Лариса Трушкина
Домашние музеи
Домашний музей. Что он может дать детям?
Л. Б. Трушкина, воспитатель детского сада-школы раннего развития (с 4-х лет) МБОУЛ «ВУВК им. А. П. Киселева» городского округа город Воронеж
Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом. Именно семья должна определить цели и смысл воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции.
Публикация «Домашние музеи» размещена в разделах
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Духовно-нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различение добра и зла, эстетической (различение прекрасного и безобразного) и религиозной (различение истинного и ложного) является главным средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьей и образовательным учреждением, между человеком и традиционной культурой.
В духовно-нравственном воспитании, как в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает то стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае – за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.
Совсем недавно коллектив нашего детского сада начал осваивать новое направление – создание домашних экспозиций, домашних музеев. Именно домашние музей, по нашему глубокому убеждению, объединяют поколения как связующая нить времени.
А идея эта зародилась так. Родители наших воспитанников заметили их страсть к рассматриванию и собиранию предметов. Дети подбирали все, что возбуждало их внимание. «Милые родители, если бы вы знали, какую экономию вы бы могли сделать в покупках игрушек и от скольких неприятных минут вы бы избавили себя, если бы позволили детям собирать» - говорили наши воспитатели. Дайте вашему ребенку несколько коробок, место, куда их ставить, позволяйте ему подбирать и собирать, и вы убедитесь, что он реже будет приставать к вам с жалобами, что ему скучно, и с требованием, чтобы вы купили ему игрушку. Мало-помалу у ребенка составится целый музей вещей. Он не раз станет раскладывать и обозревать свои сокровища, с любовью будет вспоминать место и время, где они были найдены.
Заложив подобный музей, ребенок не только заполнит приятные часы своего досуга, но он приучится к порядку, опрятности и бережливости. Эти качества редко находятся в детях, но ими до известной степени никак не следует пренебрегать.
В этом году нашему саду исполнится 45 лет. Наши выпускники стали мамами и папами и приводят своих детей в наш (в «свой», как они говорят) детский сад. Поэтому поле деятельности для участников процесса огромно. С чего начать? На что обратить внимание? На кого опереться? Какие средства использовать? Вопросов множество. Для их решения педагогический коллектив определил круг задач:
• объединить усилия семьи и детского сада по воспитания, обучению и развитию ребенка;
• расширить возможности совместных действий МДОУ и семьи;
• сформировать родительско-педагогическое сообщество, в котором родители воспитанников становятся непосредственными участниками педагогического процесса, «вводятся» внутрь этого процесса.
На наш взгляд, действенным направлением в установлении партнерских, доверительных отношений между детским садом и семьей воспитанника является музейно-образовательная деятельность. На практике мы убедились, что «диалог» с музеем развивает у детей чувство гордости за социальные и культурные достижения своей семьи, своей страны, за свой народ, у них появляется интерес к познанию истории родного края, культуре. Они становятся более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей, задумываются над собственным поведением, над отношением к людям, учатся разумно относиться к своим желаниям.
Совместными усилиями взрослых и детей в группах созданы мини-музеи. Тематика их разнообразна: «Мир удивительных игрушек», «Игрушки, в которые играли наши бабушки и дедушки», «Книги – наши друзья», «Мой родной город», «Музей русской избы», «Мини-музей семейных коллекций».
В нашем саду организуются выставки детских работ, семейного рисунка. Экскурсоводами зачастую выступают сами дети, нередко с родителями. Они рассказывают историю создания семейного рисунка. Это результат совместных (всей семьей) прогулок по городу. Экспозиция называется «Святые места моего города» или «Заповедные уголки моего города».
В осенний период родители совместно с детьми и воспитателями организовали «Музей на подоконнике», где были представлены поделки из природного материала. Посетителями этого музея стали жители микрорайона. Фотографии некоторых экспонатов были отправлены на международный конкурс.
Одно из заседаний родительского клуба «Родительский дом – начало начал» было проведено в форме ассамблеи, где были представлены экспозиции домашних музеев, экскурсии по которым проводили родители вместе с детьми.
Поразил присутствующих «Музей в чемодане» семьи Коваленко Димы. К некоторым вещам в этой семье отношение особое: это касается, прежде всего, наград и наградного оружия. В своем рассказе об экспонатах Дима говорит: «Мой прадедушка получил несколько медалей за участие в Великой Отечественной войне», «Мои прадедушка и прабабушка воевали за Родину и были хорошими людьми». Рассматривая и примеряя дедовы ордена и медали, ребенок приобщается к его боевому подвигу. Истинный патриотизм зарождается на семейной почве из гордости за деда-героя, за свою семью.
В семье Горбачевой Лизы из поколения в поколение передается искусство росписи пасхальных яиц. В экспозиции были представлены предметы, сделанные детьми в подарок родителям.
На протяжении многих лет семья Мариной Есении собирает коллекцию кукол в костюмах российских губерний. Первые куклы начала собирать еще бабушка Есении, затем продолжила мама. Сама дочь с огромным трепетом и теплом рассказывала о кукле в костюме Воронежской губернии.
Уже третий ребенок семьи Вахрушевых посещает наш детский сад. В этой семье с самого детства закладывается любовь к спорту, пропагандируется здоровый образ жизни. Дети преумножают спортивные достижения семьи. Старший сын Иван, которому 15 лет профессионально занимается футболом, средний – Сергей увлекается гандболом, а самая маленькая Аня (ей 4 года) посещает секцию акробатики. Их музей – это награды и грамоты за победы в спорте.
Это был настоящий праздник, «праздник души», как сказала мама одного из воспитанников детского сада.
Итак, что может дать домашний музей ребенку? Социологический опрос показал следующее.
Говорят дети:
• «Ко мне приходят друзья, показываю музей, играем в музей»;
• «Бабушка приезжала из деревни, чтобы музей посмотреть»;
• «Мама сказала, что в мой день рождения у меня будет свой музей».
• «Папа в мой музей даже свою коллекцию монет положил»
Говорят родители воспитанников:
• «Стали ближе друг другу, стали лучше понимать друг друга»;
• «Всех членов семьи сдружил поиск предметов для музея»;
• «Бережнее стали относиться к памяти наших предков»;
• «Заразились духом сохранения памяти о своих близких»;
• «Сын стал общительнее. Игра в экскурсовода теперь его любимая»;
• К нашему удивлению, мы пример для подражания, консультируем своих друзей, как создать музей. Удивительно