Шолпан Габденова
Долгосрочный проект «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект по теме :
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
подготовительная группа «Радуга»
Проект разработал :
Габденова Ш. М.
Октябрь 2023г.
Введение
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Окружающий мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему объектами окружающей среды позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира приходит на помощь экологическое воспитание, которое является одной из основных сторон дошкольного образования. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.
Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.
Какое значение для дошкольников имеет экологическое воспитание?
• вырабатывает ответственность за сохранение природы;
• воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту;
• дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;
• предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;
• направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.
Вариантов и форм воспитания экологической культуры у дошкольников множество. Нами был использован метод проекта. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в экологическом воспитании детей, с помощью которого «строится» фундамент умственного и эмоционального развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе и в дальнейшей жизни.
Проектом предусмотрен объект исследования, которым выступает живая природа – деревья, произрастающие на территории детского сада и города Суровикино, предметом исследования являются листья разных деревьев территории детского сада и села Журавского.
Актуальность создания данного проекта состоит в том, что, экологическое воспитание, прежде всего, - это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом и потомкам, которым нужно оставить землю, пригодной для полноценной жизни. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения, а воспитывается.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Изучение растений начинается еще в детском саду: детям рассказывается о многообразии растительного мира, об особенностях растений, об их вреде и пользе для человека и животных. Но никакая фотография не сравнится с настоящим растением, которое ребенок сам нашел и засушил. Детям дошкольного возраста сложно запомнить названия деревьев. Гербарий, созданный вместе с детьми, в этом поможет.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта по созданию гербария, как средства ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного села и края.
Новизна проекта. Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.
В свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня возникает необходимость использования современных педагогических, инновационных, информационно-коммуникационных технологий образования, которые способствуют повышению качества, доступности и эффективности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, развивать эмоциональный интеллект, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Гипотеза проекта. Если создать благоприятные условия для развития самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности по накоплению представлений об окружающем мире, то можно расширить кругозор ребенка и узнать:
- что листья разных растений имеют разный внешний вид;
- при правильном засушивании они не теряют цвет и форму.
Цель проекта : создание гербария осенних листьев деревьев, произрастающих на территории детского сада и города Суровикино.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для формирования и развития познавательных и исследовательских способностей у детей дошкольного возраста, направленных на формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностного отношения к природе, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.
Тактические цели:
1. Сформировать стойкий интерес дошкольников к изучению окружающего их мира.
2. Организовать психолого-педагогическую поддержку в детском коллективе.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с понятием «гербарий» (сбор, засушка, оформление).
2. Расширить представления детей о деревьях, растущих на территории нашего детского сада и города Суровикино.
3. Приобщить дошкольников к процессу познания.
4. Развивать наблюдательность, память, связную речь.
5. Развивать творческие способности ребёнка через формирование экологических знаний.
Ожидаемые результаты проекта :
для детей :
• дети станут более инициативными в изучении растений, научатся осознанно задавать вопросы, рассуждать и находить ответы из наблюдений, исследований;
• дети запомнят названия деревьев и смогут узнавать их по листьям, увидят изменение окраски и состояния листвы с наступлением осени;
• дошкольники получат новые знания о видах деревьев, а также возможность проявлять большую активность, любознательность, самостоятельность, инициативу в действиях.
для педагогов:
• пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми и материалом по экологическому воспитанию;
• создание условий, обеспечивающих эффективное использование гербария;
• расширить свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик, повышение уровня сплоченности детей;
• совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах экологического воспитания дошкольников, повышения качества педагогического труда.
для родителей:
• получение методических рекомендаций по развитию у детей познавательно-исследовательских способностей;
• повышение уровня педагогических знаний родителей по данной теме;
• проявляют интерес к дальнейшему сотрудничеству с детским садом и развитию детей.
Участники реализации проекта : дети дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители.
Принципы для проекта :
1. Принцип развивающего образования. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
3. Принцип доступности - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме.
4. Принцип гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.
5. Принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
Пути решения проекта :
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап
- Определение актуальности проекта, постановка цели, задач проекта.
- Изучение методической литературы, интернет-ресурсов, подбор материала.
- Составление перспективного плана совместных действий с детьми и родителями. 05.10.2023г. – .15.10.2023 г.
2. Практический этап Реализация содержания проекта :
- Совместная образовательная деятельность педагога с детьми: понятие гербарий, сезонные изменения природы осенью
- Поиск и сбор листьев.
- Засушка листьев.
- Оформление наглядного пособия оформление гербария.
- Ознакомление детей с дидактическими играми. 16.10.2023г. – 30.10.2023 г.
3. Обобщающе - результативный этап -Анализ знаний и умений полученных детьми.
- Обобщение и распространение опыта 02.11.2023 г. – 16.11.2023 г.
4. Презентация проекта - Презентация проекта.
- Демонстрация готового гербария. 16. 11.2023 г.
План мероприятий по реализации проекта
№ п/п Направление Тема мероприятия Форма проведения
1. «Физическое развитие»
1 «Найди свое дерево»
2 «Собери листочки в ведерки» (цвет)
4. «Я садовником родился» Игра на свежем воздухе
Подвижная игра
Подвижная игра
«Социально-коммуникативное развитие 1. «Красивые места нашего села»
2 «Прогулка в осеннем парке» Беседа
Рассматривание иллюстрации
33. «Познавательное развитие» 1. Наблюдение за деревьями и сбор осенних листьев на территории детского сада.
2. Сбор осенних листьев в парке города Суровикино.
3. «Тонут ли листья в воде», «Лаборатория Осени»
4. «С какой ветки детки?», «Найди лист такой, как покажу»
5. «Почему листья желтеют?»
6. «Деревья. Которые лечат» Целевая прогулка
Экскурсия
Эксперименты
Дидактическая игра
Беседа
Презентация
4. «Речевое развитие» 1. Чтение стихов и загадок об изменениях в природе, о деревьях.
2. Разучивание песен про осень
3. Чтение художественной литературы (рассказов и сказок) : М. Волошин «Осенью», И. Бунин «Листопад», К. Ушинский «Спор деревьев», Н. Сладков «Осень на пороге» На занятиях и в ходе режимных моментов
5. «Художественно-эстетическое развитие» 1. Рисование красками на темы: «Осеннее дерево»
2. «Письмо Осени»
3. Поделки из осенних листьев
4. Пластилинография «Осенние листья»
5. Гербарий своими руками «Осенние листья» НОД по рисованию
НОД по аппликации
Ручной труд
НОД по лепке
Выставка
6. Работа с родителями 1. «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам экологического воспитания дошкольников»
2. «Как привить ребенку экологическую культуру?»
3. «Гербарий своими руками: советы и секреты»
4. «Музыка осени» Анкета
Консультация, памятка
Папка – передвижка
Поделки из природного материала
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, создание центра по экологическому воспитанию);
2. Подбор литературы по теме «Гербарий»; наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
4. Подборка дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр;
5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Критерии оценивания проекта :
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Риски и пути их преодоления
Риски при реализации проекта Способы преодоления
Недостаточная мотивация воспитанников в личностном самосовершенствовании. Индивидуальная работа с каждым воспитанником, создание ситуации успеха.
Низкая активность родителей в реализации задач проекта. Индивидуальное собеседование с родителями, привлечение к проведению групповых мероприятий.
Выводы:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений об экологических эталонах, преобразована предметно – развивающая среда. Во многом благодаря этому, у детей вырос уровень познавательно-исследовательского развития и восприятия.
Родители получили методические рекомендации и консультации по созданию условий для развития познавательно-исследовательской активности детей.
Все вышеперечисленное еще раз доказывает практическую значимость данного проекта. В перспективе развития проекта планируется дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование экологических эталонов, дополнение системы дидактическими играми и материалами, а также продолжение работы по использованию инновационных и проектных технологий по познавательно-исследовательскому развитию.
В целом проект с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонне развитой личности ребенка, но и даст толчок для развития познавательной и исследовательской деятельности, развития речи, взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.
Обычная прогулка в детском саду может превратиться в интересное и познавательное приключение, во время которой вы можете создать свою коллекцию растений, не только для познавательных целей, но и для оформления интерьера или для фрагментов детских поделок, открыток, панно, аппликаций. Это не сложное и увлекательное занятие, главное уметь пользоваться дарами природы.
Литература:
1. Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа / авт. сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. -330 с.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – м144 с., 16 л. вкл.
3. Николаев С. Н. Юный эколог 2004г.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.
Памятка
Как привить ребенку экологическую культуру?
Воспитание экологической культуры дошкольников начинается в семье ребенка. Дети копируют поведение своих родителей. Поэтому очень важно чтобы родители объясняли малышу основы экологической культуры и подкрепляли свои слова действиями. Нельзя научить ребенка тому, чего сами родители не соблюдают.
Рассказывайте ребенку о удивительном разнообразии форм жизни на суше и воде. На этом пути вам помогут иллюстрированные энциклопедии и кинофильмы про животных и растения.
Почаще читайте своему ребенку замечательные, добрые рассказы о природе В. Бианки, Л. Толстого, Б. Заходера, Н. Сладкова, М. Пришвина, К. Ушинского. Дети готовы часами зачарованно слушать рассказы взрослых. После чтения побеседуйте с малышом о проблемах героев.
Малыши дошкольного возраста очень отзывчивы. Если вы дадите им возможность почувствовать чужую боль, как свою, – то научите проявлять заботу к тем, кто в ней нуждается. Также, никогда не проходите мимо попавших в беду растений и животных.
Всячески привлекайте и поощряйте участие ребенка в уходе за животными или растениями. Начинать можно с самого простого – полива любимого цветочка или установки кормушек для птичек зимой.
Рассказывайте в доступной форме о проблемах окружающей среды и том, что нужно делать, чтобы их не было.
Летом экологическое воспитание может стать для дошкольников увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг помогут ближе познакомится с типичными представителями местной флоры и фауны.
.
Это расширит знания ребенка об окружающих его животных и растениях. Помогите малышу научится видеть красоту окружающей природы.
Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит играм. Устройте маленький театр с игровыми персонажами – куклами. Пусть герои расскажут о том, как себя нужно вести по отношению к природе. Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями.
Вариантов и форм воспитания экологической культуры у дошкольников множество. Все зависит от вашего желания и вашей фантазии. Но научить ребенка с ранних лет жить в ладу с окружающей средой – это не простая, но очень важная задача.