Татьяна Ткаченко
Дополнение к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие» 1 г обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность и количество занятий
Количество занятий определяется учебным планом: 1 полугодие длится 15 недель, 2 полугодие - 19 недель.
Продолжительность индивидуальных и подгрупповых занятий не более 30 минут, перерывы между занятиями - не менее 10 минут.
Количество часов в неделю - 2 часа (для детей с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости). Общее количество часов в год – 68 часов. Количество часов неделю -1 час для детей с глубокой степенью умственной отсталости. Общее количество часов в год - 34.
Публикация «Дополнение к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО „Познавательное развитие“ 1 г обучения» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
По календарно - тематическому планированию 34 и 68 часов. Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в неделю, так и в сторону их увеличения в пределах 10%, что связано с переносом праздничных дней и каникулами.
Содержание программы
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с детьми указанной категории и реализацию поставленной цели планируется осуществлять по следующим направлениям:
Развитие речи и окружающий мир.
Сенсорное развитие и формирование элементарных математических представлений (ФЭМП).
Содержание
«Развитие речи и окружающий мир»
(умеренная и тяжелая степень УО)
1 год обучения
«Игрушки»
Знакомство детей с игрушками (мяч, кукла, кубики). Различение игрушек в игровом уголке. Формирование предметно - манипулятивных действий с игрушками (в совместной деятельности).
«Во саду ли, во огороде»
Знакомство с овощами (морковь, огурец, фруктами (яблоко, груша). Формирование умения узнавать овощи и фрукты по внешнему виду, по вкусу.
«Одежда»
Знакомство с предметами одежды. Формирование умения рассматривать, показывать одежду на себе.
«Зима»
Знакомство с характерными признаками зимы (снег, холодно, люди тепло одеты).
«Домашние животные»
Знакомство детей с внешним видом животных (кошка, собака). Подражание их голосу, имитация движений (кот лакает молоко, и др.).
«Дикие животные»
Знакомство с внешним видом животных (заяц, лиса). Подражание повадкам (показывать, как прыгает заяц, как ходит лиса).
«Дом»
Знакомство с предметами мебели (стол, кровать, их назначением. Нахождение своего места за столом, своей кровати в спальне.
«Транспорт»
Знакомство с транспортом (машина, поезд). Узнавание изучаемых объектов, подражание звукам транспорта: у-у-у -поезд, ж-ж-ж - машина.
«Лето»
Знакомство с характерными признаками сезона (греет солнце, жарко, много зелени).
«Сенсорное развитие и формирование элементарных математических представлений»
1 год обучения
«Развитие моторики»
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции. Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).
«Тактильно-двигательное восприятие»
Игры с крупной мозаикой. Работа с пластилином, тестом (раскатывание).
«Кинестетическое и кинетическое развитие»
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.
«Развитие зрительного восприятия»
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих их 2-3 деталей, по инструкции педагога).
«Развитие слухового восприятия»
Различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение, жжужение) и музыкальных звуков.
«Восприятие пространства»
Ориентировка в собственном теле. Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.).
«Восприятие величины»
Знакомство детей с величиной предметов. Сопоставление двух предметов контрастных по величине: большой –маленький.
«Восприятие времени»
Знакомство с последовательностью событий (смена времени суток).
«Восприятие особых свойств предметов»
Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый - сладкий).
«Количество: один - много»
Создать условий для накопления детьми опыта практических действий с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами. Учить выделять и различать множества по качественным признакам и по количеству.
«Величина: большой - маленький»
Формировать практические способы ориентировки (пробы, примеривание).
Формировать способы освоения общественного опыта (действия по подражанию, образцу и речевой инструкции).
«Форма: шар»
Знакомить с объемной геометрической фигурой – шаром. Учить находить такую же фигуру среди других предметов.
«Количество: один – много - ни одного»
Учить узнавать, показывать, различать, составлять группы (множества) объектов по цвету, форме (много – один - ни одного).
«Величина: больше - меньше»
Учить узнавать, различать, сравнивать предметы по размерам: больше - меньше методом приложения, обследовать предметы осязательно-двигательным способом; находить такой же по размеру, цвету.
«Форма: куб»
Знакомить с объемной геометрической фигурой – кубом. Учить находить такую же фигуру среди других предметов. Составлять группу кубов, одинаковых по цвету, размеру. Учить фиксировать внимание на форме объектов, выделять куб среди других объектов; использовать приемы зрительного и осязательно-двигательного способов обследования.
Содержание
«Развитие речи и окружающий мир»
1 год обучения (Глубокая степень УО)
«Игрушки»
Знакомство детей с игрушками (мяч). Различение игрушек в игровом уголке. Формирование предметно-манипулятивных действий с игрушками (в совместной деятельности).
«Овощи»
Знакомство с овощами (морковь). Формирование умения узнавать овощи и фрукты по внешнему виду, по вкусу.
«Фрукты»
Знакомство с фруктами (яблоко). Формирование умения узнавать овощи и фрукты по внешнему виду, по вкусу.
«Новый год»
Знакомство с новогодними украшениями (шары).
«Домашние животные»
Знакомство детей с внешним видом животных (кошка, собака). Подражание их голосу, имитация движений (кот лакает молоко, и др.).
«Домашние птицы»
Знакомство с птицами (петух). Показывание частей тела птицы (голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги, выделение характерных признаков внешнего вида.
«Части тела»
Знакомим с частями тела (голова, шея, туловище, руки, ноги) и лица человека (глаза, нос, рот). Учим показывать их на себе, на кукле.
«Я и люди вокруг»
Формируем представления о себе, сверстниках, педагогах. Учим откликаться на свое имя, фамилию.
«Сенсорная стимуляция»
1 год обучения (глубокая степень УО)
«Развитие зрительного восприятия и внимания»
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих их 2-3 деталей, по инструкции педагога). Учить детей выявлять предмет из общего фона.
«Развитие слухового восприятия и внимания»
Различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение, жжужение) и музыкальных звуков.
«Развитие вкусовой чувствительности»
Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый - сладкий).
«Развитие обонятельного ощущения»
Формируем восприятие некоторых объектов по запаху (мыло, апельсин) и учим дифференцировать их по запаху с опорой на наглядный образец.
«Тактильно-двигательное восприятие»
Игры с крупной мозаикой. Работа с пластилином, тестом (раскатывание).
«Развитие крупной моторики»
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции. Согласованность действий и движений разных частей тела.