Анастасия Водопьянова
Долгосрочный проект по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей «Юные интеллектуалы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 43»
Юридический адрес: 141500, Московская область, тел/факс 8(496)26-4-49-31
Г. Солнечногорск, Микрорайон Рекинцо E-mail : sadik _43@mail.ru
Проект
по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей
«Юные интеллектуалы»
Срок реализации проекта : 2 года
Разработал: педагог – психолог
Публикация «Долгосрочный проект по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей „Юные интеллектуалы“» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Водопьянова А. С.
Совместно с воспитателями старших групп №4 Апраксина Л. А. № 6 Залевская О. В. Трефилова Д. В.
и подготовительных групп №3 Сергеева Е. М. Хозяинова В. В. №5 Швыдкова Г. Ф.
Г. Солнечногорск, 2019г
Сроки реализации: Внедрение Проекта работы с одаренными детьми выполнимо с 2019 - 2021 г. Вместе с тем ДОУ не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.
Объект психолого – педагогического сопровождения - Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Цели: Создание условий по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности. Развитие максимальной реализации способностей одаренных детей. Обеспечение психолого - педагогических условий для успешного обучения и развития каждого воспитанника учреждения.
Задачи:
• Поиск и систематизация методов диагностики, форм работы с одаренными детьми по развитию физических, творческих и интеллектуальных способностей.
• Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей;
• Создание условий для проявления творческих и интеллектуальных способностей;
• Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей;
• Совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с одаренными детьми;
• Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада;
• Групповые и индивидуальные психолого- педагогические консультации для педагогов и родителей.
Ожидаемые конечные результаты проекта :
1. Полный охват одаренных дошкольников участием в разнообразных видах и формах деятельности состязательного и творческого характера, организуемых на различных уровнях;
2. Совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей;
3. Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада ;
4. Расширение информационного поля, повышение профессионального мастерства педагогов работающих с одаренными детьми;
5. Привлечение педагогов, родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне ДОУ;
6. Мониторинг результатов работы с одаренными детьми ;
7. Своевременное оказание психолого- педагогической помощи детям с особыми возможностями в случае необходимости (коррекция психоэмоционального состояния, содействие социальной адаптации)
8. Положительная динамика количества победителей олимпиад, проводимых в рамках ДОУ, районных конкурсов, соревнований, игр.
9. Повышение психологической культуры родителей по воспитанию и поддержке одаренного ребенка.
Актуальность детской одаренности
Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Выявление одаренных детей. ФОРМЫ РАБОТЫ
Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника. Исходя из этого, для развития способностей в образовательном учреждении необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога- психолога, педагогов, родителей.
Типичные черты одаренных детей :
• на занятиях все легко и быстро схватывают;
• знают многое о таких событиях, о которых их сверстники не догадываются;
• быстро запоминают услышанное или прочитанное;
• решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
• задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
• оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
• очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников. Данный проектпозволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширить знания детей в разнообразных видах и формах деятельности, повысить психологическую культуру родителей по воспитанию и поддержке одаренного ребенка, повысить профессиональное мастерство педагогов работающих с одаренными детьми.
Работа с талантливыми, одаренными детьми в детском саду может быть реализована в рамках образовательной программы ДОУ через организацию индивидуальной и подгрупповой работы специалистов и работы психолога.
Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения.
В данном проекте рассматривается модель деятельности педагога- психолога с целью реализации способностей одаренных детей на основе создания технологии организации работы в дошкольном учреждении. Для реализации проекта был создан перечень мероприятий, способствующих выявлению и развитию детей с признаками одаренности и созданию оптимальных условий для развития их личностного потенциала.
Мероприятия,проводимые в рамках реализации проекта :
1. Создание целевого педагогического совета по работе с одаренными детьми
2. Ознакомление педагогического коллектива ДОУ с целями и задачами по организации работы с одаренными детьми
3. Корректировка и апробация программы ДОУ
4. Выступление на родительском собрании по теме: “Роль семьи в создании развивающей среды для одаренного ребенка»
5. Внедрение традиционных, новых форм и методик выявления одаренных детей
6. Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей
7. Привлечение педагогов, родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне ДОУ
8. Участие детей, родителей и педагогов в конкурсных мероприятиях
9. Создание методической копилки детского сада
Список методик
Для детей
1. “Краткий тест творческого мышления”, П. Торенс
2. Тест ранней интеллектуально-творческой одаренности (ТРИТО) В. Г. Гряева-Добшинская
3. Диагностическая проективная методика
«Древо желаний» (В. С. Юркевич)
4. Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников (WPPSI)
5. Нормативная шкала для диагностик одаренности. И. Г. Холла, Н. Скиннера
6. Краткий опросник для определения одаренного ребенка (Савенков А. И)
7. Опросник «Карта одаренности» (Савенков А. И)
8. Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (Организация работы МППС/ Под ред Е. А. Каралашвили)
9. Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (Организация работы МППС/ Под ред Е. А. Каралашвили)
10. Методика “Cоставления фигур из кубиков Косса”
11. Методика” Матрицы Ровена
Для воспитателей
1. Анкета Ф. Татла и Л. Беккера, которая дает общее представление относительно данных ребенка.
2. Краткий опросник для определения одаренного ребенка (Савенков А. И)
3. Опросник «Карта одаренности» (Савенков А. И)
4. Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (Организация работы МППС/ Под ред Е. А. Каралашвили).
Роль семьи в создании развивающей среды для одаренного ребенка
Создание условий для творческого развития ребенка в доме и вне
-Приобретение книг, игрушек, игр, которые полезны для развития
-Обеспечение материалами для творчества ребенка
-Организация места для творчества (стол, полка, место для игрушек, игр на полу, комната, уголок)
-Позволение изменять привычный порядок в доме
-Предоставление возможностей ребенку для размышления над работой в одиночестве
Активное участие родителей в творческом развитии ребенка:
-Игры и занятия с ребенком дома
- Обсуждение с ним разных проблем, поиск ответов на интересующие его вопросы
- Чтение и обсуждение книг; -Разгадывание загадок, решение кроссвордов, ребусов
-Рисование, лепка, конструирование, аппликация
- Просмотр детских передач
-Совместное прослушивание музыки, пение
- Составление различных коллекций в соответствии с интересами
Совместный досуг вне дома:
-Отдых в выходные дни в парке, в лесу
- Занятие спортом
- Совместное посещение выставок, театров, музеев и других культурно – общественных мест
Стимуляция творческой активности ребенка:
-Поощрение его творческой деятельности (рисунков, стихов, коллекций, конструкций)
-Поощрение стремления ребенка исследовать окружающий мир
- Помощь в поиске интеллектуальных партнеров среди ровесников и взрослых
-Поощрение активного учения ребенка, помощь в приобретении знаний навыков
- Умение ценить его достижения, его самого как личность
Заключение
Таким образом, психолого - педагогическое сопровождение одаренных детейпредставляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей. Можно сделать вывод, что психолого- педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:
• детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие;
• создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
• выявлены основные принципы организации развития одаренности дошкольников;
• структура образовательного учреждения в своем целевом и функциональном проявлении будет обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.
Список литературы
1. Опросник «Признаки одаренности у дошкольника»
(Е. С. Белова. Одаренность малыша. Раскрыть, понять, поддержать. М. МПСИ. Издательство «Флинта»2004)
2. Краткий опросник для определения одаренного ребенка (Савенков А. И)
3. Опросник «Карта одаренности» (Савенков А. И)
4. Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (Организация работы МППС/ Под ред Е. А. Каралашвили).
5. Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности – М. : Акад. Проект, 2006 – 144 с
6. Ученые записки ГНИИ психологии [Электронный ресурс] / Теплов Б. М. Способностти и одаренность. - М. : Ученые записки ГНИИ психологии, т. 2, 1941. - Режим доступа: https://www.medobozrenie.ru.
7. Словарь психолога - практика [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн. : Харвест, 2001. - 976 с