Светлана Лафицкова
Долгосрочный проект «Сказочная эстафета» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Стимулом для написания проекта стал низкий уровень по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в непосредственно организованной деятельности.
Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества. А в век технического прогресса, когда чтение художественных литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов, происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.
Публикация «Долгосрочный проект „Сказочная эстафета“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Веселые старты. Сценарии эстафет
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Темочки
Паспорт проекта.
1. Наименование проекта «Сказочная эстафета»
2. Разработчик проекта: Калякина О. Н. Лафицкова С. В.
3. Состав участников: Групповой
4. Сроки реализации проекта: Долгосрочный (с октябрь по апрель)
5. Вид проекта: Творческий
6. Участники проекта: Воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников.
7. Образовательная область: «Речевое развитие»
8. Методы: Беседы, чтение, вопросы, игры- викторины, рассматривание иллюстраций, игры- драматизации.
Цель проекта:
Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально - отзывчивой, социально - компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи проекта:
Дети:
- продолжать знакомить со сказками;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
-развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Содержание проекта строится на принципах:
Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Планируемый результат:
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми;
Актуальность:
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские – народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высшие чувства и стремления.
Встреча детей с героями сказок не оставит детей равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации- всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знакомые, но и самое главное- новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне. Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки способствуют развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка.
Предполагаемый результат:
Я предполагаю, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Этапы реализации проекта.
1 этап - подготовительный (октябрь):
-Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
-Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
-Подготовка информации;
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- Определение тематик бесед.
-Разработка содержания проекта: «Сказочная эстафета»
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап – основной (октябрь-апрель):
-Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о сказках
- Работа по плану с детьми, родителями.
- Выполнение проекта.
3 этап - заключительный этап (октябрь - апрель):
- Выставка рисунков «Любимые сказочные герои»
- Викторина «В гостях у сказки»
- Организация книжной выставки «Любимые сказки»
- Развлечение «Русская народная сказка «Теремок»
- Презентация проекта
- Анализ результатов проекта.
Перспективный план.
Социализация.
Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам.
Познание.
Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Коммуникация.
Непосредственно образовательная деятельность по сказкам
Художественная литература.
Чтение, обсуждение и пересказ сказок.
Художественная деятельность.
Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»;
Труд.
Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра. Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Теремок»
Работа с родителями:
Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками». «Роль сказки в формировании нравственности»
Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников». Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Теремок».
План месяц мероприятий:
№ Месяц
проведения Познавательное развитие Деятельность детей в свободное время Взаимодействие с родителями Результат деятельности
1 Октябрь
Загадки «Сказочный герой»
Чтение сказки: «Заюшкина избушка»
Беседа о прочитанной сказке.
Дидактическая игра: «Расскажи сказку по картинке»
Слушание аудиосказки: «Заюшкина избушка»
Игра-драматизация «Заюшкина избушка»
Показ настольного тетра по сказке. - подготовка материала
- игры Консультация для родителей: «Приемы обучения детей рассказыванию»
2 Ноябрь Чтение сказки: «Три медведя»
Беседа о прочитанной сказке.
Слушание аудиосказки: «Три медведя»
Ремонт книг в книжном уголке.
- подготовка материала
- игры Конкурс рисунков совместно с родителями
«Моя любимая сказка»
3 Декабрь Чтение сказки: «Лиса и волк».
Беседа о прочитанной сказке.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Дидактическая игра: «Из какой я сказки?»
Д / И «Чей хвост?»
Теневой театр «Лиса и волк» - подготовка материала
- игры Консультация для родителей: «Знакомство со сказками»
4 Январь Дидактическая игра: «Поиграем в репку»
Театр картинок на столе.
Чтение сказок по запросу детей.
Беседа о сказке.
Показ сказки детям дошкольниками гр. 18 «Репка»
Пополнение библиотеки «Уголок сказки»
- подготовка материала
- игры Пополнение книгами библиотеки группы.
Формирование у родителей желания обогащать знания своего ребенка по выбранной теме.
5 Февраль Чтение сказки «Теремок»
Рисование «Любимый герой из сказки»
Рисование «Любимый герой из сказки»
Д/и: «Кто лишний?» - подготовка материала
- игры Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Теремок».
6 Март Чтение сказки «Маша и медведь»
Беседа о сказке
Показ настольного театра «Маша и медведь»
Слушание аудиосказки: «Маща и медведь»
Лепка «Медведь» - подготовка материала
- игры Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников».
7 Апрель Чтение сказки «Гуси- лебеди»
Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Беседа о сказке.
Аппликация «Герои сказки»
Д/и: «Что сначала, что потом»
- подготовка материала
- игры Консультация для родителей: «Роль сказки в формировании нравственности»
Ожидаемые результаты
- У детей появится интерес к героям стихов и сказок.
- Сформируется бережное отношение к книгам.
- Воспитается культура общения, расширится словарный запас детей.
- Дети освоят умение воспринимать текст на слух, узнавать произведения по отрывкам из них.
- Сформируется навык инсценировать отрывки произведений.
- У детей разовьются коммуникативные способности, умение договариваться, помогать друг другу.
- У детей проявляется интерес к театрализованной деятельности.
- У родителей появится желание знакомить своих детей с различными произведениями.