Наталья Денисова
Долгосрочный проект «Юный исследователь» для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
База реализации: МБДОУ д/с № 22 «Почемучка» МО г. Саяногорск
Срок реализации: октябрь 2022 – май 2023 года
Тип проекта : долгосрочный, групповой, исследовательский.
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел
К. Е. Тимирязев.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Поисковая активность – естественное состояние младшего дошкольника. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами. Исследовательское поведение для ребенка – главный источник получения представлений о мире, который начинает открываться через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования.
Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Дети по своей природе исследователи. Исследовательское поведение для них - главный источник получения представлений об окружающем мире и его изучении.
Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Доказано, что лучше всего дети усваивают те знания, которые они приобрели в практической деятельности.
Проблема организации экспериментально-исследовательской деятельности в детский садах заключается в отсутствии методических рекомендаций и инструментов, позволяющих педагогам эффективно внедрять исследовательские методы в образовательный процесс.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь, мышление, логика, творческие способности. Нужно не только давать знания, но и подталкивать к тому, чтобы дети сами искали ответы на вопросы, открывали для себя что-то новое и учились на своем опыте.
Объектом исследования является процесс экспериментально-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Этот процесс включает в себя разнообразные формы взаимодействия детей с окружающей действительностью, создание ситуаций для наблюдений и экспериментов, а также способы подачи информации и организации работы с детьми.
Предметом исследования являются методы и приемы, способствующие развитию экспериментально-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Это включает в себя изучение педагогических стратегий, способов организации свободного времени, а также активностей, которые могут быть использованы для внедрения исследовательской практики в повседневное обучение.
Цель данной работы - развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение их в процесс экспериментирования в повседневной и в организованной образовательной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- подобрать познавательный, игровой материал, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
- способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
- формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
- вызывать чувство удовлетворения от проделанной работы.
Гипотеза заключается в том, что экспериментированием можно заниматься не только со старшими, но и с младшими дошкольниками.
Экспериментально-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста требует использования разнообразных ресурсов, которые помогут развивать их любознательность, мышление и творческие способности.
- Социальные ресурсы: сотрудничество с родителями, вовлечение их в процесс, обмен мнениями и идеями. Привлечение педагогов из других групп и детских садов для проведения мастер-классов.
- Информационные ресурсы: справочники, пособия с описанием активных методов обучения и опытов, тематические пособия с готовыми проектами и экспериментами, сказки и истории, которые вдохновляют детей на исследовательскую деятельность, вызывают интерес к вопросам.
- Материальные ресурсы: наборы для опытов с безопасными химикатами, смартфоны для документирования процесса исследований и результатов экспериментов.
- Интернет и цифровые ресурсы: веб-ресурсы и онлайн-курсы могут предложить идеи экспериментов и методики проведения исследований.
- Природные ресурсы: вода, бумага, камни, фрукты, овощи, ягоды.
- Бытовые предметы: различные емкости, пипетки, трубочки.
- Образовательные ресурсы: игровые приложения, направленные на развитие исследовательских навыков.
Использование данных ресурсов поможет создать благоприятную среду для экспериментально-исследовательской деятельности, которая будет способствовать развитию у детей навыков исследования, наблюдения, что является важной частью их общего развития.
Проект «Юный исследователь» включает в себя три этапа реализации: подготовительный, основной, заключительный.
Последовательный перечень этапов проекта.
Подготовительный этап.
Изучение литературы и методических рекомендаций по экспериментально-исследовательской деятельности.
Определение целей, задач и актуальности данного проекта.
Оценка уровня познавательных интересов, способностей и потребностей детей, с которыми будет проводиться работа.
Проведение индивидуальных бесед, анкетирования с родителями на тему: «Нужны ли детям эксперименты».
Организация развивающей предметно-пространственной среды по формированию познавательных интересов дошкольников совместно с родителями.
Разработка плана работы на период проекта.
Подбор материалов и средств. Определение необходимых материалов для проведения экспериментов и наблюдений. Создание картотеки опытов.
Проведение бесед с детьми по соблюдению техники безопасности при проведении экспериментов.
Основной этап.
Введение в экспериментальную деятельность. Вовлечение детей в процесс исследования через игры и беседы.
Организация наблюдений. Проведение серий наблюдений за явлениями природы и повседневной жизнью, направленных на углубление интереса к окружающему миру.
Проведение экспериментов. Реализация запланированных экспериментов, в которых дети смогут участвовать в процессе исследования и делать выводы.
Заключительный этап.
Оценка результатов проекта. Проведение анализа достигнутых результатов, оценка уровня познавательных интересов и исследовательских навыков детей.
Проведение рефлексии. Обсуждение с детьми их впечатлений о проведенных экспериментах и наблюдениях, закрепление новых знаний, приобретенных в процессе исследований.
Подготовка итогов проекта и оценка дальнейшей перспективы развития. Создание документа, в котором будут отображены результаты работы, а также выводы и рекомендации по дальнейшему развитию экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду.
Организация итоговой фотовыставки о проделанной работе, мастер-классов для детей и педагогов из других групп.
Перспективный план работы по проведению экспериментально-исследовательской деятельности.
№ п/п Дата проведения Название эксперимента Цели
эксперимента Материалы
Ответственные за проведение
1. 05.12.2022
«Узнаем,
какая вода»
Рассказать детям, что вода прозрачная, не имеет запаха, льется. Вода, емкости.
Педагоги,
родители.
2. 15.12.2022
«Окрашивание
воды»
Показать детям,
что вода может окрашиваться в различные цвета.
Вода, баночки с крышками, гуашь, лопатка для нанесения гуаши.
3. 29.12.2022 «Как вода гулять отправилась» Дать представление о том, что воду можно собирать различными предметами. Емкость с водой, губка, тряпка, пипетка, салфетка.
4. 09.01.2023
«Легкий-тяжелый»
Показать детям,
что предметы могут легкими и тяжелыми.
Емкость с водой, камень, бумага, пластмассовый и деревянный кубики, листок бумаги. Педагоги, родители.
5. 16.01.2023 «Воздух»
Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и помочь обнаружить его. Коктейльная трубочка, емкость с водой.
6. 27.01.2023
«Игры с воздушным шариком»
Показать детям,
что воздушные
шары можно надуть нетрадиционным способом. Пластиковая бутылка (объем 0,5, сода, лимонная кислота, вода, воздушный шарик. Педагоги, родители.
7. 01.02.2023 «Почему кораблики не плавают» Познакомить детей с природным явлением: ветром. Емкость с водой, бумажные кораблики.
8. 13.02.2023
«Свет повсюду» Показать значение света, рассказать, что источниками света могут быть природные источники
(луна, солнце, искусственные (лампа, фонарик). Пустая коробка, фонарик, картинки с изображением солнца и луны.
9. 27.02.2023 «Мыльные пузыри» Показать детям нетрадиционные способы надувания пузырей. Жидкость для мыльных пузырей, емкость, коктейльные трубочки. Педагоги, родители.
10. 01.03.2023
«Как растения пьют воду»
Наглядно показать детям при помощи бумажных цветов как растения впитывают воду. Вырезанные из бумажных полотенец цветы со стеблем, гуашь, вода, лопатка для смешивания, скотч, маленькие емкости для цветной воды.
11. 13.03.2023 «Проращивание семян в блюдце с водой и без воды»
Рассказать детям, что вода играет важную роль в жизни растений. Блюдце, семена овощей, вода.
Педагоги, родители.
12. 30.03.2023
«Ожившая веточка» Наблюдать за появлением листочков на веточке, поставленной в воду. Ваза с водой, веточка любого дерева.
13. 03.04.2023 «Красящие вещества овощей» Познакомить детей с тем, что у овощей есть сок, он имеет цвет. Два вида овощей-свекла, морковь, тарелка, емкость с водой, пипетка, листы бумаги.
14. 14.04.2023 «Красящие вещества ягод» Познакомить детей с тем, что у ягод есть сок, он имеет цвет. Два вида ягод-смородина, черника, пипетка, емкость с водой, листы бумаги, ватные палочки.
15. 28.04.2023 «Вулкан на столе» Познакомить детей с природным явлением-вулкан, наглядно показать его действие. Макет вулкана, сода, лимонная кислота, жидкое мыло. Педагоги, родители.
16. 11.05.2023 «Волшебный песок» Познакомить со свойствами песка (состоит из мелких песчинок, бывает сухой и мокрый). Песок, формочки для песка, совочки.
17. 22.05.2023 «Солнечный зайчик» Вызвать интерес к появлению солнечного зайчика. Зеркало.
18. 31.05.2023 Фотовыставка «Юный исследователь» Проведение итоговой фотовыставки по результатам проделанной работы. Фотографии. Педагоги, родители.
Ожидаемые результаты проекта.
По итогам проведенной деятельности можно предположить следующие результаты.
Дети:
• дети проявляют устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
• при помощи взрослого могут использовать свои способности в проведении эксперимента;
• с интересом включаются в предложенные педагогом эксперименты;
• развивают мышление, внимание, речь, творческие способности.
Педагоги – участники проекта :
• повышают свой профессиональный уровень;
• применяют полученные знания в работе с детьми и родителями;
• наводящими вопросами помогают детям сделать выводы о проведенном эксперименте;
• информируют родителей о проделанной работе;
• организуют итоговую выставку.
Родители:
• повышают свой педагогический опыт;
• на протяжении всего проекта являются его заинтересованными участниками;
• помогают в подготовке материалов, при желании участвуют в эксперименте;
• обсуждают с детьми результаты проделанной работы;
• делятся личными впечатлениями;
• участвуют в подготовке итоговой выставки.
По окончанию проекта, анализируя полученные данные, мы отметили, что ведение исследовательской деятельности с младшими дошкольниками требует особого подхода. Важно создать такие условия, чтобы этот процесс вызывал у детей интерес. Для этого нужно создать специальные уголки исследования, обеспечив доступ к различным материалам и ресурсам.
Необходимо начинать работу с простых вопросов, которые будут стимулировать детей к исследовательской деятельности. Для того, чтобы заинтересовать детей, мы рекомендуем использовать игровые ситуации и наблюдения. В проведении эксперимента объясняйте детям каждый ваш шаг. Поддерживайте любую инициативу, которую проявляют дети, поощряйте их независимо от результатов. Расширяйте картотеку опытов в зависимости от возраста детей. А также проводите мероприятия по обмену опытом с детьми из других групп.
Таким образом, гипотеза о том, что экспериментированием можно заниматься не только со старшими, но и с младшими дошкольниками, подтвердилась. Поддерживая у детей проявление любопытства и желание учиться, мы закладываем основы для их будущих познавательных интересов и навыков.
При оценке экспериментально-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста важно учитывать несколько критериев, которые помогут определить уровень достижения целей проекта. Вот основные критерии оценки:
1) Уровень познавательной активности:
• проявление интереса к исследованию, любознательности, заинтересованности;
• активное участие в проведении исследовательской деятельности.
2) Навыки работы в команде:
• умение работать в команде;
• способность делиться обязанностями.
3) Навыки наблюдения и анализа:
• умение при помощи педагога делать несложные выводы и проводить наблюдение за живой и неживой природой.
4) Социальные и эмоциональные:
• умение преодолевать трудности и неудачи во время проведения экспериментов.
5) Соответствие проектному требованию :
• полученные знания и умения соответствуют программным требованиям для данного возрастного этапа.
6) Отзыв родителей и педагогов:
• по завершении экспериментально-исследовательской от родителей и педагогов были получены положительные отзывы, а также рекомендации по дальнейшей реализации проекта.
Заключение
Целью данной работы было развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение их в процесс экспериментирования в повседневной и в организованной образовательной деятельности. Для реализации проекта была изучена литература и методические рекомендации по экспериментально-исследовательской деятельности.
Конечным продуктом проекта стала фотовыставка «Юный исследователь», организованная педагогами и родителями. А также набор вспомогательных материалов: картотека опытов, пособия по экспериментальной деятельности, правила проведения экспериментов.
Разработанный и реализуемый нами проект может быть использован в других образовательных учреждениях. В дальнейшем мы планируем дополнить картотеку опытов, которые можно проводить с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Предложенные нами идеи исследовательской деятельности не сложные, не требуют большой подготовки. Они могут быть включены в образовательный процесс как в полном объеме, так и отдельными блоками и занятиями.
Используемая литература:
1. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
2. Иванова А. И. Организация детской исследовательской деятельности. Методическое пособие. - ООО «ТЦ Сфера», 2017
3. Савельева О. В., Заремба Ю. И. Юные исследователи
4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. Айрис-пресс, 2008
5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование; ФГОС