Татьяна Ткаченко
Дополнение к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие» 3 г обучения
▼ Скачать + Заказать документы
3 год обучения
«Развитие речи и окружающий мир»
«Осень»
Знакомство с характерными признаками сезона (1-2): желтеют и опадают листья, холодает, улетают птицы.
«Урожай»
Закрепление и обогащение представлений об овощах (морковь, огурец, капуста, лук, помидор) и фруктах (яблоко, груша, апельсин, банан, лимон). Рассматривание натуральных овощей, фруктов: определение их цвета, формы, величины, вкуса.
«Одежда»
Публикация «Дополнение к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО „Познавательное развитие“ 3 г обучения» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Расширение представлений об одежде; о месте хранения одежды. Упражнение в узнавании и назывании предметов одежды, на фотографиях, картинках, иллюстрациях, соотнесении их с натуральными объектами.
«Зима. Зимние забавы»
Закрепление и обогащение представлений о характерных признаках зимы: мороз, снег, люди тепло одеты. Знакомство с зимними забавами: дети катаются на коньках, санках, лыжах, играют в снежки, лепят снежную бабу.
«Птицы»
Знакомство с птицами (воробей, петух). Показывание частей тела птицы (голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги, выделение характерных признаков внешнего вида.
«Животные»
Закрепление умения узнавать домашних и диких животных по особенностям внешнего вида; показывание и называние частей их тела (голова, шея, туловище, ноги, хвост).
«Весна»
Знакомство детей с характерными признаками весны (тает снег, распускаются деревья, прилетают птицы).
«Транспорт»
Обогащение представлений о наземном транспорте, его назначении. Упражнение в показе и назывании частей машины (кабина, кузов, дверь).
«Лето»
Закрепление и обогащение представлений о характерных признаках лета: жарко, ярко светит солнце.
«Сенсорное развитие и формирование элементарных математических представлений»
«Развитие моторики, графомоторных навыков»
Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков).
«Тактильно-двигательное восприятие»
Игры с крупной мозаикой. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины.
«Кинестетическое и кинетическое развитие»
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, изменение положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей).
«Развитие зрительного восприятия»
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих их 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду.
«Развитие слухового восприятия»
Различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение, жжужение) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
«Восприятие пространства»
Ориентировка в собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги, правой (левой) части тела. Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования).
«Восприятие формы, величины, цвета»
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Знакомство детей с основными цветами: желтым - зеленым. Различение и выделение предметов по цвету, величине.
«Восприятие времени»
Последовательность событий (смена времени суток). Обозначение в речи временных представлений. Части суток.
«Восприятие особых свойств предметов»
Различение на вкус (кислый- сладкий, горький- соленый). Запах приятный и неприятный. Обозначение, словом собственных ощущений.
«Количество и счет: 1, 2»
Продолжать учить группировать предметы по назначению; составлять множества предметов: много, мало, один, по одному, ни одного. Продолжать учить складывать из двух частей предметную картинку, разрезанную по горизонтали, вертикали. Учить понимать вопрос: сколько? Учить выделять 1, 2 и много предметов из группы. Познакомить с цифрой 1,2.
«Величина: длинный - короткий»
Учить узнавать, различать, сравнивать предметы по размерам: длинный- короткий методом приложения, обследовать предметы осязательно-двигательным способом; находить такой же по размеру, цвету.
«Форма: квадрат-куб»
Знакомить с плоскостной геометрической фигурой - квадрат. Учить находить такую же фигуру среди других предметов. Продолжать учить детей выделять объемные геометрические фигуры: кубы по цвету, размеру и группировать по одному признаку (цвету, размеру).
«Количество и счет: 1, 2…»
Учить детей выделять два предмета из группы без пересчета; соотносить количество предметов (один, два) с количеством пальцев; отвечать на вопрос сколько?; производить количество звуков: много, 1-2 (хлопнуть, топнуть, стукнуть молоточком столько же, сколько хлопнул педагог; столько же, сколько матрешек, собачек); находить на ощупь много, 1-2 предмета; находить один, два, много (ни одного, мало) однородных предметов в специально подготовленной обстановке. Закреплять представления о цифре 1. Познакомить с цифрой 2.
«Величина: длинный - короткий-покороче»
Продолжать учить узнавать, различать, сравнивать предметы по размерам: длинный- короткий-покороче методом приложения, обследовать предметы осязательно-двигательным способом; находить такой же по размеру, цвету. Учить группировать предметы по заданной длине: все длинные пояса - все короткие пояса (одинаковые по цвету и ширине).
«Форма: круг, квадрат»
Продолжать формировать представление о плоскостных геометрических фигурах: круг, квадрат. Учить соотносить различать их; выделять круг, квадрат среди других предметов; определять предметы такие же, как круг, квадрат; группировать предметы, которые имеют форму круга (квадрата): одинаковые (разные) по цвету, одинаковые (разные) по размеру.
«Развитие речи и окружающий мир»
3 год обучения (глубокая степень УО)
«Осень. Урожай»
Знакомство с характерными признаками сезона (1-2): желтеют и опадают листья, холодает, улетают птицы.
Продолжать знакомство с овощами (морковь, огурец, капуста) и фруктами (яблоко, груша, апельсин). Формирование умения узнавать овощи и фрукты по внешнему виду, по вкусу; соотнесение части с целым овощем или фруктом.
«Транспорт»
Знакомство с транспортом (машина). Узнавание изучаемых объектов, подражание звукам транспорта: ж-ж-ж - машина.
«Зима. Новый год»
Знакомство с характерными признаками зимы (снег, холодно, люди тепло одеты). Закрепление о новогодних украшениях (шары, гирлянды).
«Домашние птицы»
Знакомство с птицами (петух, курица, индюк). Показывание частей тела птицы (голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги, выделение характерных признаков внешнего вида.
«Домашние животные»
Продолжать знакомство с внешним видом животных (кошка, собака, корова). Подражание их голосу, имитация движений (показывать, как кот лакает молоко, и др.)
«Части лица и тела»
Закрепляем и обогащаем представления детей о строении тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги, частях лица (глаза, нос, рот, уши). Упражняем в показе и назывании частей тела и лица на себе (с использованием зеркала, на сверстнике, на кукле.
«Одежда»
Знакомство с предметами одежды. Формирование умения рассматривать, показывать одежду на себе.
«Летние забавы»
Формируем представления о свойствах песка (сухой, мокрый). Обучаем действиям с песком (сыпать, копать). Игры с песком.
«Cенсорная стимуляция»
3 год обучения (глубокая степень УО)
«Развитие мелкой моторики»
Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков).
«Тактильно-двигательное восприятие»
Игры с крупной мозаикой. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины.
«Развитие зрительного восприятия и внимания»
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих их 2-3 деталей, по инструкции педагога).
Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду.
«Развитие слухового восприятия и внимания»
Различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение, жжужение) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
«Развитие обонятельного ощущения»
Формируем восприятие некоторых объектов по запаху (чеснок, апельсин, мыло, духи, цветы и др.) и учим дифференцировать их по запаху с опорой на наглядный образец.
«Развитие вкусовой чувствительности»
Продолжаем формирование у детей вкусового восприятия. Учим распознавать продукты по вкусу: сладкий, кислый, соленый, горький (конфета, лимон, горчица, соленый огурец). Знакомим детей с названиями свойств продуктов («сладкое», «соленое», «горькое», «кислое»).