Елена Николаевна Качанова
Долгосрочный проект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : групповой, долгосрочный.
Тип проекта : поисково-исследовательский.
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.
Продукт проекта : обновление и пополнение уголка экспериментирования.
Сроки реализации: октябрь-май 2019-2020г.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы, оказываясь
на более высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой школы
не прошёл.
К. Е. Тимирязев.
Публикация «Долгосрочный проект по познавательно-исследовательской деятельности „Юные почемучки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность разрабатываемого проекта :
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Актуальность заявленной проблемы:
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Цель проекта : Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи экспериментальной деятельности :
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие представлений о химических свойствах веществ;
- развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие элементарных математических представлений.
2. Развитие умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие умственных способностей:
- мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребё нка:
- коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Сроки проекта :
Проект рассчитан на один год для детей старшей группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 20-25 минут.
Формы работы:
1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная работа.
Предполагаемый результат:
1. У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
2. Дети проявляют познавательный интерес к занятиям, улучшено речевое развития.
3. Сформированы основы диалектического мышления.
4. Углублены знания, предусмотренные программой.
5. Усвоены основы целостного видения окружающего мира.
6. Сформированы коммуникативные навыки.
7. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
8. Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
9. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
11. У детей развиты познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Умеют применять навыки познавательно – исследовательской деятельности с песком, молоком, водой, льдом и снегом в повседневной жизни.
Этапы проекта
Подготовительный:
- Проведение беседы с родителями «Формирование опытно – исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьей».
- Ознакомление родителей с уголком экспериментальной деятельности в группе.
- Подбор художественных произведений, загадок.
- Подбор опытов с магнитом, бумагой, лупой, воздухом, молоком, водой, электричеством, фонариком.
Основной:
«Волшебный магнит»
• «Испытание магнита»
• «Испытание магнита»
• «Испытание магнита»
• «Испытание магнита»
• «Магнитные свойства можно передать обычному железу»
• Познавательный мультфильм «Фиксики» (магнит)
«Чудесная лупа»
• «Чудесная лупа»
• «Игра цвета» «Таинственные картинки»
• «Все увидим, все узнаем»
«Опыты с воздухом»
• «Надуваем мыльные пузыри»
• Воздух помогает рыбам плавать.
• Плавающий апельсин.
«Электричество»
• Понятие об электрических зарядах.
• Танцующая фольга.
• Прыгающие рисовые хлопья.
«Бумага»
• «Опыты с бумагой»
• «Секретное письмо»
• «Сильная бумага»
• «Разрывание бумаги»
• «Экологическая сказка»
«Удивительное молоко»
• «Сравнение молока и воды»
• «Смешивание молока с другими продуктами».
• «Заквашивание молока»
• «Получение йогурта»
• «Радуга на молоке»
«Вода»
• «Борьба с наводнением»
• «Экологическая сказка- 1»
• «Экологическая сказка- 2»
«Опыты с фонариком»
• «Опыты с фонариком»
• «Игра с тенью»
Заключительный:
- Конкурс сказок о молоке, воде составленных дома совместно с родителями.
- Оформление презентации проекта.
Перспективный план работы с родителями
Форма работы Тема
Беседа дома с детьми: «Кто такие учёные», «Что такое эксперимент?»
Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Ручной труд:
Беседа:
- Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов.
- «Как организовать игры с водой».
Памятка:
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»
Консультация: «Играя, познаем».
Привлекать родителей к пополнению коллекции: «Разные ткани»
«Бумажная страна»
Мастер – класс: «Интересные опыты с детьми»
№ Название опыта Задачи
«Волшебный магнит»
1 «Испытание магнита» Познакомить детей с действием магнита октябрь
2 «Испытание магнита»
Исследовать действует ли магнит через другие предметы октябрь
3 «Испытание магнита»
Проверить детей на сообразительность. октябрь
4 «Испытание магнита» Исследовать взаимодействие двух магнитов. октябрь
5 «Магнитные свойства можно передать обычному железу» Формировать у детей знания о неживой природе октябрь
6 Познавательный мультфильм «Фиксики» (магнит) Познакомить с происхождением магнита. Ноябрь
«Чудесная лупа»
2 «Чудесная лупа»
Формировать у детей знания о живой и неживой природе. ноябрь
3 «Игра цвета» «Таинственные картинки»
Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. ноябрь
4 «Все увидим, все узнаем»
Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. ноябрь
«Опыты с воздухом»
1 «Надуваем мыльные пузыри»
Научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. декабрь
2 Воздух помогает рыбам плавать.
Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. декабрь
3 Плавающий апельсин.
Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух. декабрь
«Электричество»
1 Понятие об электрических зарядах.
Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов. январь
2 Танцующая фольга.
Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. январь
3 Прыгающие рисовые хлопья.
Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов. январь
«Бумага»
1 «Опыты с бумагой» исследовать свойства бумаги. февраль
2 «Секретное письмо»
формирование интереса к изучению свойства предметов. февраль
3 «Сильная бумага» исследование бумаги на прочность. февраль
4 «Разрывание бумаги»
показать, что бумага легко разрывается. февраль
5 «Экологическая сказка» узнать, какой упаковочный материал менее вреден для окружающей среды март
«Удивительное молоко»
1 «Сравнение молока и воды» Чем отличается молоко от воды? март
2 «Смешивание молока с другими продуктами». Изменится ли молоко на цвет и вкус?
март
3 «Заквашивание молока» Как получить кефир? март
4 «Получение йогурта»
Что получим, если в кефир добавим варенье? апрель
1 «Радуга на молоке»
Как получить радугу на молоке? апрель
«Вода»
2 «Борьба с наводнением» выяснить, все ли объекты одинаково впитывают воду. апрель
3 «Экологическая сказка- 1» исследовать влияние на воду природного материала апрель
4 «Экологическая сказка- 2» исследовать причины загрязнения воды май
«Опыты с фонариком»
1 «Опыты с фонариком»
Расширить представление детей о свойствах известных предметов. май
2 «Игра с тенью»
дать детям представление о тени. май
Используемая литература:
М. Султанова «Простые опыты с водой» для дошкольников ООО «Хатбер-пресс», 2016г.
М. Султанова Простые опыты с бумагой» для дошкольников ООО «Хатбер-пресс», 2016г.
Коробова Т. В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ https://vk.com/club12772207
Захарова М. А, Костина Е. В. «Проектная деятельность в детском саду» : родители и дети.
Нищева Н. В. «Опыты, эксперименты, игры. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015 г.