развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)