Екатерина Рябова
ДОП по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных методов и материалов для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ДОП по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных методов и материалов для детей 3–4 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Планета детства»
Рекомендована к утверждению Утверждаю
педагогическим советом Заведующий МАДОУ
Протокол №___ д/с «Планета Детства»
от «__»___ 2021г. ___(Е. А. Павлова)
Приказ №___
«__»___2021г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Радуга» на 2020-2021 г.
(для детей 3-4 лет)
срок реализации 1 год
Публикация «ДОП по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных методов и материалов для детей 3–4 лет» размещена в разделах
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Составитель: воспитатель Рябова Е. А.
Тамбовский район
р. п. Новая Ляда, 2021г.
Содержание:
I. Пояснительная записка___стр. 3-10
II. Учебно-тематический план___стр. 10
III. Содержание программы___стр. 11-15
IV. Перспективный план по взаимодействию с родителями___стр. 16
V. Методическое обеспечение программы___стр. 16
VI. Список литературы___стр. 17
I. Пояснительная записка
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности должно быть не только практическим, но и духовным.
Направленность программы:
по содержанию – художественно - эстетическая
по функциональному предназначению – прикладная
по форме организации – кружковая
Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13);
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
- Устав МАДОУ д/с «Планета детства»
Новизна состоит в том, что ребята узнают о характеристике природных материалов, что создавать картины можно не только карандашами и красками, но и веточками, семенами, зёрнышками и даже плодами; они научатся работать с бросовым материалом. Поделки станут замечательным подарком для друзей и близких, в нарядные картины украсят интерьер группы в детском саду.
Актуальность обусловлена тем, что детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Работа руками способствует развитию сенсорной моторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Большое внимание оказывает труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Занимательность работы способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Педагогическая целесообразность:
Целесообразность программы заключается в реализации цели и задач, руководствуясь принципами равноправия, терпимости. Толерантность по отношению к воспитанникам, взаимопонимания, учёт индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, темперамента. Создание эмоциональной обстановки (доверительность, искренность, мягкость, возможность посоветоваться, откровенно поговорить). Создание атмосферы радости, удовольствия, соучастия, детей в процессе восприятия материала и потребности активной творческой отдачи при выполнении практических заданий.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Цель программы – формирование у воспитанников художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
Воспитывающие:
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Характеристика возрастных особенностей детей 3-4 лет
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Режим реализации программы:
Возрастная группа Количество занятий Длитель-
ность занятий Форма организа-ции Срок реализации Наполняемость групп
в год в месяц в неделю
Для 3- 4 лет 64 8 2 10-15мин групповая 1 год 12-20чел.
Состав кружка «Радуга» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на занятиях.
Формы реализации программы:
- групповая и индивидуальная работа с детьми
- выставки творческих работ в группе и в МАДОУ
- тематические развлечения
- мастер-классы с педагогами и родителями
- консультации для родителей и педагогов
- родительские собрания с использованием ИКТ
- публикация информации на сайте МАДОУ
- оформление предметно-пространственной среды
Методы и приемы реализации программы:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы)
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
C пособы и средства реализации программы:
- тематические занятия
- пальчиковая гимнастика
- дидактические игры
- физкультминутки
- интегрированная деятельность
- сюрпризные моменты
- просмотр видео и фотоматериалов
- уголок художественного творчества в группе
- художественно – творческая выставка работ для родителей в каждой группе
- выставка рисунков в фоей дошкольного учреждения.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов:
Мониторинг детского развития проводится два раза в год.
Эмоционально-волевая сфера
• Наличие интереса
• Дети ярко эмоционально реагируют на предлагаемые задания, увлеченно выполняют их.
Изобразительно-выразительная сфера
• Владение цветом
Дети легко выделяют и называют цвета (свободно экспериментируют с цветом, используя разные способы для смешения).
• Владение формой
Дети свободно выделяют и называют геометрические фигуры (соотносят фигуры с предметами (объектами, преобразовывают пятно в образ, используя различные инструменты и материалы, применяют точку, линию и пятно в качестве выразительных средств, нанося их разными инструментами, и комбинируя друг с другом для создания образа.
• Владение композицией
Дети создают фон, используя различные выразительные средства, материалы и техники, отображают линию горизонта в процессе создания композиции, уравновешивают композицию, дополняя ее необходимыми деталями, применяют классические художественные техники, владеют различными изобразительными инструментами, приемами (тычка, примакивания, мазка, выщипывания, сминания, скатывания, раскатывания, отщипывания, расплющивания, прищипывания, обрывание, сложение бумаги в разных направлениях, вырезывание, примазывание, скручивание, подбирают неклассические техники в работе, активно используют готовые формы в работе, а также самостоятельно делают заготовки для аппликации, свободно работают с клеем, нанося его на детали, создают пластический образ, комбинируя материалы, производят различные действия с ножницами.
Познавательно-эстетическая сфера
• Соответствие темы содержанию образа
Дети способны передать содержание образа с помощью выразительных средств.
• Способность передавать через образ эмоциональное состояние
Дети способны передать с помощью доступных средств настроение и характер образа.
Диагностическая карта по изобразительной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста :
№
п/п
Ф. И. ребенка Эмоционально-волевая сфера
Изобразительно-выразительная сфера
Познавательно-эстетическая сфера
Наличие интереса Цвет Форма Композиция Соответствие темы содержанию образа
Способность передавать через образ эмоциональное состояние
1.
0 баллов – низкий уровень (ребенок не способен в полной мере отразить обозначенный критерий);
1 балл – средний уровень (ребенок отражает критерий при помощи воспитателя);
2 балла – высокий уровень (ребенок свободно отражает обозначенный критерий)
II. Учебно - тематический план
№ Название раздела
Общее количество
часов
1.
«Поделки из природного материала» 8
2.
«Творим без кисточки» 8
3.
«Мастерская Деда Мороза» (сочетание разнообразных техник) 16
4. «Рисуем ладошками» 16
5. «Волшебная бумага» 16
Итого: 64
III. Содержание программы:
Раздел 1. «Поделки из различного материала»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием различного материала.
Раздел 2. «Творим без кисточки»
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками раскрывает возможность использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, восхищает, увлекает.
Раздел 3. «Мастерская Деда Мороза» (сочетание разнообразных техник)
Новогодние поделки из различного материала никогда не теряли своей актуальности, а в последнее время, наоборот имеют повышенный спрос. Неудивительно, ведь природные поделки доступны, а при наличии художественного вкуса можно сделать из натуральных материалов поистине декоративные шедевры.
Раздел 4. «Рисуем ладошками»
Ладошкой можно рисовать, печатать, мазать, творить сюжетные картинки. С помощью ладошки можно воплотить любые картинки, дорисовывать недостающие элементы.
Раздел 5. «Волшебная бумага»
Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. Аппликация бывает предметная (на лист бумаги приклеивается один предмет, состоящий из нескольких частей, сюжетная (много разных предметов, объединённых единым сюжетом) и декоративная (украшение какого-то предмета).
Календарно – тематическое планирование
Дата Раздел Программные задачи Формы занятий Формы подведения итогов
Ме-сяц Неделя Тема занятия
октябрь
1
Раздел 1.«Поделки из природного материала»1. «Зверушки» Поделки из природного материала Учить детей самостоятельно составлять зверей: туловище-шишка, голова-каштан и подобное. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.
групповая
групповая
Выставка
детских работ «Золотая осень»
2. «Жираф»
Аппликация с использованием крашенного песка. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении
2 3. «Золотая осень» Мозаичная аппликация из пластилина. Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом.
4. «Красивая рыбка» (поделка из ракушек) Развивать творческое мышление, фантазию, воображение, тонкую моторику рук.
3 5. «Лебеди» (аппликация из перьев) Воспитывать интерес к творчеству.
6. «Крокодил» (поделка из природного материала) Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей.
4 7. «Подсолнух» Аппликация из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.
8. «Ёжик» (аппликация из семечек) Учить передавать особенности строения животных. Развивать у детей наблюдательность, зрительную память, интерес к окружающему, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
ноябрь
1 Раздел 2. Творим без кисточки.
1. «Запасливый ежик»
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета
групповая
Консультация для родителей «Творим без кисточки»
2. «Медвежонок с ягодами»
Упражнять в технике рисования пальчиками.
2 3. «Сорока-Белобока»
Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета
4. «Домик для лисички»
Развивать воображение, мышление, творческие способности.
3 5. «Гуси-лебеди»
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета
6. «Моя лошадка»
Развивать воображение, мышление, творческие способности.
4 7. «Зубастый крокодил»
Упражнять в технике рисования пальчиками.
8. «Веселые осьминожки»
Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета
декабрь
1 Раздел 3. «Мастерская Деда Мороза»
1. «Деревья в снегу»
(аппликация из ваты) Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения.
групповая
Выставка творческих работ «Мастерская Деда Мороза»
2. «Дед Мороз» (мозайка из пластилина) Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
2 3. «Зимние узоры» (граттаж) Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей.
4. «Новогодний салют» (набрызг) Воспитывать интерес к творчеству.
3 5.«Серебрянный лес» (аппликация из природного материала) Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения.
6.«Морозный день» (аппликация из природного материала) Учить создавать художественный образ, дополнять рисунок деталями.
4 7.«Пингвин» (поделка из геометрических фигур)
Развивать творческое мышление, фантазию, воображение, тонкую моторику рук.
8.«Карнавальная маска» (моделирование из бросового материала, цветной бумаги) Развивать игровые конструкторские навыки, логическое мышление.
январь
1 1. «Снегири прилетели»
Закреплять технику,навык рисования ватными палочками. Продолжать учить ритмичному нанесению отпечатков ватными палочками.
групповая
Беседа с родителями «Новогодние поделки вместе с детьми»
2. «Варежки для малышей»
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
2 3. «Сапожок для подарков»
Развивать воображение, мышление, творческие способности.
4. «Дед мороз»
Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей.
3 5. «Новогодняя елка». Коллективная работа Развивать цветовосприятие, моторику рук, речь, умение пользоваться салфетками, ватными палочками.
6. «Ангелочки»
Учить передавать простейший образ предметов
4 7. «Зимушка-зима» Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей.
8. «Встречали звери новый год» Учить передавать простейший образ предметов
февраль
1 Раздел 4. «Рисуем ладошками»
1. «Паровозик из Ромашково»
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования пальчиками и ладошками.
групповая
Памятка для родителей «Разноцветные ладошки»
2. «Дракончик»
Развивать воображение, мышление, творческие способности
2 3. «Сказочный домик» Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки
4. «Подарок папе» Показать приёмы получения точек (ягодки) и коротких линий (листочки). Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
3 5. «Танк» Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
6. «Встреча с колобком» Знакомство с нетрадиционными техниками рисования пальчиками и ладошками.
4 7. «Цирк» Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
8. «Лоскутное одеяло» Показать приёмы получения точек (ягодки) и коротких линий (листочки). Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
март
1 1. «Весёлая семейка улиток» Знакомство с нетрадиционными техниками рисования пальчиками и ладошками.
групповая
Мастер-класс для родителей «Рисование ладошками»
2. «Божья коровка» Показать приёмы получения точек (ягодки) и коротких линий (листочки). Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
2 3. «Яблонька» Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
4. «Виноград» Показать приёмы получения точек (ягодки) и коротких линий (листочки). Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
3 5. «Первые листочки» Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
6. «Цветочек» Знакомство с нетрадиционными техниками рисования пальчиками и ладошками.
4 7. «Колокольчики» Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
8. «Цветы в вазе» Знакомство с нетрадиционными техниками рисования пальчиками и ладошками.
апрель
1
Раздел 5. «Волшебная бумага»1. «Петушок» Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
групповая
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»
2.«Веселый котик» Развивать сюжетно – игровой замысел.
2
3.«Весенний пейзаж» Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
4.«Чудо-дерево» Развивать изобразительную деятельность детей.
3
5.«Цыплята» Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
6.«Корзина с цветами» Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира.
4
7.«Зоопарк» Ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать детали.
8.«Птичка» развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.
май
1
1. Волшебные картинки (волшебный дождик) дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка;
групповая
Итоговая выставка творческих
работ
2. «Пасхальные яички» развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.
2 3. «Первый цветок- подснежник» дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка;
4. «Божьи коровки на лужайке» развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять
3 5. «Поляна одуванчиков» учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы
6. «Бабочка» развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.
4 7. «Облака» учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы
8. «Солнышко» дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка;
IV.Перспективный план по взаимодействию с родителями
№ Мероприятия Сроки
1. Выставка «Осенние поделки». октябрь
2. Анкетирование для родителей «Так ли важно изобразительная деятельность в жизни ребенка?» ноябрь
3. Мастер-класс для родителей «Новогодняя поделка». декабрь
4. Консультация «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту» январь
5. Буклет «Рисуем дома без кисточки».
февраль
6. Памятка «Несколько советов по развитию творческих способностей детей» март
7. Мастер – класс по «Разноцветные ладошки»» для родителей.
апрель
8. Совместная выставка творческих работ. май
VI. Список литературы для педагогов:
1. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет». – М. «Мозаика-Синтез», 2011г.
2. О. А. Малик «Занятия по аппликации с дошкольниками». – М. «Творческий центр Сфера», 2011г.
3. «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество».- М. «Творческий центр Сфера», 2011г.
4. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».- М. «Скрипторий»,2010г.
5. Г. Н. Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы».- М. «Скрипторий»,2011г.
6. Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография».- М. «Скрипторий»,2011г.
7. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Старшая группа- М. «Творческий центр Сфера», 2009г.
8. Н. В. Шайдурова «Поделки и игрушки из бумаги»,часть 1-2,Барнаул, 2012г.
9. Е. Румянцева «Простые поделки из пластилина» -М. АЙРИС-ПРЕСС,2010г.
10. О. Н. Крылова, Л. Ю. Самсонова «Развитие творческих способностей».-М. «ЭКЗАМЕН»,2009г.
11. О. С. Кузнецова, Т. С. Мудрак «Я строю бумажный город».-М. :ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
12. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» : КАРО, 2010г. – 112 с.
Список литературы для воспитанников:
1. Федотов Г. Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. -М. :АСТ-ПРЕСС,1999г.
2. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-н / Д :изд-во Феникс,2003г.
3. Лыкова И. А. Вот моя деревня! Рисуем красками. Издательство: Карапуз,2007г.
4. Лыкова И. А. Чудесные писанки. Издательство: Карапуз, 2007г.
5. Лыкова И. А. Золотая хохлома. Издательство: Карапуз,2007г.
6. Карл Вёрман. История искусства всех времен и народов. Издательство: Полигон, 2000г.
7. Пьер Порте. "Учимся рисовать" :человека; диких животных; природу; окружающий мир; зверей, рыб, птиц; «От А до Я.»Мир книги, 2005г.
8. Кудейко М. В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров. 2005г.