Алена Соколова
Долгосрочный проект «О часах»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность реализации проекта
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
Публикация «Долгосрочный проект „О часах“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Часы, время. Проекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать, как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли.
В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Часы».
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Тип проекта : творческий, информационно – исследовательский, краткосрочный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Проблема: имеющиеся у детей знания о времени, мерах измерения в значительной части неполны, единичны; разные по значению временные представления совмещены, не усвоены практические способы пользования ими, слабо развито «чувство времени».
Ожидаемые результаты
- внедрение в практику работы с детьми методов проектной деятельности;
- сформированность потребности к познанию истории и своего прошлого;
- расширение кругозора детей;
- получение новых знаний;
- пополнение словарного запаса;
- приобретение детьми обобщенных способов исследования объектов;
- развитие логического мышления детей в процессе установления связей и отношений между системами объектов и явлений;
- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Сроки проведения: август – ноябрь 2015 год.
Цель проекта : развивать интеллектуально – творческий потенциал личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательской деятельности и развития исследовательских способностей.
Задачи проекта :
Развивающие:
- Развивать представление о времени.
- Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Обучающие:
- Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
- Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
- Научить отражать абстрактные понятия о времени. В конкретных действиях в различных видах деятельности. В рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитывающие:
- Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива: через участие в проектной деятельности.
- Формировать умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.
- Воспитывать желание «беречь» время.
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный
- Изучение проблемы, разработка мероприятий.
- Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
- Разработка содержания проекта "Волшебный мир часов"
- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы»
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Подготовить оборудование для изготовления водяных часов,
огненных часов, цветочных часов.
- привлечение родителей к поиску необходимой информации
по данной теме;
- подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме;
- подбор материалов для проведения исследования;
- подбор материалов для проведения игровой деятельности детей;
- работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).
2 этап – основной
Исследование 1
Во втором этапе на протяжении исследования в течение всего времени пребывания детей в детском саду проводились беседы: «Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по-разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах»; чтение рассказов: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)», «Самые известные часы в мире». На темы происхождения часов и способов измерения времени. Как человек научился определять примерно время с помощью солнца, луны, звезд, воды, песка и своих физических ощущений, наблюдение за распусканием цветов, пением птиц.
Во время бесед, чтения постепенно, на доску вывешивались иллюстрации с изображением часов разного вида и формы.
Для закрепления полученной информации мы отправились в наш Вейделевский краеведческий музей. Специалист музея и экскурсовод подробно познакомил нас с происхождением и зарождением времени на земле. Детям было очень интересно, потому что работа механизма часов похожа на работу организма человека. Если все слажено работает, то утомление и поломки не возникнут. Рассказали, что некоторые часы нуждаются в том, чтобы их постоянно заводили, иначе они могут остановиться, и что тогда произойдет. Была создана проблемно-игровая ситуация «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
.
Исследование 2
(Домашнее творческое задание для детей и родителей)
Дети подготовили совместно с родителями рассказы о водных, песочных, старинных часах. Во время написания мы узнали много нового и интересного. Например, у Ермаковой Арины оказалось, что часы, пылившиеся много лет в сундуке бабушки, оказались ценной вещью. Их вручили ее прадедушке за боевые заслуги перед родиной. И если бы не интерес ребенка научится определять время и не терять его напрасно, и не узнала, может и что за часы у нее дома.
Принесенные работы мы оформили в папку с домашними фотографиями детей во время работы с детьми.
После прочтения принесенных нами работ мы предложили собрать свою коллекцию. Рассказали, что дома у нас много разных интересных видов часов. И мы могли бы принести их в детский сад.
Экспонаты часов при помощи родителей и воспитателя нашей группы быстро были собраны. И мы создали мини-музей нашей группы.
Исследование 3
После того как по изучению энциклопедий об истории происхождения часов мы узнали, что были такие часы как водные и цветочные. У нас возникло желание, а как их сделать. С этим вопросом мы обратились к воспитателю. Обсудили, какие материалы нам понадобятся для изготовления.
Взяли для изготовления пластиковые бутылки, пластилин, восковые свечи маленькие и большие, компакт диски, гуашь, кисти.
Первые часы, которые мы сделали, были солнечные. Мы вынесли их на улицу в солнечную погоду. Они округлой формы из плотного картона закрепили на пень, находящийся на участке. В средине приделали в круглое отверстие в средине диска (которое было вырезано заранее) вставили палочку. С помощью воспитателя определили стороны горизонта, чтобы правильно установить часы. На протяжении всей прогулки мы наблюдали за перемещением тени палочки она медленно, но меняет свое направление. Но эти часы не эффективны в пасмурную погоду. И с прогулки по нашим часам мы вернулись раньше на 20 минут, чем обычно. Оказалось, они показывают время не точно и не надежный у них способ определения времени.
Далее мы изготовили цветочные часы. Для начала изучили научную литературу при помощи воспитателя. Узнали, в какое время каждый цветок нашей местности распускается, рассмотрели иллюстрации.
Все дети взяли компакт диски с помощью кисти нанесли гуашь на поверхность диска. Потом пока диск высыхал, мы вырезывали распечатанные фото видов цветов и птиц. Эти картинки расположили на диске на тех местах, где примерно должны были быть цифры. С помощью картона и ножниц сделали стрелки и закрепили их на диске болтиком и гайкой. Получились замечательные часы.
6.00 - 6.30
Картофель
Лен многолетний (Linum perenne)