Юля Васильева
Долгосрочный проект «Сюжетные игры в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект :«Организация сюжетно-ролевых игр»
Проект: «Организация сюжетно-ролевых игр»
Сроки реализации проекта:
(Октябрь 2021 г. – май 2022 г)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Проект состоит из трёх этапов:
I этап. Подготовительный
II этап. Основной
III этап. Заключительный
Содержание:
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий
об окружающем мире»
В. А. Сухомлинский
Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений.
Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным.
В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения.
Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.
Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности, т. е. через игру.
Игра - самая естественная деятельность детей. Она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает,в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.
А чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери».
Проблема:
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
В настоящее время проблема игры стоит перед нами остро, поэтому основной задачей стала задача развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. С этой целью для выполнения данной задачи мы провели анкетирование в результате которого было выявлено ряд проблем.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте определяет развитие всех сторон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития, приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения: ориентирует ребенка в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых людей, в своей полоролевой идентичности. Все это имеет решающее значение в социализации и индивидуализации ребенка.
К сожалению, сегодня сюжетно-ролевая игра претерпела значительные изменения – она уходит из жизни дошкольников. Изменились и условия развития детской игры:
- техническая революция значительно снизила речевые контакты - человеческое общение подменяется телевизионными передачами и компьютером, современными гаджетами;
- социальные изменения в обществе негативно влияют на приоритеты подражания и в семье, и в обществе.
Следовательно, возникла необходимость не только руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого, но и организованного обучения самой игре. Организация сюжетно-ролевой игры требует от педагогов огромного мастерства и педагогического такта. Педагоги направляют игру, не разрушая ее, сохраняют самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.
Проблема проекта: недостаточный уровень владения современными технологиями организации сюжетно-ролевой игры, а именно объединение сюжетов игры в старшем дошкольном возрасте.
Цель:
Развитие сюжетно-ролевой игры, направленной на социализацию и индивидуализацию детей дошкольного возраста через игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить знания и представления педагогов и детей в области развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста, совершенствовать совместную сюжетно-ролевую игровую деятельность взрослого (педагога, родителя) и ребенка посредством творческого объединение сюжетов игры.
2. Организация взаимодействия групп для естественной передачи игрового опыта.
3. Разнообразить развивающую предметно-пространственную среду групповых помещений игровыми атрибутами для сюжетно-ролевых игр с учетом комплексно-тематического планирования.
Гипотеза проекта; основывается на предположении о том, что организация сюжетно-ролевой игры детей 6-7 лет будет успешна при овладении творческим объединение сюжетов игры в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса; организацией взаимодействия детей младшего и старшего дошкольного возраста друг с другом. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:
Возрастные особенности:
Проект рассчитан на старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет. В этом возрасте дети уже способны играть в сюжетно – ролевые игры друг с другом, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Более дружно договариваются о теме игры, распределяют роли между собой. Для развития содержания игры дети могут использовать свои технические умения, например, создать игрушку (атрибут) или необходимую постройку из конструктора. На данном возрастном этапе доступны игры более сложные по содержанию и организации, по продолжительности.
Формы работы с детьми:
Экскурсии;
познавательные занятия;
занятия творческой деятельностью;
игровая деятельность;
совместная деятельность;
чтение художественной литературы и беседа по содержанию;
рассматривание иллюстраций, фотографий и просмотр видеозаписей.
Работа с родителями
Перед началом работы по проекту родители знакомятся с целями, задачами проекта, они должны убедиться в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей.
Родительское участие в реализации поставленных задач:
• помощь в оснащении группы игровым материалом;
• помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм;
• ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Играем вместе с детьми», «Психология режиссерской игры», «Режиссерская игра в жизни дошкольника».
Формы работы с родителями:
Тематические консультации;
педагогические беседы;
анкетирование родителей;
наглядная информация (фото выставки, групповые газеты);
Ожидаемый результат:
1. Обогащение и расширение словарного запаса;
2. Развитие диалогической и монологической речи;
3. Совершенствование и расширение игровых умений детей;
4. Появление умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать;
5. Получение знаний о разных профессиях;
6. Ролевое общение.
I этап. Подготовительный
Готовность педагогического коллектива и родителей к реализации проекта по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Создание психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.
Переход в инновационный режим работы.
Изучение научно-методической литературы, педагогического опыта по организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Подбор и систематизация материалов, сюжетно-ролевых игр.
Диагностика: игровых навыков; игровой среды
Обновить игровые зоны, добавить игры современного и регионального содержания
Создать предметно развивающую среду: подбор литературы, иллюстраций
(профессии, приобрести и изготовить с детьми и родителями атрибуты к сюжетно-ролевым играм
Консультация:
«Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника"
«Роль сюжетно-ролевых игр в развитии детей"
Составление картотеки игр разной направленности и видов деятельности.
отражать в планах работу по организации сюжетно-ролевых игр.
II этап. Основной
план сюжетно- ролевых игр в подготовительной группе.
Дата Название Задачи
Октябрь 1 «Школа»
Чтение художественной литературы 1. Развивать у детей умение самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
2. Формировать умения понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
3. Расширять сферы социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставлять возможности занимать различные позиции взрослых и детей (учитель- ученик).
2 «Юные экологи» 1. Создавать условия и поощрение социального творчества детей, формирование умений распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.
2. Формировать навыки речевого этикета.
3. Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов.
4. Формировать знания детей о значимости работы экологов для сохранения природы, ее социальной значимости.
3 «Этот праздник-День рождения» 1. Формировать совместную деятельность, направленную на качество исполнения ролей.
2. Воспитывать чуткость, внимание к «гостям» и «имениннику». 3. Способствовать закреплению знаний этикета, культурных навыков.
4. Отображать в игре явления общественной жизни.
Ноябрь 1 «Моя семья»
Художественно эстетическое развитие : Рисование цветными карандашами 1. Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.
2. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
3. Способствовать закреплению и развитию ценных нравственных качеств: гуманности, любви, сочувствия.
4. Развивать знания детей о ценности семейных отношений.
2 «Путешествие по Табунам» 1. Закреплять у детей умение действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы- заместители. 2. Способствовать развитию умения действовать по речевой инструкции. 3. Развивать воображение, память, речь; формировать интерес к окружающему, совместным играм.
4. Закрепить представление о селе, его достопримечательностях; воспитывать уважение к людям разных профессий.
3 «Почта России»
Настольные игры: «Разрезные картинки 1. Способствовать развитию умения детей использовать в игре предметы- заместители, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
2. Продолжать ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты.
3. Закрепить умение отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми.
4. Развивать умение действовать с предметами и без предметов, практическое применение знаний о количестве и счете, рассказывать о выполняемых действиях.
Декабрь 1 «ГИБДД» 1. Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью.
2. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор- водитель», «инспектор –пешеход». 3. Развивать диалогическую речь детей.
2 «Ателье. Дом мод» 1. Формировать у детей умение делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.
2. Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого.
3. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения.
4. Развивать диалогическую речь детей.
3 «Театр»
Чтение стихотворений 1. Способствовать обучению детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательные отношения между детьми.
2. Закреплять представления об учреждениях культуры, их социальной значимости.
3. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра. Показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи.
Январь
1 «МЧС»
Чтение художественной литературы 1. Создавать условия и поощрять социальное творчество.
2. Продолжать формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым замыслом и по окончании сюжета снова объединяться в единый коллектив.
3. Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.
4. Развивать речь детей.
2 «Семья» 1. Создавать условия для творческого воспроизведения в игре быта семьи. 2. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
3. Способствовать закреплению и развитию ценных нравственных качеств: гуманности, любви, сочувствия и т. д.
4. Развивать и уточнять знания детей о ценности семейных отношений.
3 «Библиотека»
Чтение художественной литературы 1. Развивать умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. 2. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек.
3. Расширять и уточнять знания о работниках библиотек, развивать память, речь детей.
4. Закрепить правила поведения в общественных местах.
Февраль 1 «Дизайнерская студия» 1. Развивать умение самостоятельно распределять роли, формировать навык речевого этикета.
2. Создавать условия для включения в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты.
3. Продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.
4. Закреплять и уточнять знания детей об окружающей жизни.
2 «Больница»
Художественно эстетическое развитие : Аппликация «Доктор»
1. Закреплять умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом игры и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.
2. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.
3. Воспитывать уважение к труду медицинских работников.
4. Закреплять правила поведения в общественных местах.
3 «Мы-моряки»
1. Развивать умение самостоятельно распределять роли, выполнять соответствующие им действия.
2. Создавать условия для самостоятельного выполнения необходимых построек.
3. Отображать в игре знания детей об окружающей жизни.
4. Формировать навык позитивного общения детей и доброжелательных отношений в группе.
Март 1 «Дочки- матери» 1. Закрепить умение отображать в игре явления общественной действительности.
2. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета обстановку для обыгрывания. 3. Воспитывать уважительное отношение к маминой работе по дому, по уходу за членами семьи и т. д.
4. Развивать умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры.
2 «Путешествие в мир
игрушек» 1. Упражнять детей в умении осуществлять игровые действия по речевой инструкции.
2. Способствовать развитию умения моделировать игровой диалог, определять характеры героев, оценивать их поступки.
3. Развивать воображение, речь, речевую выразительность.
4. Формировать интерес к совместным играм, воспитывать дружеские взаимоотношения.
3 «Студия красоты
«Модница»
Работа с тканью
1. Развивать умение распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
2. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.
3. Способствовать развитию умения создавать необходимое игровое пространство, пользоваться предметами- заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
4. Закреплять знания детей о работе дома моделей, специалистов, работающих в нем, развивать творческое воображение.
Апрель 1 «Экологи» 1. Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым замыслом.
2. Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости.
3. Продолжать формировать навыки речевого этикета.
4. Развивать умение отображать в игре события социальной действительности.
2 «Космическое путешествие»
Художественно эстетическое развитие : Аппликация 1. Способствовать развитию умения самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
2. Закреплять знания детей об исследователях космоса, и специфических условиях труда исследователей.
3. Развивать творческое воображение, связную речь детей.
4. Развивать умение моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы- заместители.
3 «Улицы села»
Художественно эстетическое развитие:рисование 1. Закреплять умение самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. 2. Отражать в игре взаимоотношения между играющими, закреплять знание правил дорожного движения.
3. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, побуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботясь о сохранности техники.
4. Развивать память, речь детей.
Май
3 «Телестудия» 1. Закреплять знания детей о ролевых действиях работников телевидения, показать в игре, что их труд коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.
2. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.
3. Развивать интерес к окружающему, совместным играм детей.
4. Совершенствовать умение творчески развивать сюжет игры.
2 Игры по выбору детей. 1. Совершенствовать умение самостоятельно выбирать игру, определять сюжет.
2. Способствовать закреплению умения самостоятельно подбирать необходимые атрибуты, предметы- заместители, создавать необходимые постройки для обыгрывания того или иного сюжета. 3. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки детей.
4. Совершенствовать умение понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
III этап. Заключительный
Май 2022 - Анализ, обобщение и оформление результатов проекта.
Повышение уровня игровой деятельности старших дошкольников посредством объединения нескольких сюжетов игры.
Дети владеют умением развёртывать в игре разнообразие по последовательности событий, координируя их согласно своему замыслу;
на основе своих знаний об окружающем и игрового опыта, дети изменяют и наполняют содержание игры, увеличивая её длительность;
дети самостоятельно распределяют роли, разрешают конфликтные ситуации в игре;
повышение интереса малоактивных детей к игре, желание брать на себя главные роли.
Оформление аналитических результатов проекта.
Педагогическая диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры.
Оформление стенда «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»
Презентация проекта.
Результаты реализации проекта:
1. Существенное расширение игровых приемов, способов использования игрового оборудования и предметов-заместителей;
2. Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;
3. Самостоятельное инициирование игры, совмещение нескольких сюжетов, творческое развитие игровой ситуации;
4. Значительно возросший интерес воспитанников к сюжетно-ролевой игре;
5. Очевидный воспитательный эффект: повышение культуры поведения, взаимоотношений; развитие наблюдательности; внимания к окружающей действительности; уважение к результатам чужого и собственного труда.
6. Повышение компетенции родителей и педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста.
7. Участие родителей в обогащении предметно-игровой среды; участие родителей в играх детей дома и в детском саду.
Литература и интернет-ресурсы:
1. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. –Магнитогорск : Сфера, 2003.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : 2014.
4. Региональной ообразовательной программой дошкольного образования Республики Дагестан (авторский коллектив программы: Шурпаева М. И., Байрамбеков М. М., Исмаилова У. А., Гришина А. В., Гасанова Д. А., Гусарова Л. Ф., Агабекова С. С., Амирова С. К., Рамазанова Э. А., 2015 г.).Васильева О. К. Образная игрушка в играх дошкольников. М. :Издательство: Детство-пресс, 2003.
5. Методическое пособие А. В. Гришиной «Родной край»
6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. - №6.
7. Гаспарова Е. М Режиссерские игры дошкольника. [Электронный ресурс] –
8. Новосёлова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда детства. Мир «Квадро» // Дошкольное воспитание, 1998. № 4. Жукова Т.
9. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Академия, 1989.
10. Короткова Н. А., Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком. - М., 1990.
11. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.
12. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Гном и Д., 2000.