Марина Владимировна Галактионова
Долгосрочный проект «Легкая атлетика в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Легкая атлетика в детском саду»
Автор проекта.
Инструктор по физической культуре МАДОУ «Детский сад № 266» М. В. Галактионова
Участники проекта.
Дети старших и подготовительных к школе групп.
Срок реализации проекта.
Сентябрь-май 2020-1021г. г.
Актуальность.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Дети очень подвижны. Всегда и во все времена они любят бегать, прыгать, играть независимо от погоды, помещения и от любых других внешних условий. И если им удается попасть в большой зал, они тут же начинают в нем резвиться. И педагогу важно направить эту «детскую двигательную расточительность» в нужное русло, чтобы они не просто «носились», а могли бегать технически правильно, быстро и ловко, прыгать выше, метать дальше и точнее. И чтобы все эти основные виды движений приносили растущему организму максимальную пользу, сохраняя здоровье, тренируя мышцы ребенка, способствуя общему росту и развитию физических качеств.
Легкая атлетика – это вид спорта, объединяющий упражнения в беге, в прыжках и в метании.
Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают быстроту, выносливость, ловкость, силу, улучшают подвижность суставов.
Для развития дошкольников важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами, без которых нельзя успешно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем активно заниматься спортом.
Легкая атлетика положительно влияет на развитие мышечной, дыхательной, нервной систем организма, а также на развитие волевых качеств – воспитание трудолюбия, упорства в достижении целей, укрепление чувства товарищества и взаимовыручки. К тому же легкая атлетика не требует особых материальных затрат на тренировки, что тоже немаловажно.
Упражнения в различных видах бега, прыжков и метания развивают детей, а использование этих видов движений в играх и соревнованиях делает их интереснее. Так, незаметно направляя двигательную активность детей, мы их развиваем, и укрепляем их здоровье.
Цель проекта.
Создание условий для полноценного развития двигательных и физических способностей детей; укрепление здоровья дошкольников; приобщение их к здоровому образу жизни и к спорту.
Задачи.
• Развитие физических качеств детей: выносливости, силы. Ловкости.
• Обучение детей правильной технике выполнения основных видов движений (бега, прыжков, метания); самоконтролю за своими действиями.
• Воспитание ценностного отношения к своему здоровью; побуждение детей к активности и к проявлению волевых качеств (выдержки, самостоятельности, ответственности).
• Повышение эмоционального тонуса каждого ребенка.
Формы проведения.
Фронтальные занятия.
Соревнования.
Подвижные игры.
Индивидуальная работа с детьми.
Предполагаемый результат.
• Формирование навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья детей путем массового привлечения их к занятиям легкой атлетикой.
• Рост спортивных показателей – скорости бега, силы метания, дальности прыжков.
• Освоение детьми нравственных ценностей – отзывчивости, дружбы, взаимовыручки, а также ценностного отношения к своему здоровью.
• Дети будут знать правила техники безопасности во время занятий спортом, правила поведения в большом зале на занятиях, играх и соревнованиях.
Этапы реализации проекта.
Реализация данного проекта рассчитана на учебный год, с августа по май включительно.
Подготовительный этап. Август – сентябрь.
Изучение литературы по данной теме, подготовка материальной базы для проведения занятий. Разработка учебного плана занятий. Пополнение картотеки подвижных игр. Тестирование детей с целью выявления степени их физического развития. Оказание консультативной помощи родителям и воспитателям по теме «Легкая атлетика – «Королева спорта», «Дыхательные упражнения»
Основной этап. Октябрь-апрель.
Проведение тренировочных занятий, соревнований, подвижных игр в различные режимные моменты. Индивидуальная работа с детьми в процессе занятий.
Заключительный этап. Май.
Выявление эффективности проведенного комплекса мероприятий, повторное тестирование детей. Проведение физкультурного развлечения «Мы – юные спортсмены» с элементами легкой атлетики.
Реализация проекта.
Продолжительность занятий по легкой атлетике 25-30 минут в зависимости от возраста детей. Периодичность – одно занятие в неделю. В год должно быть проведено 36 занятий.
Учебно-тематический план занятий по легкой атлетике на год
№ Разделы подготовки Количество часов
1 Общая физическая подготовка 4
2 Специальная физическая подготовка 8
2.1 бег 4
2.2 прыжки 2
2.3 метание 2
3 Теоретическая подготовка 1.5
4 Соревнования 3
5 Диагностика (тестирование) 1.5
Общее количество часов 18
Содержание занятий.
1. Теоретическая подготовка.
Правила поведения и безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке, на улице во время тренировок, соревнований и подвижных игр. Двигательный режим. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку, на развитие различных видов мышц. Дыхательные упражнения. Гигиена. Самоконтроль за самочувствием. Знакомство с правильной техникой выполнения упражнений.
2. Общая физическая подготовка.
Гимнастика, общеразвивающие упражнения (в соответствии с перспективным планом занятий по физкультуре). Строевые упражнения. Упражнения на развития равновесия, гибкости, силы. Прыжки через скакалку. Подвижные игры («Удочка», «Ручеек», «Волки и овцы», «Воробьи и вороны», «Третий лишний», «Пустое место», «Охотники и утки», «Хитрая лиса», «Ловишки с лентой», «Ловишки на 1 ноге», «Волк во рву», «Взятие крепости» и др.) Элементы спортивных игр.
3. Специальная физическая подготовка.
Бег с максимальной скоростью на 30 метров. Бег с изменением скорости, с прыжками через условные препятствия, из различных исходных положений. Челночный бег, бег с поворотами движения. Медленный бег на дистанцию 200-300 метров. Бег скачками.
Прыжки в длину с места и с разбега. Прыжки в высоту с места и с разбега. Прыжки из стороны в сторону с продвижением вперед.
Метание мешочка 200 гр. вдаль правой и левой рукой различными способами. Метание мешочка 200 гр. в цель правой и левой рукой различными способами. Метание набивного мяча 500 гр. вдаль из положения сидя двумя руками из-за головы.
4. Участие в соревнованиях.
Соревнования командные и индивидуальные на базе детского сада, физкультурные праздники и развлечения. Подготовка к городским соревнованиям ГТО «К стартам готовы».
5. Диагностика.
Цель – определение исходного уровня физической подготовки детей и ее динамики в процессе тренировок.
Методика тестирования предусматривает комплексную оценку развития основных двигательных качеств и решает задачу гармоничной двигательной подготовленности детей.
Диагностика проводится в начале и в конце года по следующим показателям:
• Бег на 30 метров – развитие скоростных качеств.
• Прыжок в длину с места – скоростно-силовые качества.
• Метание мешочка (200гр.) вдаль – мышечная сила.
• Метание утяжеленного мяча (500гр.) из положения сидя способом из-за головы – силовые качества.
• Наклон вперед из положения стоя, не сгибая колени – развитие гибкости.
Минимальные результаты подг. гр. конец года
Бег 30 м — 7,2 с.
Прыжок в длину с места — 100 см
Прыжок в длину с разбега — 180 см.
Прыжок в высоту с разбега — 50 см.
Прыжок вверх с места — 30 см.
Метание предметов весом 200 г — 6,0 м.
Метание набивного мяча — 3,0 м.
Минимальные результаты. старш. гр. конец года
Бег на 30 м — 7,9—7,5 с.
Прыжок в длину с места — 80—90 см.
Прыжок в длину с разбега — 130—150 см.
Прыжок в высоту с разбега — 40 см.
Прыжок вверх с места — 25 см.
Метание предмета весом 200 г — 3,5—4 м.
Метание набивного мяча — 2,5 м.
Материально-техническое обеспечение.
• Спортивный зал с разметкой для бега и прыжков, светлый и теплый.
• Подсобные помещения для переодевания.
• Спортивная форма – футболки, шорты, кроссовки.
• Гимнастический мат для прыжков с разбега.
• Стойки для прыжков в высоту.
• Скакалки.
• Мешочки для метания весом 200г.
• Обручи.
• Вертикальные цели для метания.
• Утяжеленный мяч весом 500г.
• Разметочные конусы.
• Секундомер.
• Рулетка.
Приложение 2
Ориентировочные показатели физической подготовленности дошкольников
тесты сентябрь май сентябрь май
Бег (сек)
30м М 8,5 7,8 7,5 8,2 7,4 7,2 8,2 7,4 7,2 8,0 7,2 6,8
Д 9,0 8,0 7,8 8,6 7,8 7,6 8,4 7,6 7,4 8,2 7,4 7,2
Прыжки (см) с места М 80 92 100 85 100 110 90 110 115 99 113 120
Д 75 85 95 85 100 106 90 105 112 97 110 117
с разбега
М 125 135 145 135 150 155 145 165 170 165 190 210
Д 120 130 140 130 140 150 140 155 165 160 180 200
с разбега
в высоту М 35 40 45 40 50 55 45 55 60 50 65 70
Д 30 40 45 35 45 50 45 50 60 50 60 65
Метание (м) правой
рукой М 3,9 5,5 6,5 5,0 6,7 7,5 5,5 7,5 8,5 6,0 8,0 10,0
Д 3,5 4,5 5,5 4,5 5,5 6,0 4,8 6,0 7,0 5,0 7,5 8,3
левой
рукой М 3,0 4,2 4,7 4,0 4,5 4,7 4,3 4,5 5,0 4,5 5,5 6,5
Д 2,7 3,5 4,5 3,5 4,0 4,5 3,7 4,2 4,7 4,0 5,0 5,6
набивной
мяч М 1,8 2,3 2,7 1,9 2,5 2,8 2,0 2,6 3,0 2,1 2,7 3,5
Д 1,5 2,0 2,3 1,7 2,3 2,6 1,8 2,4 2,8 1,9 2,6 3,3
уровень н ср в н ср в н ср в н ср в
Приложение 3
Развитие физических качеств на занятиях легкой атлетики.
Развитие быстроты.
1. бег с высоким подниманием бедра, максимальная частота движений 4-5 раз, 10-12 м.
2. бег с захлестыванием голени назад, максималтьная частота движений 4-5 раз, 10-12 м.
ускорение со старта 5-6 раз, 9-10 м.
3. пробегание отрезков 20-30 м. 4-5 раз. Выполняется как по прямой, так и на повороте. Сначала медленно, затем с ускорением.
4. То же, под углом 3-5 градусов.
5. Пробегание отрезка 20-30 м с высокого старта. 5-7 раз.
6.“Семенящий бег”. Выполняется мелкими шагами, но с большой частотой. Выполняется с места, с ускорением.
Для развития быстроты используются подвижные игры и эстафеты:
Бег за мячом
В 5 м от стены белой тесьмой выложена дуга – старт. Позади нее слева и справа от центра размещаются 2 команды по 5-6 человек. Игроки для бега-позади дуги. Интервал 1.5-2 м. У стены 2 ребенка, мяч в руках у 1. По сигналу 1 передает мяч 2, катая его по полу. Игроки обеих команд бегут за мячом, стараясь первыми коснуться его и принести своей команде очко. Выигрывает команда с большим количеством очков.
Зайцы и кролики
Группа делится на 2 команды:зайцы и кролики. Все строятся через одного в колонну по продольной оси лицом к ведущему. Слева и справа от команд по линиям А и В расположены различные предметы (по количеству вдвое меньше участников игры, по заранее условленному сигналу участники обеих команд бегут к линии и стараются первыми захватить предметы и принести команде 1 очко за каждый предмет. Побеждает команда с большим количеством очков.
Бег с препятствиями
В игре участвуют 2 команды, которые выстраиваются каждая на своей линии старта. Линии на расстоянии 3-4 м одна от другой. Линия финиша- 9-11 м. По сигналу “Внимание” игроки принимают и. п. - упор присев, упор лежа, упор сидя и т. д. по сигналу “Марш” команды бегут, причем каждый из бегунов одной команды старается догнать соперника и осалить его до финиша. За осаленного – 1 очко. В следующем забеге команды меняются ролями.
Встречный бег
Две команды строятся в колонны, занимая места за лигиями старта А и В. линия финиша С находится на расстоянии 9 м от линии А и В. по сигналу игровые номера команд одновременно принимают старт и бегут к финишной линии С. победитель приносит 1 очко команде.
Развитие скоростно-силовых качеств.
1. прыжки через скакалку-1 минута
2. прыжки с продвижением вперед с ноги на ногу, начиная с 2 ног 3-4 раза по 10-12 м.
3. многократные выпрыгивания вверх из полного приседа из упора присев 4 раза 5-6 прыжков.
4. Подскоки поочередно на левой и правой ноге 4 раза 5-8 прыжков
5. Прыжки через натянутые поперек зала резинки- высота 30 см 2-3 раза по 6-8 прыжков
6. Прыжки через резинку в высоту. Высота – 40-60 см, справа и слева, сочетая мах и толчок.
Развитие ловкости
Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях быстро и находчиво. О высоком уровне развития ловкости свидетельствует выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями. Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время.
Существуют два пути развития ловкости.
Во-первых, ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движенями. На протяжении дошкольного возраста дети постоянно приобретают двигательные умения. Например, дети 2-3 лет подпрыгивают на месте, затем овладевают прыжками с места, с 5 лет обучаются прыжкам с разбега в высоту, длину.
Во-вторых, ловкость возрастает, если дается усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения.
Способы развития ловкости
1. применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать)
2. изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
3. Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной, двух ногах, с поворотом.
4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействуют развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетая их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.
5. Выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки; по 3-4 детей, держась за один обруч или длинный шест, поднимать его вверх, опускать, приседать, наклоняться, класть на пол, брать; всей группой, держась за длинную веревку)
6. Более сложные сочетания основных движений. Можно использовать бег змейкой, обегая кубики, деревья, перепрыгивая на ходу неширокую канавку, доставая в прыжке до мяча или ветки; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обручи или под веревку, с поворотом, с перешагиванием через положенные на ней предметы; усложненные прыжки со скакалкой, с различными движениями рук.
7. Усложнение условий игры. Например, в игре “Ловишки с ленточкой”, у играющих ленточки двух цветов и ловишки выдергивают ленточки определенного цвета: один-синие, второй- желтые. В игре “У медведя во бору” ребенок в роли медведя, перед тем, как ловить, должен подлезть под дугу.
Упражнения для развития гибкости.
1. и. п. -стать боком к гимн. стенке. махи свободной ногой.
2. И. п. -о. с. наклоны вперед с помощью партнера.
3. И. п. -стойка на лопатках. Поочередное опускание ног за головой.
4. И. п. - то же. Смена положения ног.
5. И. п. -стать на опорной ноге. Быстрые движения тазом и маховой ногой вперед-вверх до ориентира, висящего на уровне головы.
Развитие скоростной выносливости
Эстафеты с использованием гимнастических скамеек. Группа делится на 2 команды, каждая садится на свою скамейку. По сигналу все команды встают и друг за другом, обежав скамейку, быстро садятся на свои места. Победитель определяется по последнему участнику.
Эстафетный бег по кругу. Группа делится на 2 команды, которые становятся по диагонали, в колонны по одному. По сигналу первые номера команд начинают бег по кругу и, обежав стойки, передают эстафету вторым номерам.
Упражнения для развития силы
1. Бег в гору. 10-15 м. 4-6 раз.
2. Бег у гимнастической стенки в упоре. 8-10 сек.
3. И. п. - стать на 6-7 рейку гимнастической лестницы, руки на рейке у пояса. Одна нога вместе с туловищем опускается вниз, другая, оставаясь на рейке, сгибается в суставах. Энергично разогнуть опорную ногу, сменить положение ног, повторить упор.
4. Прыжки на одной ноге, затем на другой. 5-6 раз.
5. Прыжки в длину с места.
6. И. п. - упор присев. Выпрыгивания вверх в положении прогнувшись. 5-6 раз.
7. Тройной прыжок с места. Отталкиваясь двумя ногами, приземление на маховую, затем на толчковую, после отталкивания толчковой приземление на обе ноги.
8. Многоскоки на двух ногах (“лягушка”). Выполняются на отрезках 10-15 м
9. Бег из и. п. - упор присев, ускорение с отягощением (в сопротивлении). Партнер упирается в плечи бегущему. Или с помощью вожжей.
10. И. п. -лежа на животе. Сгибание ног в коленном суставе с сопротивлением партнера. 3-5 раз.
11. И. п. -о. с сгибание ноги в коленном суставе с прикрепленным к ней грузом до касания ягодицы пяткой. На каждую ногу 2-3 раза.
12. И. п. -лежа на спине, руки вдоль туловища. Захватить ногами набивной мяч и поднимая его вверх, коснуться им земли за головой, вернуться в и. п.
13. И. п. -лежа на спине. Руки с набивным мячом за головой. Наклониться вперед до касания мячом ног, не сгибая коленей.
14. И. п. - стоя на двух гимнастических скамейках. Приседания с отягощением в руках.
15. И. п. - стоя с отягощением на плечах. Наклоны вперед-вниз, не сгибая коленей.
16. и. п. - стать боком к гимнастической стенке на слегка согнутой ноге, толчковая –сзади. Туловище наклонено вперед. Поставить толчковую ногу пяткой вперед на грунт с продвижением вперед нижней части туловища. Свободная рука отводится назад.
17. И. п. - стать толчковой ногой на гимнастическую стенку боком, рука на стенке. Маховой ногой поднимать отягощения
А) мах прямой ноги вперед
Б) тяга ноги вверх, согнутой в колене и тазобедренном суставе.
1. и. п. - боком к гимнастической стенке в положении предтолчкового шага, держась вытянутой рукой за жердь
2. и. п. - стоя на одной ноге, другая- пяткой на гимнастической стенке, высота на уровне пояса. Подскоки на месте. 10-15 раз.
Упражнения с отягощением.
Комплекс №1.
1. и. п. - о. с. с отягощением на плечах. Ходьба с отягощением.
а) удлиненным шагом 10-15 м.
б) в полуприседе босиком
2. и. п. -то же. 1-3 наклона туловища вперед-вниз.
3. И. п. -о. с. а) ходьба в полуприседе 10 м.
б) выпрыгивания 10 м.
4. и. п. -отягощение на плечах. Выпады вперед.
5. И. п. -о. с. на скамейке. Ноги на ширине плеч, согнуты в коленях. Прыжок в длину на мягкое покрытие. При приземлении колени не сводить, руками тянуться вперед.
Комплекс № 2
1. и. п. - отягощение на плечах. Приседания.
2. И. п. - стать на край гимнастической скамейки, опора на уровне груди, отягощение на плечах. Подняться на носки-и. п.
3. Прыжок в длину с места с отягощением в руках.
Комплекс № 3
1. скачки на одной ноге по лестнице вверх.
2. И. п. -сед на скамейке, упор сзади. А) подъем ног с отягощением
Б) удержать ноги в этом положении 15 сек.
3. и. п. - выпад с отягощением на бедре впереди стоящей ноги. Пружинистые покачивания вверх-вниз.
Месяц Бег 30 м. Бег 100м. Бег 300м. медлен. Челночн. бег Бег с препят-ствиями Бег скачка-ми Прыжок в дл. с места Прыжок в длину с разб. Прыжок в высоту с места Прыжок в высоту с разб. Метание мешочка вдаль Метание мешочка в цель Метание мяча0,5кг. вдаль
План-график распределения специальной физической нагрузки на год Приложение 1
СЕНТЯБРЬ
1
2
3
4
ОКТЯБРЬ
1
2
3
4
НОЯБРЬ
1
2
3
4
ДЕКАБРЬ
1
2
3
4
ЯНВАРЬ
1
2
3
4
ФЕВРАЛЬ
1
2
3
4
МАРТ
1
2
3
4
АПРЕЛЬ
1
2
3
4
Месяц Бег 30 м. Бег 100м. Бег 300м. медлен. Челночн. бег Бег с препятст. Бег скачками Прыжок в дл. с места Прыжок в длину с разб. Прыжок в высоту с места Прыжок в высоту с разб. Метание мешочка в даль Метание мешочка в цель Метание мяча0,5кг. в даль
МАЙ
1
2
3
4