Елена
Долгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Вокруг света»
▼ Скачать
Название проекта «Вокруг света».
Вид проекта : обучающий, исследовательский, игровой.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации проекта : сентябрь – май 2020 – 2021гг.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Актуальность проекта
Публикация «Долгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы „Вокруг света“» размещена в разделах
Путешествие – близкая и понятная детям форма деятельности, несёт богатый эмоциональный заряд. Разнообразие внешнего информационного потока (телепередачи, рассказы взрослых) даёт основание предполагать, что определённые знания о материках и странах у детей есть. Новая получаемая информация предоставляет прекрасный материал для развития активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, высказывания суждений.
Проблема: недостаточные представления детей, о материках, о странах мира, о животном и растительном мире различных стран, государственных символах о традициях и культуре народа разных стран.
Цель проекта : развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе формирования географических представлений.
Задачи:
• познакомить детей с глобусом – моделью нашей планеты, картой мира; сформировать элементарные представления о материках, океанах, странах и народах, в них проживающих;
• формировать у детей элементарные географические представления; знакомить с животным и растительным миром разных климатических поясов; обобщать и систематизировать знания о разных странах и живущих в них людях; знакомить с обычаями и культурой разных народов;
• пополнять словарный запас детей словами-терминами по теме;
• способствовать развитию речевой активности детей, поощрять умение отвечать на вопрос воспитателя или излагать свою мысль полным предложением;
• развивать координацию движений, мелкую моторику, снимать зрительное напряжение, используя здоровьесберегающие методы (подвижные игры, динамические паузы, зрительная и пальчиковая гимнастика);
• воспитывать взаимопомощь, развивать дружеские отношения, формировать чувство гордости за свою страну, за свою Родину.
• воспитывать у детей умение слушать взрослых, побуждать к совместной деятельности;
• развивать творческое воображение, фантазию.
Методы и приё мы работы:
• практические (дидактическая игра, создание рисунка, аппликации, лепка, конструирование);
• наглядные (просмотр методического материала, рассматривание иллюстраций в книгах и энциклопедиях, просмотр мультимедийных презентаций и обучающих мультфильмов);
• словесные (беседа, чтение рассказов и стихотворений по теме, словесные дидактические игры).
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный:
• создание проблемы, подготовка цели и задач;
• подбор методической и художественной литературы;
• подбор дидактических игр;
• работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2. Основной:
• проведение с детьми бесед;
• чтение художественной литературы детям;
• рассматривание иллюстраций и методического материала;
• прослушивание музыки разных народов, импровизированные танцы под музыку;
• просмотр мультимедийных презентаций и обучающих мультфильмов;
• проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр;
• проведение физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр разных народов;
• рисование и раскрашивание раскрасок;
• лепка и пластилинография;
• аппликация;
• конструирование и создание сенсорных коробок
3. Заключительный:
• проведение итоговой игры-квеста «Путешествие вокруг света».
Ожидаемые результаты.
Планируется, что по результатам реализации проекта дети :
• владеют элементарными географическими представлениями;
• имеют элементарные навыки работы с картой и глобусом;
• узнают, показывают и называют на глобусе материки и страны;
• знают, что живут в стране Россия, знают также, что существуют другие страны, могут назвать некоторые из них, понимают сходство и различия разных стран;
• имеют представления о флаге, гербе нескольких стран;
• владеют элементарными знаниями об обычаях и культуре разных народов;
• знают, что растительный и животный мир в каждой стране разнообразен и имеет свои особенности;
• проявляют интерес к изученной теме, задают вопросы по теме воспитателю и родителям, делятся полученными знаниями с другими детьми в детском саду, дома с членами семьи.
Итоги проектной деятельности :
проведение итоговой игры – квеста «В поисках сокроищ»;
выставки детских работ (индивидуальные, коллективные работы);
детские презентации, открытые мероприятия.
Организационные формы работы над проектом
Форма работы Название темы, цель Сроки реализации Итоговое мероприятие
Сентябрь
Ситуативный разговор. «Начинаем наше путешествие. Материк Евразия»
Цель: познакомить детей с географической картой мира и глобусом, сформировать знания детей о материке Евразия и его климатических условиях. 1неделя Виртуальная экскурсия «Евразия».
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Путешествие по России»
Цель: Расширять представление детей о флаге, гербе России, о культуре и традициях русского народа, о Москве – главном городе, столице России.
2 неделя Выставка детских рисунков «Флаг России»
Художественное творчество. «В мир живой природы»
Цель: Расширять представление детей о растительном и животном мире России. 3 неделя Выставка детских работ «Животные России»
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Путешествие по городам России»
Цель: Расширять представление детей огородах России. 4 неделя Представление детских презентаций: «Достопримечательности России»
Октябрь
Ситуативный разговор. «Путешествие по Австралии»
Цель: Познакомить детей с новом материком, его географическим положением, природой и культурой Австралии, с её достопримечательностями, с флагом и гербом. 1неделя Виртуальная экскурсия «Путешествие по Австралии».
Выставка детских работ: «Флаг Австралии»
Занятие «Традиции и увлечения жителей Австралии»
Цель: Расширять представления о традициях жителей Австралии, о разнообразии народного искусства. 2 неделя Выпуск газеты «Традиции Австралии»
Экспериментально-исследовательская деятельность «Как из соленой воды добыть питьевую воду?»
Изготовление бумеранга.
Художественное творчество. «В мир живой природы»
Цель: расширять и закреплять знания детей о природе и животном мире Австралии.
3 неделя Выставка детских работ «Животные Австралии»
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Австралия»
Цель: закрепить знания детей о пройденном материале.
4 неделя Сюжетно-ролевая игра: «Туристический поход – рюкзачки вперед!»
Ноябрь
Ситуативный разговор. «Путешествие по Северной и Южной Америке»
Цель: познакомить детей с новыми материками, странами, их флагом и гербом, учить находить и показывать их на карте. 1 неделя Виртуальная экскурсия «Путешествие по Северной и Южной Америки».
Ситуативный разговор. «Культура и традиции жителей Северной и Южной Америки»
Цель: познакомить детей с населением Северной и Южной Америки, с особенностями их образа жизни, а также их традициями и обычаями. 2 неделя Аппликация с элементами дизайна «Головные уборы индейцев»
Художественное творчество. «Живая природа Северной и Южной Америки»
Цель: расширять представление детей о животных Северной и Южной Америки. 3 неделя Выставка детских работ (коллективная аппликация) «Животные Северной и Южной Америки»
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Северная и Южная Америка»
Цель: закрепить знания детей о пройденном материале.
4 неделя Рассказы детей :
«Знатоки Северной и Южной Америки»
Декабрь
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Гренландия»
Цель: познакомить детей с островом Гренландия (флаг, столица, герб). 1 неделя Виртуальная экскурсия «Путешествие в страну Гренландия».
Выставка детских рисунков «Флаг Гренландии»
Ситуативный разговор. «Культура и традиции жителей Гренландии»
Цель: познакомить детей с населением Гренландии, с особенностями их образа жизни, питания, жилища, а также их традициями и обычаями. 2 неделя Выставка детских работ (аппликация) «Жилище народов Севера. Иглу»
Художественное творчество. «Живая природа Гренландии»
Цель: Расширять представление детей о животных Гренландии. 3 неделя Выставка детских работ (коллективная лепка) «Животные Гренландии»
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Путешествие по стране Гренландии»
Цель: закрепить знания детей о пройденном материале.
4 неделя Рассказы детей :
«Что больше всего запомнилось в путешествии по стране Гренландии».
Январь
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Путешествие по тундре»
Цель: познакомить детей с географическим положением и особенностями природных условий тундры.
3 неделя Виртуальная экскурсия «Путешествие по тундре»
Эксперимент «Вечная мерзлота»
Художественное творчество. «Знакомство с животным миром и растительным миром тундры»
Цель: формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. 4 неделя Выставка детского творчества: рисование «Животные тундры»
Февраль
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Антарктида»
Цель: дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды. Расширять кругозор детей, умение обращаться с картой. 1 неделя Виртуальная экскурсия «Путешествие по Антарктида»
Эксперимент со льдом.
Художественное творчество. «Животный мир Антарктиды»
Цель: формировать представления о флоре, фауне Антарктиды, о связи организмов со средой обитания. Обобщить представления о животном мире, птицах Антарктиды. Их внешнем виде, образе жизни, повадках. 2 неделя Дидактические игры «Кто, где живет», «Зоологическое лото».
Выставка детских рисунков «Животный мир Антарктиды»
Ситуативный разговор. «В мире пингвинов»
Цель: сформировать представление об обитателях Антарктиды – пингвинах. Рассказать об их повадках, о том, как эти птицы приспособились к суровым условиям Антарктиды. 3 неделя Выставка детского творчества: лепка «Пингвиненок»
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Путешествие по Антарктиде»
Цель: закрепить знания детей об Антарктиде. 4 неделя «Загадочная Антарктида» (коллаж).
Март
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Африка»
Цель: уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли. 1 неделя Виртуальная экскурсия «Путешествие по Африке»
Выставка детского творчества: нетрадиционная техника рисования «Саванна»
Ситуативный разговор. «Знакомство с народом Африки и их традициями»
Цель: познакомить детей с жителями Африки с их традициями и увлечениями. 2 неделя Выставка детского творчества: конструирование из бумаги «Африканцы»
Художественное творчество. «Растительный и животный мир Африки»
Цель: уточнить представления детей о животных Африки : особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания. Формировать представления о травоядных (жираф, зебра, носорог, слон) и хищных животных (лев, гепард) Африки. 3 неделя Изготовление макета «Африка»
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Путешествие по Африке»
Цель: закрепить знания детей о пройденном материале.
4 неделя Рассказы детей :
«Что больше всего запомнилось в путешествии по Африке».
Апрель
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Египет»
Цель: познакомить детей с новой страной Египет, государственной символикой государства, его географическим положением. 1 неделя Выставка детских рисунков:
«Флаг Египта»
Ситуативный разговор. «Знакомство с народом и увлечениями египтян»
Цель: Расширять представления детей о стране Египет, о жизни людей на земле. 2 неделя Виртуальная экскурсия
«Увлечение Египтян»
Художественное творчество. «Растительный и животный мир Египта»
Цель: познакомить детей с растительным и животным миром Египта. 3 неделя Выставка детских рисунков «Растительный и животный мира Египта»
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Путешествие по Египту» Цель: закрепить знания детей о стране Египет. 4 неделя «Туристический отдых в Египте» (оформление альбома)
Май
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Сахара»
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий пустыни. 1 неделя Выставка детских рисунков: «Оазис»
Художественное творчество. «Растительный и животный мир Сахары»
Цель: познакомить детей с растительным и животным миром Сахары. 2 неделя Выставка детских рисунков «Растительный и животный мира Сахары»
Занятие по ознакомлению с окружающим. «Исследования пустыни»
Цель: познакомить детей с природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. 3 неделя Изготовление сенсорной коробки «Пустыня»
Занятие по ознакомлению с окружающим (квест-игра)
«Путешествие вокруг света»
Цель: закрепить знания детей о материках, странах мира, о гербе, флаге и их цветовой гамме, умение ориентироваться по карте – находить данную страну, материк. 4 неделя Рассказы детей о странах мира. Д/ игра: «Какая страна понравилась? Что можешь рассказать о ней?», «Покажи флаг», «Назови животных», «Назови дерево».
Работа с родителями: Родители привлекаются к созданию совместной с ребенком работы по теме «Путешествие по материкам и странам». Принимают участие в изготовлении поделок своими руками. Оказывают помощь в подборе информации по теме, в подборе материала в оформлении газет.
Заключение:
Ребенок-дошкольник очень любопытен. Современные дети получают большой поток информации через телепередачи, компьютерные программы, книги, энциклопедии. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширять познавательную сферу ребенка.
Методическая литература:
1. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. – М. :ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2008.
2. Захарова М. А., Костина Е. В., Проектная деятельность в детском саду, М., Школьная Пресса, 2010г.
3. Наглядно-дидактическое пособие, серия «Уроки для самых маленьких» : «Деревья», «Дикие животные», «Животные Африки», «Животный мир реки, болота, озера», «Обитатели морей и океанов».
4. Обучающие карточки по методике Г. Домана «Дикие животные», «Птицы России».
5. Серия «Играем с карточками». Животные. Редактор О. Н. Казакина. ООО «Парето-Принт2, 2017.
6. Султанова М. Маленькому почемучке о животных. М. : ООО «Хатбер-пресс», 2017.
7. Султанова М. Маленькому почемучке о море. М. : ООО «Хатбер-пресс», 2017.
8. Султанова М. Маленькому почемучке о планете Земля. М. : ООО «Хатбер-пресс», 2017.
9. Султанова М. Маленькому почемучке о птицах. М. : ООО «Хатбер-пресс», 2017.
10. Энциклопедия животных для детей. Чьи это детки? ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2010.
Художественная литература:
1. Виталий Бианки. Хвосты.
2. Редьярд Киплинг. Слонёнок. Откуда у Носорога шкура. Откуда у Верблюда горб. Откуда у Кита такая глотка.
3. Геннадий Снегирёв. Скворец. Пеликан. Кабаны. Лось. Бурундук. Медвежонок. Бобровая хатка. Танец верблюдов. Осьминожек. Медвежата с Камчатки. Белёк. Косатки. Пингвиний пляж. Отважный пингвинёнок.
4. Е. Пермяк «Сказка о большом колоколе», М. Пришвин «Весна света».
5.