Елена Подосёнова
Долгосрочный проект «Второе дыхание»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный проект был нацелен на профилактику синдрома профессионального выгорания среди педагогов ДОУ, а так же повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
Технологическая карта проекта
Учитесь удивлять собой,
Во всем ищите ДОБРЫЕ начала,
И споря с трудною судьбой
Умейте начинать сначала.
Споткнувшись, самому вставать,
В САМОМ СЕБЕ искать опору,
При быстром продвиженьи в гору
Друзей в пути не растерять!
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде.
Публикация «Долгосрочный проект „Второе дыхание“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Ищите лишь ДОБРО везде.
Особенно упорно в ТЕХ,
КТО РЯДОМ!
Тип проекта Информационно-практико-ориентированный,
психолого-просветительский.
Автор проекта Подосёнова Е. В. педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад №1»
Исполнители
- Педагог-психолог;
- Пед. коллектив.
Участники проекта
Педагогический коллектив.
Продолжительность
проектной
деятельности
Долгосрочный проект
Постановка проблемы
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.
В настоящее время важность работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса не вызывает сомнений. Известно, что работа педагогов связана с большими нагрузками. Речь идёт в основном об обстановке на работе, требующей постоянного внимания и напряжения, большом количестве контактов с разными людьми, необходимости быть всегда в «форме», отсутствии эмоциональной разрядки. Специфика работы педагогов требует от них активизации всех физических и душевных сил, а увеличение стажа работы и возраста приводит к накоплению усталости, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, эмоциональному выгоранию. При синдроме «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей. Синдром «выгорания» - весьма серьёзное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов. Опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать!
Всё это отрицательно влияет на эффективность профессиональной деятельности самого педагога. Поэтому выгорание как проблема попадает в поле зрения не только психологов, психотерапевтов, но и работодателей, заинтересованных в энергичных сотрудниках. Только психологически здоровый педагог может правильно общаться с детьми и воспитать здоровую личность.
По запросу администрации нашего детского сада было проведено диагностическое обследование на выявление признаков профессионального выгорания у педагогов и специалистов, работающих с детьми. В ходе него были получены результаты, дающие представление о неблагоприятном состоянии психологического здоровья среди педагогов нашего дошкольного учреждения. Для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, напряжённость, слабый уровень активности в социальных контактах, неумение снимать эмоциональное перенапряжение, возможные проявления депрессивного состояния.
Встал вопрос о необходимости проведения профилактической работы психолога с педагогическим коллективом. Определены основные направления профилактики профессионального выгорания сотрудников:
• психологическая поддержка;
• психологическое консультирование;
• психологическая коррекция.
Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым создать проект «Второе дыхание», посвящённый профилактике профессионального выгорания.
Обоснование актуальности проекта
Итак, актуальность данной темы обусловлена:
Увеличением количества педагогов, имеющих синдром профессионального и психического выгорания;
Влиянием психического выгорания педагога на эмоциональное состояние детей и психологический климат нашего дошкольного учреждения;
Истощением эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека (приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; исчезают положительные эмоции, проявляется отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возникают недоумения с сотрудниками по работе; появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам; притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становиться равнодушным ко всему; безразличие ко всему)
Ухудшением физиологического состояния человека
(возникновение и обострение хронических заболеваний органов и систем: сердечно – сосудистой, нервной системы, желудочно – кишечного тракта и т. д.)
Новизна
Данный проект можно рассматривать как «модель группового психологического консультирования», где основными методами являлись: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры, игротренинги и т. д. Каждая встреча разработана в форме тренинговых занятий, в ходе которых, участники погружаются в мир позитива, хорошего настроения, чего-то интересного, увлекательного и познавательного.
Принципы реализации проекта
Принцип добровольного участия;
Коллективизма, дружеского отношения друг к другу;
Партнерства, тесного сотрудничества;
Самореализации, выражение положительных эмоций;
Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
Единство содержания форм и методов работы;
Принцип системности и последовательности.
Цель проекта
Профилактика и преодоление синдрома профессионального выгорания среди педагогов ДОУ, повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
Задачи
1. Улучшать психологический климат в ДОУ, создавая условия для доброжелательных и доверительных взаимоотношений;
2. Повышать уровень сплоченности педагогического коллектива;
3. Способствовать позитивному настроению, повышая мотивацию к благоприятной педагогической деятельности;
4. Повышать уровень эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов педагогической деятельности и способности к стрессоустойчивости;
5. Накапливать эмоционально-положительный опыт, развитие интереса к себе, способности к саморегуляции своего эмоционального состояния.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
• Постановка проблемы, анализ запроса администрации ДОУ, а так же и со стороны педагогов;
• Сбор и систематизация необходимой информации, подбор практического материала;
• Разработка проекта в целом.
Диагностический этап:
Диагностическое обследование на выявление признаков профессионального выгорания у педагогов и специалистов, работающих с детьми.
- Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания;
- тест оценки эмоционального выгорания;
- «Оценка эмоционального состояния» В. В. Бойко.
Коррекционно-профилактический этап (основной):
План работы см. ниже.
Заключительный этап:
• Подведение итогов реализации проекта (коллективный анализ проделанной работы, согласование в необходимости продолжения работы в этом направлении);
• Конечным продуктом проекта будут ожидаемые результаты см. ниже.
- Презентация проекта «Второе дыхание» на педагогическом совете.
Ожидаемый результат
Предполагаем, что реализация данного проекта способствует:
Устранению эмоциональной напряженности в коллективе, ослаблению проявлений утомления;
Улучшению психологического климата в ДОУ в целом;
Овладению навыками стрессоустойчивости и саморегуляции личности педагога;
Повышению уровня сплоченности педагогического коллектива;
Активизации оптимистического настроя на профессиональную деятельность, укреплению уверенности в себе и «антивыгорания».
Список использованной литературы
• Ларенцова Л. И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стаматологов // Клиническая стоматология, 2003, №4, С. 82-86.
• Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т. 22, № 1, С. 90-101.
• Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. – 672 с.
• Трунов Д. Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998, № 8, С. 84-89.
• Формалюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6, С. 57-64
• Лободин В. П. Как сохранить здоровье педагога. -М., 2005г.
• Правдина Н. Я. Я привлекаю успех: Как достичь успеха и реализовать свои желания, получая удовольствие. -И. К. «Невский проспект».-СПб. :2003г.
• №6, 2009г. – «Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить» В. Шебеко, Е. Семенова;
• №4, 2008г. – «Эмоциональная культура педагога- залог его здоровья».
Журнал «Справочник старшего воспитателя»
• №7, 2008г. -«Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»;
• №1, 2009 «Профилактика профессиональной стагнации педагогов ДОУ»
• №6, 2008г. Тренинг общения «Познай себя»
Ссылки сети Internet:
1. http://www.elitarium.ru
2. http://www.kcsokapotnya.ru/programs/44-program-staff-burnout
3. http://www.popsy.ru/articles/full/stati/kak_predotvratit_sindrom_emotcionalnogo_vigoraniya/
4. http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200601609