Людмила Алиниседовна Шахламазова
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Я узнал, что у меня есть огромная семья»
Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию
В средней группе
«Я узнал, что у меня есть огромная семья…»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья :
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Публикация «Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе „Я узнал, что у меня есть огромная семья“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
Санкт-Петербург
Тип проекта : творческий, познавательный
Вид проекта : групповой.
По продолжительности: долгосрочный
Участники: дети средней группы, родители детей, воспитатели.
Возрастная категория детей: 4-5 лет
Целевая аудитория: дети и родители.
Актуальность.
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально — региональный компонент. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке — это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Цели и задачи проекта.
Формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
1. Воспитывать у детей :
• стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
• стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
• воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
• воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
• Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
2. Формировать у детей:
• чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• представление о России как о родной стране;
• умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
• стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
3. Развивать у детей:
• познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
• представления о национальной культуре, об образе жизни людей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Ожидаемые результаты проекта
1. Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
4. Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
Содержание проекта
Перед тем как приступить к разработке планирования работы над проектом, нами были проведены анкетирование родителей для выявления интереса к теме нашего проекта в работе с детьми и мониторинг с детьми среднего дошкольного возраста по определению уровня развития нравственно-патриотических чувств.
Исходя из данных анкетирования родителей и мониторинга с детьми, был составлен план мероприятий работы с родителями и тематический перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта
Реализация педагогического проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на достижения целей и решение задач проекта. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.
I этап
(аналитический)
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями и детьми вопросов, связанных с проведением проекта; проведение первичной диагностики, анкетирование родителей.
II этап (организационный)
Разработка материалов в соответствии с планом работы, создание тематических альбомов, организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей. Составление перспективных планов работы с детьми, родителями. педагогами; разработка содержания праздников, досугов, мероприятий; подбор дидактического материала, литературы.
III этап (практический)
Проведение, бесед, НОД, народных праздников, досугов, тематических дней; рассматривание иллюстраций, тематических альбомов; чтение художественной литературы, разучивание стихотворений; индивидуальная работа с детьми и родителями.
IV этап (итоговый)
Проведение диагностического обследования, анкетирование, беседы, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы.
На I этапе (аналитическом) проводится анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
На II этапе (организационном) разработан перспективный план по реализации проекта в совместной, в самостоятельной деятельности и образовательной деятельности с детьми. А также план работы с родителями, педагогами и социальными партнерами.
Перспективный план по проекту.
Тема Месяц Задачи Работа с детьми и родителями
«Мой детский сад» Сентябрь Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес. Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях, работающих в детском саду.
Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей.
Воспитывать у детей чувство привязанно-сти, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада.
Познакомить с опасными ситуациями в детском саду.
Продолжать знакомить детей с загадками и стихами. Беседа «Наша группа – дружная семья». Экскурсии на кухню, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»; сюжетно-ролевые игры.
Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду.
Фото – книга «Как мы в садике живем».
Экскурсия по детскому саду.
Дидактическая игра «Подбери себе товарищей».
Уроки вежливости «Как и во что играть с друзьями?», «Не забывай о друге».
Пальчиковая игра «Дружба».
Праздник осени.
«Моя семья» Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.
Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям.
Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни.
Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения.
Развивать внимание и память – узнавать на фотографии членов семьи, знать и называть их роли в семье. Выставка фотографий «Моя семья».
Беседы, составление рассказов о своей семье, рисование по теме «Моя семья». Чтение худ. лит. К. Ушинский «Четыре желания», С. Черный «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка».
Дидактические игры: «Дружная семейка», «Имена»
Сюжетно-ролевые игры: «День рождения», «Встреча гостей».
Урок вежливости «Дружная семья».
«Наш город» Октябрь Систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательностях.
Вызывать чувство восхищения красотой родного города.
Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.
Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.
В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни.
Расширять словарный запас детей. Игра-путешествие «Мой город». Беседа «Малая Родина». Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами города, НОД по ознакомлению с окружающим миром «Улица, на которой я живу».
Экскурсия с родителями по городу.
«Добрая, милая мама» ко дню матери
Воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать матери, заботиться о ней.
Воспитывать любовь и нежное чувство к матери, послушание ей.
Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимость помощи мамам.
Воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д).
Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме. Сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры, совместные праздники с мамой.
Беседы, рисование на тему: «Моя любимая мама», чтение произведений о матери (Ю. Яковлев «Мама»).
Беседа «О маме». Игра «Мамины помощники».
Уроки вежливости «Чем порадовать маму?», «Бабушкин праздник».
«Природа родного края»
Ноябрь Учить видеть красоту природы осенью.
Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.
Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Прививать любовь к природе, отмечать важность времени года, сбора урожая, подготовке к зиме.
Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Прогулки, экскурсии, подвижные игры, викторины, загадывание загадок. Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какого дерева листок», «Времена года»,
Рассматривание картин «Времена года». Слушание классической музыки из цикла «Времена года», рисование, пословицы и поговорки о погодных условиях, чтение: С. Есенин «Белая береза», А. Плещеев «Уж тает снег», Н. Минский «Листопад»
Слушание фонограммы «Звуки и голоса природы».
«Уроки вежливости» Культура общения. Январь Обратить внимание детей на то, что многие слова являются волшебными; возбудить интерес детей раскрыть знание слов, их применение, предложить детям самим поискать и найти «волшебные слова» в приведённых примерах, воспитывать умение быть внимательными.
Раскрыть детям значение слова «нельзя»; учить детей участвовать в беседе.
Закреплять представления детей о происхождении и правильном произношений слов вежливости: здравствуйте, извините, спасибо, до свидания и т. д. ; побуждать интересоваться смыслом слова; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей.
Развивать память; формировать нравственные привычки; усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей. Воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать нравственные, гуманные чувства детей. Проект «Ежели вы вежливы». Беседы: «Пойдём и найдём вежливые слова», «Письма вежливого сказочника».
Дидактические игры: «Заболел дедушка…», ««У нас порядок», Коммуникативные игры: «Нарисуем портрет», «Какой Я», «Хорошо – плохо», «Закончи предложение». Чтение сказки Ш. Перро «Золушка», С. Маршак «Урок вежливости», «Ежели вы вежливы», А. Барто «Медвежонок – невежа»,
Рисование на тему: «Какого цвета добрые слова?».
Знакомство с пословицами и поговорками о культуре общения.
«Уроки вежливости» Культура поведения. Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения, сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов. Учить применять полученные знания и умения в играх, усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей, активизировать словарь по данной теме; добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения. Дидактические игры: «Правила этикета» (Как себя вести в транспорте, в театре, в гостях, музее и т. д.). Чтение: Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения для дошколят», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?».
Сюжетно-ролевые игры: «Мы – дежурные», «К нам гости пришли…».
«Защит-
ники Отечест-
ва» Февраль Продолжать знакомить детей с праздником «День защитника Отечества».
Учить называть различные виды войск.
Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.
Воспитывать гордость за свое Отечество. Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков.
Упражнения «Готовлюсь быть солдатом».
Дидактическая игра «Что в военном пакете?».
«Подвижные игры «Стенка - мишень», «Снайперы», «Кто дальше?», «Взятие крепости», «Государственная граница».
Чтение произведений художественной литературы (А. Гайдар «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее», С. Маршак «Пограничник», беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций.
Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества».
«Чудо мастера»
Март Расширить представление детей о народных промыслах.
Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.
Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник.
Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Развивать патриотические чувства.
Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России».
Рисование «Золотая хохлома»
Аппликация «Гжельская роза»
Лепка дымковской игрушки «Индюк», «Тульский пряник».
Рисование «Тверская матрёшка»
«Наша добрая матрешка» Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Воспитывать любовь к народному искусству.
Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства.
Развивать интерес детей к народному творчеству.
Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами. Аппликация «Матрёшка в подарок маме и бабушке». Беседа «О маме».
Игра «Мамины помощники».
Рисование «Почему матрёшка грустная?»
«Такие разные матрешки» :
-Рассматривание матрешек.
-Сравнение матрешек и определение их настроения.
-Сравнение матрешек Нижегородской области (семеновская и полхов-майданская). Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?». Чтение произведений художественной литературы «У меня матрешка есть» (З. Медведева, «Матрешечка» (В. Берестов, «Матрешкины потешки» (В. Берестов)
«Моя родина – Россия» Апрель Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем.
Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России.
Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
Познакомить детей с понятиями «большая» и «малая родина».
Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Вызвать чувство сопричастности к истории страны.
Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Родина», нахождение России на глобусе.
Составление альбомов «Мой любимый город», «Тепло поколений».
Настольные игры: «Одень куклу» (национальные одежды, «Павлово-Посадский платок».
«Флаг России» Воспитание гордости за свою Родину и главный город страны – Москва, ее народ и достижения. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края – Подмосковья. Знакомить детей с достопримечательностями Москвы.
Знакомство с государственной символикой и символикой столицы нашей родины.
Учить узнавать российский флаг. Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность расположения цветных полос на нём.
Воспитывать уважение к государственным символам России. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края – Подмосковья. Слушание рассказа о российском флаге.
Беседы, рассказы воспитателя о Москве, рассматривание альбомов с иллюстрациями достопримечательностей. Чтение худ. лит. : В. Орлов «Родное», Ф. Глинка «Москва», И. Токмарова «Красная площадь», З. Александрова «Родина»
«Не нужно нам войны-беды»
Май Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.
Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ.
Побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников.
Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.
Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность
Проект «Этих дней далеких позабыть нельзя…» Рассматривание иллюстраций о ВОВ, её героях, медалей и орденов. Беседы: «Русские традиции: проводы в армию», «О Великой Отечественной войне», «Памятники воинской славы в России», «Памятные места героям родного города», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т. д. Прослушивание и пение песен военных лет и о современной армии, экскурсия в музей, возложение цветов к памятнику погибшим воинам ВОВ. Проведение музыкально - литературного развлечения посвященного «Дню Победы».
«Понача лу в жизни нашей было всё не так …» Познакомить детей с образом жизни древних славян.
Сформировать понимание слова «предки».
Уточнить виды занятий славян в древности.
Развивать познавательную активность, расширять кругозор, диалогическую речь. Закреплять знания о русском народном фольклоре, обобщить знание детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями.
Прививать чувство гордости за свою Родину, русский народ.
Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»; иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей; просмотр мультфильмов и чтение русских народных сказок, былин («Илья Муромец и Соловей разбойник»); А. С. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», поэма «Руслан и Людмила».) Прослушивание песни музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, «Богатырская наша сила».
На III этапе (практическом) будет реализован перспективный план проекта (беседы, НОД, народные игры, календарные праздники, досуги, мероприятия; индивидуальная работа с детьми и родителями).
На IV этапе (итоговом) - итоговый мониторинг.
Перспектива дальнейшего развития проекта.
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.
На этом наша работа не заканчивается, в дальнейшей работе мы планируем:
• разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;
• подготовить консультации для родителей;
• участвовать в конкурсах.
Художественная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую).
Для художественного творчества можно использовать материалы разной фактуры, разного размера и разного цвета, нужно только развитие фантазии, увлеченность, терпение и трудолюбие.
Этот проект имеет все шансы на дальнейшее существование и расширение контингента участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Вывод:
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Хочется закончить словами Сухомлинского В. А. :
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».