Гаджихибиева Мальвина
Долгосрочный проект по воспитанию духовно-нравственных качеств личности «Сундучок семейных ценностей и традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8 «БЕЛОСНЕЖКА»
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
по воспитанию духовно-нравственных качеств личности
«СУНДУЧОК СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ»
Возраст обучающихся: 6-7лет
Автор-составитель: воспитатель высшей квалификационной категории
Гаджихибиева Мальвина Сабировна.,
Пояснительная записка
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Данный проект направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, которые будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу с остановками и вехами. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, белая вязаная крючком скатерть, бабушкин сундук, семейный альбом, мамина сказка на ночь… С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира.
Начало духовно-нравственного воспитания дошкольников должно быть положено в семье. Домашняя обстановка является наиболее комфортной и привычной для ребенка, поэтому он скорее примет законы, которые демонстрируются его родителями и окружением дома. Если эти законы идут в разрез с теми, которые включает элементы эмоционального духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении, то развитие духовной, гармоничной личности будет невозможно.
Семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы, они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного архива, своих семейных традиций.
Актуальность проблемы
От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.
Именно этой идеей пронизаны и «Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан» и «Концепция модернизации российского образования в период до 2020 года»
Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.
В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций — это путь к единению семьи.
В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания важности семейных ценностей», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами, сладкими воспоминаниями о детстве.
Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции и ценности есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.
Реализация долгосрочного проекта «Сундучок семейных ценностей и традиций» позволит в полном объёме решить задачи гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Воспитание основ духовно-нравственного сознания у дошкольников посредством формирования эмоционально-ценностного отношения к семье, близким людям, семейным ценностям и традициям.
Задачи проекта:
1) Повышение персональной компетенции педагогов в вопросах
взаимодействия воспитанников
2) Повышение уровня педагогической культуры родителей, их
заинтересованности воспитаний и развития детей.
3) Совместное создание педагогами и родителями, как в ДОУ, так и в
семье позитивного педагогического климата.
4) Формировать представления о семье, семейных ценностях и
традициях, чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в
детском саду, систематически и планомерно.
5) Воспитывать в детях чувство гордости за свою семью.
6) Повысить собственный профессиональный уровень.
Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный, долгосрочный
Сроки реализации: сентябрь 2021 г. – май 2022 г.
Этапы проекта:
подготовительный: сентябрь,
основной: октябрь-апрель,
заключительный: май.
Подготовительный этап. В ходе данного этапа проводится предварительная работа: разработка и согласование плана с Центральной детско-юношеской библиотекой; определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата. Пополнение предметно-развивающей среды: подбор материала, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, составление перспективного плана мероприятий; информационно-просветительская работа по реализации проекта.
Основной этап. Содержание данного этапа включает в себя: совместные мероприятия с социальными партнёрами:
- взаимодействие с детско-юношеской библиотекой:
1. виртуальные экскурсии
2. Мастер-класс «Ожившие листочки»
3. Рождественские забавы «В огне рождественских свечей»
4. Праздничный турнир «Буду в Армии служить»
5. Книжная выставка к 8 марта «8 марта день особый!»
6. Познавательно-игровая программа «Учусь быть здоровым»
7. Комплексное мероприятия ко Дню Победы. Книжная выставка «Узнай о войне из книг».
- взаимодействие с муниципальным автономным учреждением «Дворец искусств» с вокальным ансамблем «Сибирская вечерка»:
1. развлечение «Родина большая и малая»
2. экскурсия в МАУ «Дворец искусств»
- взаимодействие с ОО «Истоки России»:
1. фольклорный праздник «Картофельные посиделки»
2. музыкальный досуг «День рождения Югры» с участием представителей ОО «Истоки России»
3. фольклорный праздник «Пришли колядки, пироги да ладки»» с участием представителей ОО «Истоки Росcии»
4. фольклорный праздник «Масленица - кривошейка, встретим ее хорошенько!» с участием представителей ОО «Истоки России»
Заключительный этап. Обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта в рамках педагогического сообщества. Развлечение с участием родителей «Моя семья – моё счастье!».
Участники проекта:
1. Воспитанники группы «А» комбинированной направленности для детей 6-7 лет;
2. Воспитатели;
3. Родители воспитанников;
4. Центральная детско-юношеская библиотека;
5. Муниципальное автономное учреждение «Дворец искусств».
6. ОО «Истоки России»
Ожидаемый результат:
1. Созданы педагогические условия для реализации тесного взаимодействия с социальными партнёрами: с Центральной детско-юношеской библиотекой, с муниципальным автономным учреждением «Дворец искусств», с ОО «Истоки России».
2. Сформированы духовно-нравственные чувства у детей старшего дошкольного возраста в результате проведения совместных мероприятий с Центральной детской библиотеки, с МАУ «Дворец искусств» с вокальным ансамблем «Сибирская вечерка», с ОО «Истоки России»
3. Родители воспитанников стали более компетентны в вопросах духовно-нравственного воспитания, интересуются и принимают активное участие в мероприятиях проекта.
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость духовно-нравственного воспитания детей, формированию семейных ценностей в детской среде. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема традиционных семейных ценностей, отношений в семье разных поколений, уважения и почитания родителей, заботы о детях, об их физическом и нравственном здоровье.
Основные принципы:
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на воспитание сохранения семейных ценностей и традиций, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по обучению детей.
Принцип комплексности и интегративности - решение образовательных, развивающих и воспитывающих задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи преемственности при переходе в школу направлен на закрепление знаний, полученных в детском саду.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует умение применять свои знания в повседневной жизни.
Принцип совершенствования умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
Принцип взаимодействия ребенка, его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живет.
Принцип импровизационности, самостоятельные беседы и рассуждения в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Новизна
Проект «Сундучок семейных ценностей и традиций» решает задачи духовно нравственного воспитания у ребенка начиная с дошкольного возраста, которое осуществляется в тесном сотрудничестве с центральной детской - юношеской библиотекой; в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по воспитанию ребёнка в условиях Дошкольного Образовательного Учреждения.
Этапы проекта, месяц
Мероприятия
1 этап: Подготовительный
Сентябрь 1. Изучение методической литературы, поиск информации в сети Интернет;
2. Анкетирование родителей по теме «Мой ребенок, какой он?» (Приложение №3)
3. Диагностика детей (сентябрь, май);
4. Постановка цели и задач;
5. Разработка и согласование плана работы по реализации проекта с руководителем центральной детско-юношеской библиотекой, с муниципальным автономным учреждением «Дворец искусств», с ОО «Истоки России»
Совместная работа с родителями воспитанников по обогащению предметно-развивающей среды: создание картотеки бесед «Моя семья»,
6. Консультации для родителей: «Семья и семейные ценности»; «Какой характер у ребёнка?»: «История возникновения праздника День Матери»; «День 8 марта»; «Взаимодействие детского сада и семьи в формировании образа семьи у дошкольников». (Приложение №1)
7. Совместно с родителями создать картотеку пальчиковых игр;
8. Групповое родительское собрание с включением вопроса о реализации долгосрочного проекта «Сундучок семейных ценностей и традиций»;
9. Помощь родителей в создании альбома «Сундучок семейных ценностей и традиций».
2 этап Основной
Работа с детьми
Октябрь
Октябрь Фотовыставка «Моя семья»
Беседы на темы: «Что такое семья», «Кто живёт в моей семье» (Приложение №3)
Досуг «Бабушка рядышком с дедушкой»
Развлечение с родителями «Моя семья» (Приложение № 2)
Тематический досуг «Доброе слово»
Фольклорный праздник «Картофельные посиделки» с участием МАУ «Дворец искусств»
Виртуальная экскурсия в Центральную детско-юношескую библиотеку
Ноябрь НОД аппликация ко Дню Матери на тему: «Сердце для мамы» (Приложение №4)
Родительский урок «Традиции моей семьи»
Беседа на тему: «Моя мама – самая лучшая»
Развлечение «Родина большая и малая» с участием ОО «Истоки России»
Совместный досуг «Мама и ее любовь»
Декабрь Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо? «Моя семья», «Старше-младше»
Рассматривание фотографий членов семьи, тематические занятия «Я и моя семья»
Интерактивная игра «Кто кого больше?»
Виртуальная экскурсия в МАУ «Дворец искусств»
Презентация на тему «Моя семья»
НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа о семье по сюжетным картинкам»
Январь Беседа «Моя мама», познакомить детей с трудом мамы
Чтение художественной литературы «Мамина работа» Е. Пермяк
Игровая деятельность: - Сюжетно-ролевые игры: «Строим дом», «Детский сад»
Развлечение «Праздник валенка»
Подбор художественного слова, пословиц по теме проекта (Приложение №6)
Февраль Беседы с детьми на тему: «Мой папа был солдатом»
Объемная аппликация для папы к Дню Защитников Отечества «Танк» (Приложение №5)
Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой
Чтение художественной литературы: «Ссора с бабушкой» Л. В. Воронков
Разучивание стихов о папе
Подвижные игра «Самолеты», пальчиковая игра: «Капитан»; дидактическая игра «Мальчики и девочки»
Составление рассказов на тему: «Мой папа», «Каким я хочу быть»
Познавательно-игровая программа «Мы - будущие защитники», посвящённая Дню защитника Отечества
Март Презентация «Женщины - герои» с приглашением представителя с центральной детско-юношеской библиотеки.
Игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской»; дидактическая игра: «Назови ласково»
Изготовление стенгазеты «Мамочка любимая моя», посвященной празднику «8 марта»
Развлечение «8 марта»
Апрель Вечер Семейного чтения «Верность родной земле» «Мой край родной – частица нашей Родины»
Создание древа семьи
Тематический день «Международный день детской книги» (Вечер Семейного чтения «Добрая книга», Творческая мастерская по изготовлению книжек-малышек) с приглашением представителя с центральной детско-юношеской библиотеки.
Май Изготовление фоторамок для семейных фотографий (аппликация).
Тематический день «Международный день семьи»
Музыкальное развлечение «Семейная песня»
Развлечение «Моя семья-мое счастье!»
Сентябрь Работа с родителями
Групповое родительское собрание по теме «Организация воспитательно-образовательного процесса в 2021-2022 учебном году», с включением вопроса о реализации долгосрочного проекта «Сундук семейных ценностей и традиций»
Октябрь 1. Семья и семейные ценности. Поисково-исследовательская деятельность (создание герба семьи)
2. Изготовление поздравительных открыток ко Дню пожилых людей
3. Досуг «Бабушка рядышком с дедушкой»
4. Фольклорный праздник «Картофельные посиделки» с участием МАУ «Дворец искусств»
Ноябрь 1. Родительский урок «Традиции моей семьи»
2. Развлечение «Родина большая и малая» с участием ОО «Истоки России»
Декабрь 1. Создание презентации на тему «Моя семья - мои традиции»
Январь 1. Развлечение «Праздник валенка»
Февраль 1. Совместная подготовка презентации из семейных фоторассказов «Как служили наши папы»
2. День открытых дверей: организация образовательного процесса, направленного на реализацию задач познавательного развития дошкольного образования посредством художественной литературы духовно-нравственной направленности.
Март 1. Изготовление стенгазеты «Мамочка любимая моя», посвященной празднику «8 марта»
2. Клуб выходного дня: посещение МАУ «Дворец искусств» совместно с родителями и воспитанниками.
Апрель 1. Семинар – практикум для родителей «Как привить ребенку семейные ценности и традиции»
2. Клуб выходного дня: посещение Центральной детско-юношеской библиотеки совместно с родителями и детьми
3. Родительское собрание с включением отчёта по реализации проекта
Май 1. Целевая экскурсия к памятнику «Вечная слава героям» с торжественным возложением цветов
2. Выставка творческих семейных работ «Этих дней не смолкнет слава»
3. Организация выставки семейных творческих работ «9 мая - День Победы» в центральной детско-юношеской библиотеке
4. Музыкальное развлечение с участием родителей «Семейная песня»
3 этап Заключительный
Май 1. Диагностика показателей
2. Развлечение «Моя семья-мое счастье!» (Приложение №7)
3. Презентация опыта работы по реализации долгосрочного проекта «Сундучок семейных ценностей и традиций» в рамках педагогического сообщества.
Художественное слово и пословицы
Моя семья
Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять
Семья
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою,
Папа и я,
Мы называемся вместе – семья. (О. Высотская)
У меня есть семья -
Мама, папа, брат и я.
Лучше всех мы живем,
Песни громко мы поем.
Никому не разрешу
Обижать семью свою.
Пусть всегда живет семья -
Мама, папа, брат и я.
Есть у меня братишка,
Смешной такой мальчишка!
Мне во всем он подражает
И не в чем не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже … (скачет,
Я сижу, и брат … (сидит,
Я бегу, и он … (бежит) .
Мяч беру – и он … (берет,
Мяч кладу – и он … (кладет!
Куст стригу – и он … (стрижет!
Жгу костер – он тоже … (жжет!
Птицам хлеб щиплю – он … (щиплет!
Сыплю корм – он тоже … (сыплет!
Еду на велосипеде –
Он со мною вместе … (едет!
Хохочу – и он (хохочет,
Есть хочу – от тоже … (хочет!
Маслом хлеб я мажу - … (мажет,
Я рукой машу – он … (машет!
Такой смешной мальчишка –
Младший мой … (братишка) .
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про Вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Пословицы
В хорошей семье хорошие дети растут.
Везде хорошо, но дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дерево держится корнями, а человек семьей