Миргамидова Зарифа Сагитовна
Долгосрочный проект во второй младшей группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Трудно переоценить роль семьи в воспитании детей. Именно в семье дети преображают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. С каждым годом возрастает количество неблагополучных семей: незаинтересованность родителей в воспитании ребёнка, жестокое обращение с детьми, конфликты между членами семьи. Дошкольным учреждением накоплен значительный опыт в организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей.
Публикация «Долгосрочный проект во второй младшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
Актуальность:
Семья имеет первостепенное значение в жизни каждого человека. Именно семья является институтом первичного воспитания и обучения детей. В семье закладываются первые представления нравственного восприятия мира, основы морали, отношение к людям. Только в семье дети получают понятие родства, уважения и любви к близким.
Современное время и ритм жизни, в котором мы живем, диктует свои правила, которые порой негативно сказываются на детях и на семье в первую очередь. Родителям все чаще не хватает времени на то, чтобы провести с детьми как можно больше времени, однако, несмотря на это они все же стараются каждую свободную минуту посвятить ребенку.
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Современное общество нуждается в воспитании у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Знание своей фамилии, имени и отчества своих родителей, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.
Проблема:
Отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье, отсутствие семейных традиций в семьях воспитанников, неумение родителей строить партнерские, доверительные отношения со своими детьми.
Цель: расширить представления детей о семье через организацию разных видов деятельности
Задачи:
1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении.
2. Продолжать знакомить детей с профессиями.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
5. Создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.
6. Воспитать у дошкольников уважительное отношение к семейным традициям;
Продолжительность: Долгосрочный.
Вид проекта : Познавательно исследовательский
Участники: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта : ноябрь, декабрь, январь, февраль, март.
Образовательные области:
1. Художественно-эстетическое развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Физическое развитие;
5. Социально-коммуникативное развитие.
При реализации проекта были использованы следующие формы работы:
1. Чтение познавательной и художественной литературы;
2. Творческая деятельность;
3. Игровая деятельность;
4. Беседы;
5. Подвижные игры.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представления детей о своих родителях (где и кем работают, любимые их занятия и увлечения и т. д., о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек (где живут, кем приходятся и т. д.)
2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению доверительных детско-родительских отношений.
3. Приобщение к совместному творчеству,
4. Развитие положительных эмоций.
Продукты проектной деятельности :
1. Праздничный плакат «С Днем мамы»;
2. Стенгазета «Моя семья это счастье»;
3. Фотоальбом «Моя семья» (фотографии детей и родителей).
4. Изготовление подарков для мам «Цветок доброты»
5. Выставка поделок «Новогодний сундучок» (совместное творчество детей и родителей)
6. Новогодний утренник «Волшебное яблоко»
7. Изготовление подарков для пап и дедушек к 23 февраля «Самолет»
8. Праздничный плакат для пап и дедушек «С 23 февраля»
9. Утренник в 8 марта «Бабушкин сундучок»
10. Изготовление подарков для мам и бабушек «Весенний букет»
11. Праздничный плакат для мам «8 Марта!»
Предварительная работа:
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение участников проекта.
3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
4. Подготовка необходимого оборудования.
5. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
6. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту.
1 этап. Подготовительный
1. Составление паспорта проекта.
2. Опрос детей «Что я знаю о семье?»
3. Анкетирование родителей по теме «Моя семья»
4. Создание развивающей среды: подбор художественной литературы, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности; дидактических игр.
5. Изготовление фотоальбома «Моя семья»
6. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Основной этап
1. Проведение с детьми бесед;
2. Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
3. Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).
4. Рассматривание картин, рисование рисунков, изготовление подарков для бабушек, мам, пап и дедушек.
5. Совместная работа детей и родителей «Новогодний сундучок»,
3 этап. Заключительный
1. Беседа о семье с целью закрепления знаний;
2. Стенгазета «Моя семья - это счастье!»
3. Утренник в 8 марта «Бабушкин сундучок»
Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Моя семья- это счастье!» :
1этап. Подготовительный
1. Анкетирование родителей по теме «Моя семья»
2. Опрос детей «Что я знаю о семье?»
2этап. Практический
Ноябрь – Декабрь
• Дидактические игры: «Я люблю своих родных», «Мой адрес», «Магазин вежливых слов»
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «К нам гости пришли», «Автобус», «Магазин»
• Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», С. Георгиев «Бабушкин садик», Д. Габе «Мама», Е. Серова «Папа дома», Е. Благинина «Посидим в тишине», С. Баруздин «Мамина работа».
• Пальчиковые игры: «Моя семья», «Семья», «Мальчик-пальчик».
• Словесная игра «1, 2, 3, 4 Кто живёт у нас в квартире?»
• Настольно-печатная игра: «Знаю все профессии»
• Аппликация подарок для мам «Цветок доброты»
• Выставка поделок «Новогодний сундучок» (совместное творчество детей и родителей)
Январь - Март
• ООД ознакомление с окружающим миром «Моя семья»;
• Рисование «Украсим фартук для бабушки».
• Дидактические игры: «Я люблю своих родных», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Как мы живем в детском саду», «Дарю подарки», «Мое имя», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы».
• Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Посидим в тишине», Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Русская народная сказка «Три медведя», О. Чусовитина «Самый лучший папа», С. Капутикян «Моя бабушка», В. Чёрная «Хорошая внучка», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», А. Н. Толстой «Бабушка и внучка», белорусская сказка «Пых», С. Я. Маршак «Тихая сказка».
• Заучивание стихотворений о маме - по сценарию праздника
• Заучивание пословиц о маме: «Птица рада весне, а младенец матери», «Нет милее дружка, чем родная матушка».
• Развитие связанной речи: Составление рассказа «Моя семья» (по фотографиям).
• Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник».
• Конструирование: «Домик», «Мебель для дома».
• Рисование: «Мой дом».
• Аппликация «Весенний букет», «Самолет»
• ОБЖ Игровая ситуация «Помогаем маме…» - Соблюдение правил безопасности при организации труда
• Игры-драматизации по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Репка»; Кукольный театр «Теремок».
• Беседа «Где работают мои родители»
• Разучивание песен о маме, о семье.
• Настольно-печатные игры «Мой дом», Лото «Знаю все профессии».
• Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
• Пальчиковые игры: «Моя дружная семья», «Стирка», «Помощники»
• Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»
• Работа с родителями: Консультация «Роль отца в семье и воспитании ребенка»
3этап. Заключительный
1. Беседа о семье с целью закрепления знаний;
2. Стенгазета «Моя семья - это счастье!»
Список используемой литературы.
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2015 г.
2. Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е. К. Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика – синтез, 2008г.
3. «Твоя родословная» В. С. Мартышин. Учебное пособие. М. : Школьная пресса, 2000г.
4. Журнал Дошкольное воспитание – 2005Г., №3 «Родовое дерево»
5. «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2012.
6. Интернет ресурсы