Приложение МААМ

Долгосрочный проект по математическому развитию для детей старшей и подготовительной группы

Елена
Долгосрочный проект по математическому развитию для детей старшей и подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Возраст: дети старшей и подготовительной группы

Участники проекта : дети, воспитатель, родители

Тип проекта : учебно - игровой

Продолжительность: долгосрочный (2 года)

По числу участников проекта : групповой

Сроки реализации проекта : сентябрь 2024г. – май – 2026г.

Актуальность

Публикация «Долгосрочный проект по математическому развитию для детей старшей и подготовительной группы» размещена в разделах

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность. Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л. А. Венгеров, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач. Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н. А. Арапова-Пискарева, А. В. Белошистая, Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко, Т. И. Ерофеева, Н. А. Козлова, Е. В. Колесникова, Л. П. Петерсон, Т. А. Фалькович, Е. И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребенок подошел к школьному обучению как можно спокойнее, не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Цель: приобщение к математическим знаниям, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей детей 5—7 лет в соответствии с требованиями Стандарта.

Задачи:

— раскрывать основные направления математического развития детей 5—7 лет;

— создавать благоприятные условия для формирования математических представлений, теоретического мышления, развития математических способностей;

— вводить ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, с помощью проектного метода;

— формировать основы математической культуры (систематический и целенаправленный процесс освоения ребенком математической культуры, необходимой ему для успешной социальной адаптации);

— формировать предпосылки к учебной деятельности, которые позволят успешно освоить школьную программу;

— способствовать умственному развитию ребенка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление, потребность активно мыслить;

развивать логические формы мышления, приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, моделирование);

— учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.);

— формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование);

— воспитывать инициативность, самостоятельность;

— обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях образовательной организации; вариативность 5 и разнообразие содержания Программы и форм ее усвоения;

— повышать компетентность педагогов, родителей в вопросах математического развития ребенка.

Методы:

- наглядные: демонстрация объектов, иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей;

- словесные: рассказывание, беседа, объяснение, пояснение, словесная дидактическая игра, использование художественного слова;

- игровые: сюрпризный момент, игра малой подвижности, физминутка;

- практические.

Реализация проекта происходит на занятиях во второй половине дня с обязательной физкультминуткой. Программный материал распределяется в соответствии с возрастными особенностями детей и реальными требованиями, предъявляемыми к современному обучению дошкольников.

Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям для детей

дошкольного возраста и составляет:

старшая группа (5—6 лет) — 20—25;

подготовительная к школе группа (6—7 лет) — 25—30 м.

В программу каждой возрастной группы включены традиционные тематические разделы:

Количество и счет

Геометрические фигуры

Величина

Ориентировка во времени

Ориентировка в пространстве

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап :

Составление перспективного плана мероприятий проекта.

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.

Проведение диагностики с целью определения уровня математического развития детей.

Подбор и оформление наглядно - информационного материала для детей и их родителей : консультации для родителей «Математика — это интересно», «Числа в

сказках, пословицах, поговорках, загадках», буклет «Придумываем арифметические задачи».

Пополнение предметно-развивающей среды группы.

Открытое занятие с родителями и детьми «В стране математики»

2. Основной этап.

Примерное комплексно-тематическое

планирование в старшей группе

п/п

Дата

Тема/цель занятия.

Количество и счет Величина Геометрические фигуры Ориентировка

во времени в пространстве

Сентябрь

1. Число и цифра 1.

Большой, меньше,

Маленький. Сентябрь

2. Число и цифра 2, знаки «+», «=» Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Ориентировка на листе бумаги.

3. Числа и цифры 1—3,

соотнесение цифры и

количества предметов.

Квадрат, работа в тетради в

клетку.

4. Числа и цифры 1—4,

соотнесение цифры и

количества предметов,

работа в тетради в клетку. Круг.

Октябрь

5. Числа и цифры 1—5, знаки

+, =, независимость числа от величины предметов, составление числа пять из двух меньших Октябрь

6. Число и цифра 6, знаки +, =, составление числа шесть из двух меньших

Длинный, короче, еще

короче, самый

короткий

7. Числа и цифры 4—6, знаки

=, <, >, независимость числа от расположения предметов Квадрат, треугольник

8. Числа и цифры 4—6,

соотнесение числа, цифры

и количества предметов, математическая загадка

Ноябрь

9. Числа и цифры 0—5, знак -

(минус)

Дорисовывание геометрических фигур

Ноябрь

10. Числа и цифры 0,

4—6, установление

равенства между двумя

группами предметов,

соотнесение цифры и

количества предметов, знаки <, > Слева, справа, впереди,

сзади

11. Число и цифра 7, знаки =, +,

математическая загадка,

порядковый счет

Часть и целое Прямоугольник, выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в

тетради в клетку, деление

квадрата на две, четыре части

12. Числа и цифры 1—7, составление числа семь из двух меньших Дни недели

Декабрь

13. Числа и цифры 1—8, знаки

+, - Декабрь

14. Порядковый счет, составление числа восемь из двух меньших Деление предмета на

четыре части

15. Примеры на сложение и

вычитание

Овал Положение предмета

относительно себя и

другого лица

16. Знаки <, >, порядковый

счет Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг

Январь

17. Числа и цифры 1—9 Высокий, низкий Дни недели, январь

18. Порядковый счет, сравнение смежных чисел Часть и целое Квадрат

19. Число десять

Выкладывание из счетных палочек трапеции, лодки,

работа в тетради в клетку

20. Цифры 1—10, составление числа десять из двух меньших

Круг, треугольник, квадрат,

трапеция

Февраль

21. Соотнесение числа и

цифры, математическая

задача, знаки +, -

Работа в тетради в

клетку

Февраль

22. Арифметические задачи на

сложение и вычитание,

порядковый счет Работа со счетными палочками

23. Примеры на сложение и

вычитание, составление числа из двух меньших Круг, прямоугольник Работа в тетради в клетку

24. Соотнесение цифры и

количества предметов, знаки <, > Круг, треугольник, прямоугольник, трапеция

Дни недели

Март

25. Примеры на сложение и

вычитание Четырехугольники, шестиугольник Март

26. Арифметическая задача на

вычитание, соотнесение

числа и цифры, работа в

тетради в клетку Большой, меньше,

маленький, самый

маленький

Треугольник Части суток

27. Арифметические задачи на

сложение и вычитание,

порядковый счет,

математическая загадка Дни недели, времена

года

28. Математическая загадка,

составление числа десять

из двух меньших

Круг, овал, треугольник Ориентировка на листе бумаг

Апрель

29. Арифметические задачи на

сложение и вычитание

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник Апрель

30. Порядковый счет, математическая загадка

Рисование предмета из

заданных фигур Работа в тетради в клетку

31. Порядковый счет, составление числа десять из

двух меньших

Треугольник, круг, трапеция, символические

изображения предметов из счетных палочек

32. Арифметические задачи на

сложение и вычитание,

примеры, соотнесение

цифры и количества

предметов, стихи о цифрах

с 1 до 10 Март, апрель, май

Примерное комплексно-тематическое

планирование в подготовительной к школе группе

п/п Дата

Тема/цель занятия.

Количество и счет Величина

Геометрические фигуры Ориентировка

во времени в пространстве

Сентябрь

1. Числа и цифры от 1 до 10,

математическая загадка,

знаки<,>, работа со

счетными палочками

Квадрат, прямоугольник

2. Знаки =, - +, математическая задача

Сравнение

предметов

Ориентировка на листе

бумаги

3. Счет по образцу и

названному числу, независимость числа от пространственного

расположения предметов Сравнение предметов с

фигурами Части суток

4. Знаки <» >, =, +, со- отнесение цифры и

количества предметов, составление числа шесть из двух меньших Треугольник, трапеция

Октябрь

5. Соотнесение цифры и

количества предметов, математическая загадка Ознакомле-ние с часами

6. Соотнесение цифры и

количества предметов

Дни недели Положение предмета относительно себя и

другого лица

7. Порядковый счет, счет по названному числу, составление числа из двух меньших Овал

8. Арифметические задачи, решение примеров Измерение линейкой Ориентировка на листе бумаги

Ноябрь

9. Цифры от 1 до 10, число одиннадцать Часы, определение времени по часам

10. Независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая загадка, отношения между числами, составление числа из двух меньших Рисование символического изображения животных

11. Число двенадцать Дорисовывание кругов до знакомых предметов Определение времени по часам

12. Отношения между числами, математическая загадка, составление числа из двух меньших Измерение длины отрезка Осенние месяцы

Декабрь

13. Число тринадцать, математическая задача, решение примеров Рисование в тетради в клетку

14. Решение примеров, знаки +, соотнесение цифры и количества предметов Выше, глубже Элементы треугольника (вершины, стороны, углы)

15. Число четырнадцать Дни недели

16. Счет по образцу и на- званному числу, арифметическая задача, составление числа из двух меньших Дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов

Январь

17. Число пятнадцать, соотнесение цифры и количества предметов Рисование символического изображения кошки

18. Числа от одного до пятнадцати, решение примеров Дорисовывание овалов до знакомых предметов

19. Число шестнадцать Измерение линейкой Определение времени по часам

20. Математическая загадка, знаки +, составление числа из двух меньших Дорисовывание треугольников до знакомых предметов

Февраль

21. Число семнадцать, решение примеров, счет по образцу и названному числу Часы (стрелки, циферблат)

22. Число семнадцать Рисование символи- ческого изображения собачки Ориентировка на листе бумаги

23. Число восемнадцать, составление числа из двух меньших, счет по названому числу Вершины, стороны, углы

24. Число восемнадцать, решение примеров Времена года Ориентировка на листе

Март

25. Число девятнадцать, составление числа из двух меньших чисел Сравнение предметов по величине

26. Число девятнадцать Измерение линейкой Дорисовывание квадратов до знакомых предметов

27. Число двадцать, решение примеров и арифметических задач

28. Решение арифметических задач и примеров Измерение линейкой Ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку

Апрель

29. Знаки +, математическая загадка, соотнесение цифры и количества предметов Измерение линейкой Определение времени по часам

30. Соотнесение числа и количества предметов, решение примеров Квадрат, треугольник, прямоугольник Дни недели

31. Соответствие между цифрой и количеством предметов Ориентировка относительно другого лица

32. Задача-шутка, решение примеров, математическая загадка Весенние месяцы

Май

Закрепление пройденного материала

3. Заключительный этап:

Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.

Анализ эффективности системы работы по математическому развитию детей дошкольного возраста.

Проведение итоговой диагностики с целью определения уровня математического детей.

Открытое занятие с родителями и детьми «В стране математики»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(целевые ориентиры)

В результате реализации проекта ребенок :

— проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;

— активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

— адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

— связно и грамотно выражает свои мысли;

— осуществляет волевые усилия для достижения поставленной цели;

— проявляет любознательность;

— интересуется причинно-следственными связями;

— обладает элементарными представлениями в области математики;

— принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

Список использованной литературы

1. «Математические ступеньки». Программа развития математических

представлений у дошкольников. М., 2017.

2. «Математика для детей 5—6 лет». Методическое пособие. М., 2000—2015.

3. «Я считаю до десяти». Рабочая тетрадь для детей 5—6 лет. М., 2015.

4. «Математика для детей 6—7 лет». Методическое пособие. М., 2000—2015.

5. «Я считаю до двадцати». Рабочая тетрадь для детей 6—7 лет. М., 2015.

6. «Я решаю логические задачи». Математика для детей 5—7 лет. М., 2004— 2015.

7. «Математические игры для детей 5- 6 лет». Книга для воспитателей детского сада и родителей. А. А. Столяр. М. : Просвещение, 1991.

8. «Чему научит клеточка» Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей. М. : Мозаика – Синтез, 2005.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по математическому развитию «Найти недостающие фигуры» для детей старшей группыДидактическая игра по математическому развитию «Найти недостающие фигуры» для детей старшей группы Цель: формировать у детей старшей группы умение изготавливать и использовать в самостоятельной деятельности дидактическую игру по математическому.

Долгосрочный проект для детей средней группы «Превращение коробочек в игрушек-зверюшек»Долгосрочный проект для детей средней группы «Превращение коробочек в игрушек-зверюшек» Актуальность Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике.

Долгосрочный проект для детей средней группы «Страна Безопасности»Долгосрочный проект для детей средней группы «Страна Безопасности» Актуальность: Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую.

Долгосрочный проект для детей второй младшей группы «Я маленький читатель»Долгосрочный проект для детей второй младшей группы «Я маленький читатель» Направление деятельности: познавательно – речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное. Образовательная область:.

Долгосрочный проект по ПДД для подготовительной группы «Безопасная дорога и я»Долгосрочный проект по ПДД для подготовительной группы «Безопасная дорога и я» Проект: «Безопасная дорога и я» Сроки проведения: октябрь - май 2019-2020 год Участники: дети подготовительной группы, родители. Вид проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект по математическому развитию для детей старшей и подготовительной группы
Опубликовано: 3 октября 2024 в 21:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный проект по математическому развитию для детей старшей и подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Елена (УИ 1984271) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД