Марина Мартемьянова
Дооп по спортивным бальным танцам для дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Управление образования Кемеровского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение № 229
«Детский сад комбинированного вида»
Принято на заседании Утверждаю:
педагогического совета ИО Заведующей МБДОУ № 229 от «31 августа» 2022 г. ___(Шевцова Е. А.)__
Протокол № 1 Приказ № 1
от «31 августа» 2022 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности по спортивным бальным танцам
для дошкольников
Возраст обучающийся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Публикация «Дооп по спортивным бальным танцам для дошкольников» размещена в разделах
Разработчик: Мартемьянова М. В.
Педагог дополнительного образования
г. Кемерово, 2022 г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель и задачи программы 4
1.3. Содержание программы. Учебно-тематический план 5
1.4. Планируемые результаты 8
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 10
2.1. Календарный учебный график 10
2.2 Условия реализации программы 11
2.3. Формы аттестации 12
2.4. Оценочные материалы 12
2.5. Методическое обеспечение программы 12
2.6. Список литературы 15
Приложение 1 16
Приложение 2 17
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению детей спортивным бальным танцам имеет художественно-эстетическую направленность, стартовый уровень.
Программа по спортивным бальным танцам разработана с учетом следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
3. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
8. Устав МБДОУ № 229
Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 70% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", а именно:
1 с п. 1.6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";
2 п. 2.6. "Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности";
3 п. 2.6. «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»
Отличительные особенности.
Программа по спортивным бальным танцам носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку художественно-творческого и эмоционального развития детей в хореографической деятельности. Программа построена по тематическому принципу. Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах хореографической деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (сценической, музыкальной) в процессе хореографического воплощения.
Адресат программы – дети в возрасте 5-7 лет.
Возрастные особенности: Дети 5-7 лет
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один учебный год обучения, общее количество учебных часов для освоения программы 64 часа.
Форма обучения – очная.
Уровень программы – стартовый.
Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе. Количество детей в группе: 10-12.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 часу, периодичность - с сентября по май включительно; продолжительность – для детей 5-6 лет: 25 минут; 6-7 лет: 30 минут. Перерыв между занятиями 25 минут для влажной уборки.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, укрепление здоровья через включение их в танцевальную деятельность.
Основные задачи при реализации данной программы:
Образовательные:
• познакомить детей с историей спортивных бальных танцев;
• знакомство с различными видами спортивных бальных танцев;
• обучение технике исполнения спортивных бальных танцев;
• обучить основам импровизации.
Развивающие:
• развивать музыкальность детей (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
• развитие хореографических способностей;
• развивать выразительность движений;
• развить координацию движений;
• развивать мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к занятиям;
• психологически раскрепощать ребенка в творческих импровизациях;
• воспитывать умения работать в коллективе, выполнять танцевальные движения слаженно;
• воспитывать любовь к танцу.
Принципы обучения:
1. индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
2. систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
3. наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
4. повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
5. сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
1.3. Содержание программы.
Учебно-тематический план
№ Название тем Количество часов Формы контроля
всего теория практика
1. Вводное занятие 1 - 1 Наблюдение, беседа
2. История спортивного бального танца 2 - 2 Наблюдение, беседа
3. Основы спортивного бального танца 2 - 2 Наблюдение, беседа
4. Формирование муз. -ритм. навыков 2 - 2 Наблюдение, беседа
5. Раскрытие творческих способностей 2 - 2 Наблюдение, беседа
6. Терминология спорт. бального танца 2 - 2 Наблюдение, беседа
7. Музыкальное сопровождение 2 - 2 Наблюдение, беседа
8. Партерная гимнастика 2 - 2 Наблюдение, беседа
9. Ориентация в пространстве 3 - 3 Наблюдение, беседа
10. Тренировочные упражнения 3 - 3 Наблюдение, беседа
11. Изучение танц. эл. и соед. фигур 3 - 3 Наблюдение, беседа
12. Танец «Стирка» 3 - 3 Наблюдение, беседа
13. Танец «Дай-дай» 3 - 3 Наблюдение, беседа
14. Танец «Слоненок» 3 - 3 Наблюдение, беседа
15. Танец «Утята» 3 - 3 Наблюдение, беседа
16. Танец «Полька» 4 - 4 Наблюдение, беседа
17. Танец «Вару-вару» 4 - 4 Наблюдение, беседа
18. Танец «Медленный вальс» 4 - 4 Наблюдение, беседа
19. Танец «Ча-ча-ча» 4 - 4 Наблюдение, беседа
20. Танец «Самба» 4 - 4 Наблюдение, беседа
21. Подготовка к открытым занятиям 8 - 8 Наблюдение, беседа
ИТОГО 64 0 64
Содержание учебно-тематического плана.
Тема 1 «Вводное занятие»
Практика: Знакомство с детьми, развитие нравственно-коммуникативных навыков, способностей к вербальному и невербальному общению со взрослыми и сверстниками.
Тема 2 «История спортивного бального танца»
Практика: Знакомство с жанрами, коллективами и видами танца. Развитие сенсорных муз. способностей: различение оттенков в динамике (громко-умеренно громко, тихо, темпе (быстро-умеренно-медленно) и умение согласовывать темп движения с разным темпом музыки.
Тема 3 «Основы спортивного бального танца»
Практика: Освоение техники исполнения в разных темпах. Закрепление умения двигаться в соответствии с метрической пульсацией, выделять сильную долю, умение показать в движении паузу. Формирование правильной осанки координации. Развитие умений выполнять руками плавные, мягкие движения
Тема 4 «Формирование музыкально-ритмических навыков»
Практика: Прохлопывать ритмический рисунок, чувствовать выразительность и передавать различные по характеру образы в движениях. Упражнения для пластики и свободы рук.
Тема 5 «Раскрытие творческих способностей»
Практика: Развитие образного восприятия музыки, умения передавать в движениях нюансы музыки: паузы, акценты, формирование навыков различных видов движений.
Тема 6 «Терминология спортивного бального танца»
Практика: Изучение названий танцевальных движений.
Тема 7 «Музыкальное сопровождение»
Практика Развитие слух. внимания, умения менять движения в соответствии с контрастными частями музыки, самостоятельно останавливаться в конце звучания. Выделять сильную долю, умение показывать в движении паузу.
Тема 8 «Партерная гимнастика»
Практика: Разучивание упражнений для выворотности стоп, развитие гибкости.
Тема 9 «Ориентация в пространстве»
Практика: Передвижение в танцевальном зале в различных направлениях (по линии, к центру)
Тема 10 «Тренировочные упражнения»
Практика: Правила выполнения, постановка корпуса, рук, ног, головы.
Тема 11 «Изучение танцевальных элементов и соединений фигур»
Практика: Развитие муз. восприятия: муз. настроения, отработка навыков выполнения танцевальных элементов и соединения фигур.
Тема 12 «Танец Стирка»
Практика: Развитие эмоциональной сферы. Разучивание основных движений: стираем, полощем, выжимаем, встряхиваем, развешиваем, устали.
Тема 13 «Танец Дай-дай»
Практика: Разучивание основных движений: руки в стороны, прыжки, хлопки. Соединение фигур.
Тема 14 «Танец Слоненок»
Практика: Развитие танцевально-игрового творчества, Разучивание основных движений: руки вперед, в стороны, прямая нога в сторону и назад, прыжки и хлопки. Соединение фигур.
Тема 15 «Танец Утята»
Практика: Ритмические движения бедрами, руками. Прыжки, хлопки. Соединение фигур.
Тема 16 «Танец Полька»
Практика: Воспитание коммуникативных навыков, умения согласованно выполнять движения в паре. Подскоки, хлопки, боковой галоп.
Тема 17 «Танец Вару-вару»
Практика: Шаг-приставка, вправо и влево. Приседания, хлопки, нога на пятку в сторону. Соединение фигур, несложные композиции.
Тема 18 «Танец Медленный вальс»
Практика: Разучивание основных движений: маленький квадрат, большой квадрат, перемена правая, левая. Соединение фигур.
Тема 19 «Танец Ча-ча-ча»
Практика: Разучивание основных движений: основной ход на месте, «шоссе», чек. Соединение фигур, несложные композиции.
Тема 20 «Танец Самба»
Практика: Разучивание основных движений: движение на месте, виск, самба ход.
Тема 21 «Подготовка к контрольным и открытым занятиям»
Практика: Повторение и закрепление пройденного материала. Отработка танцевальных номеров, постановочных композиций.
1.4. Планируемые результаты.
• Знать названия изученных видов движений;
• Знать основные позиции и положения рук, ног и головы;
• Уметь выполнять построения и перестроение;
• Уметь исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку;
• Знать правила исполнения изученных основ бального танца;
• Знать правила поведения в хореографическом зале;
• Знать музыкальные жанры бального танца, узнавать и называть их;
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных тем – 21
Количество учебных часов – 64
В январе предусмотрены каникулы.
№ п/п Месяц Число Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения
1 Сентябрь ООД 1 Вводное знятие Танцевальный зал
2 Сентябрь ООД 1 История спорт. бального танца Танцевальный зал
3 Сентябрь ООД 1 История спорт. бального танца Танцевальный зал
4 Сентябрь ООД 1 Основы спорт. бального танца Танцевальный зал
5 Сентябрь ООД 1 Основы спорт. бального танца Танцевальный зал
6 Сентябрь ООД 1 Формирование музыкально ритмических навыков Танцевальный зал
7 Сентябрь ООД 1 Формирование музыкально ритмических навыков Танцевальный зал
8 Сентябрь ООД 1 Раскрытие творческих способностей Танцевальный зал
9 Октябрь ООД 1 Раскрытие творческих способностей Танцевальный зал
10 Октябрь ООД 1 Терминология спорт. бального танца Танцевальный зал
11 Октябрь ООД 1 Терминология спорт. бального танца Танцевальный зал
12 Октябрь ООД 1 Музыкальное сопровождение Танцевальный зал
13 Октябрь ООД 1 Музыкальное сопровождение Танцевальный зал
14 Октябрь ООД 1 Партерная гимнастика Танцевальный зал
15 Октябрь ООД 1 Партерная гимнастика Танцевальный зал
16 Октябрь ООД 1 Ориентация в пространстве Танцевальный зал
17 Октябрь ООД 1 Ориентация в пространстве Танцевальный зал
18 Ноябрь ООД 1 Ориентация в пространстве Танцевальный зал
19 Ноябрь ООД 1 Тренировочные упражнения Танцевальный зал
20 Ноябрь ООД 1 Тренировочные упражнения Танцевальный зал
21 Ноябрь ООД 1 Тренировочные упражнения Танцевальный зал
22 Ноябрь ООД 1 Танцевальные элементы и соединение фигур Танцевальный зал
23 Ноябрь ООД 1 Танцевальные элементы и соединение фигур Танцевальный зал
24 Ноябрь ООД 1 Танцевальные элементы и соединение фигур Танцевальный зал
25 Ноябрь ООД 1 Танец «Стирка» Танцевальный зал
26 Декабрь ООД 1 Танец «Стирка» Танцевальный зал
27 Декабрь ООД 1 Танец «Стирка» Танцевальный зал
28 Декабрь ООД 1 Танец «Дай-дай» Танцевальный зал
29 Декабрь ООД 1 Танец «Дай-дай» Танцевальный зал
30 Декабрь ООД 1 Танец «Дай-дай» Танцевальный зал
31 Декабрь ООД 1 Танец «Слоненок» Танцевальный зал
32 Декабрь ООД 1 Танец «Слоненок» Танцевальный зал
33 Декабрь ООД 1 Танец «Слоненок» Танцевальный зал
34 Декабрь ООД 1 Танец «Утята» Танцевальный зал
35 Январь ООД 1 Танец «Утята» Танцевальный зал
36 Январь ООД 1 Танец «Утята» Танцевальный зал
37 Февраль ООД 1 Танец «Полька» Танцевальный зал
38 Февраль ООД 1 Танец «Полька» Танцевальный зал
39 Февраль ООД 1 Танец «Полька» Танцевальный зал
40 Февраль ООД 1 Танец «Полька» Танцевальный зал
41 Февраль ООД 1 Танец «Вару-вару» Танцевальный зал
42 Февраль ООД 1 Танец «Вару-вару» Танцевальный зал
43 Март ООД 1 Танец «Вару-вару» Танцевальный зал
44 Март ООД 1 Танец «Вару-вару» Танцевальный зал
45 Март ООД 1 Танец «Медленный вальс» Танцевальный зал
46 Март ООД 1 Танец «Медленный вальс» Танцевальный зал
47 Март ООД 1 Танец «Медленный вальс» Танцевальный зал
48 Март ООД 1 Танец «Медленный вальс» Танцевальный зал
49 Март ООД 1 Танец «Ча-ча-ча» Танцевальный зал
50 Март ООД 1 Танец «Ча-ча-ча» Танцевальный зал
51 Апрель ООД 1 Танец «Ча-ча-ча» Танцевальный зал
52 Апрель ООД 1 Танец «Ча-ча-ча» Танцевальный зал
53 Апрель ООД 1 Танец «Самба» Танцевальный зал
54 Апрель ООД 1 Танец «Самба» Танцевальный зал
55 Апрель ООД 1 Танец «Самба» Танцевальный зал
56 Апрель ООД 1 Танец «Самба» Танцевальный зал
57 Апрель ООД 1 Подготовка к открытым занятиям Танцевальный зал
58 Апрель ООД 1 Подготовка к открытым занятиям Танцевальный зал
59 Апрель ООД 1 Подготовка к открытым занятиям Танцевальный зал
60 Май ООД 1 Подготовка к открытым занятиям Танцевальный зал
61 Май ООД 1 Подготовка к открытым занятиям Танцевальный зал
62 Май ООД 1 Подготовка к открытым занятиям Танцевальный зал
63 Май ООД 1 Подготовка к открытым занятиям Танцевальный зал
64 Май ООД 1 Подготовка к открытым занятиям Танцевальный зал
Количество учебных тем 32
Количество учебных часов 64
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: Танцевальный зал, музыкальный центр, флеш карта с записями музыки, колонки, детские костюмы, атрибуты.
Кадровое обеспечение:
Для успешной реализации Программы проводить обучение могут: специалист, имеющий хореографическое образование со специализацией «Балетмейстер, преподаватель хореографических дисциплин».
Педагог, владеющий следующими профессиональными и личностными качествами:
- владеет навыками и приемами организации занятий;
- знает психологию и физиологию детского возраста;
- умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников.
2.3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
анализ продуктов творчества детей, заполнение листов наблюдений, онлайн фотовыставка на сайте ДОО, журнал посещаемости, грамоты (при наличии конкурсов в образовательной среде).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (апрель, конкурсы (при наличии в образовательной среде).
2.4. Оценочные материалы:
Наблюдение, игра, беседа, хореографические представления, концерты, фестивали, конкурсы.
Низкий:
1. Двигается ритмично, соответственно двухчастной форме музыки и силе звучания (громко, тихо).
2. Проявляет творчество, выполняя образные движения.
3. Выполняет движения без желания.
4. Необходимость помощи педагога в выполнении образного движения.
Средний:
1. Двигается ритмично в соответствии с характером музыки, в умеренном и быстром темпе, самостоятельно меняют движения в соответствии с 2-х и 3-хчастной формой музыки.
2. Проявляет творчество, передавая игровые образы.
3. Выполняет движения эмоционально.
4. Способность к творческой реализации музыкально-игровых образов в совместной деятельности с педагогом, сверстниками.
Высокий:
1. Двигается ритмично в соответствии с характером музыки, меняют движения в соответствии с музыкальными фразами.
2. Проявляет творчество, придумывая композицию музыкальной игры или танца.
3. Выражает желания выступить самостоятельно.
4. Творческая активность, умение строить отношения между сверстниками, придумывая композицию музыкальной игры или танца.
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы и приемы обучения:
Наглядные:
- наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
- наглядно-слуховые приемы (музыка);
- тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)
Словесные:
- объяснения, пояснения, указания;
- подача команд, распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям;
- образный сюжетный рассказ, беседа;
- словесная инструкция.
Практические:
- повторение упражнений без изменения и с изменениями;
- проведение упражнений в игровой форме;
- проведение упражнений в соревновательной форме
Концептуальные идеи и принципы:
позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Занятия строятся в занимательной игровой форме на основе сотрудничества педагога и ребенка.
Вводная часть.
1 Приветствие.
2 Разминка.
3 Показ импровизаций.
Основная часть.
6. Разучивание танцевальных композиций.
7. Игры.
Заключительная часть.
8. Рефлексия.
9. Игровые упражнения.
10. Прощание.
2.6. Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=326937&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9607684627681403#0267598281079759 7
2. Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/
3. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/166875220/
5. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70424884/
6. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.
7. Барышникова Т. Азбука хореографии - М. : Айрис-пресс, 1999. – 264 с.
8. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
9. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М. : Просвещение, 1967. – 203 с.
10. Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М. : Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
11. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
12. Калинина О. Н. Планета танца. – Харьков «Факт», 2016. – 71 с.
13. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб. : Композитор, 2005. - 76 с.
14. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М. : Линка-пресс, 2006. - 272 с.
15. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб. : Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
16. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб. : Детство-пресс, 2006. -352 с.