Наталья Корякина
Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. Средняя продолжительность экскурсионного маршрута 15-20 минут. Можно разработать несколько тематических экскурсий в зависимости от насыщенности тропы разнообразными объектами.
Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.
Публикация «Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной.
Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.
Задачи: углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п., совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.
Ожидаемые результаты:
Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.
Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта :
• Познавательные беседы
• Дидактические игры
• Проведение наблюдений за объектами природы
• Подвижные игры
• Проведение праздников
• Организация экскурсий по экологической тропе
• Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг
• Чтение произведений о животных и растениях
• Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.
• Составление сказок
• Оформление материалов проектаРеализация проекта
Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:
Цветник
Кустарники
Деревья
Птицы
Луг
Перспективный план по маршруту экологической тропы
(разработан для старшей и подготовительной группы.)
Название цикла Цель Объекты наблюдения
«Цветник» - уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;
- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. Многолетние и однолетние
цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, календула.
«Кустарники»
«Деревья» -закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;
-учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;
-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
-воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Сирень;
боярышник;
берёза;
ель;
клён;
рябина.
«Птицы» -углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни;
-сформировать представления о роли птиц в жизни леса;
-воспитывать бережное отношение к птицам. Птицы:
голуби,
воробьи,
вороны,
сороки.
Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.
«Луг»
-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;
-дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях;
- воспитывать чувство бережного отношения к природному сообществу луга.
Цветы:
мать-и-мачеха, одуванчик,
ромашка,
клевер.
Травы,
насекомые.
1 этап. Подготовительный
Задачами реализации проекта на первом этапе являются:
• вхождение в проблему,
• вживание в игровую ситуацию,
• принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Последний пункт очень важен, поскольку одной из важнейших задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересующие их проблемы.
Проектная деятельность Задачи
Сроки реализации
Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа» Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире За неделю до начала проекта
Подбор методической литературы Методическое обеспечение проекта В течение недели до начала проекта
Подбор художественной литературы Информационное обеспечение проекта В течение недели до начала проекта
Изготовление дидактических пособий по теме Обеспечение проекта наглядными материалами В течение недели до начала проекта
Написание конспектов занятий Планирование предстоящей работы
В течение недели до начала проекта
2 этап. Содержательный
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Проектная деятельность Задачи
Сроки реализации
Познавательная беседа «Весна пришла»
Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны 1 неделя марта
Наблюдение за первоцветами в цветнике Дать представления о первоцветах, учить определять их по описанию 2 неделя марта
Д/и «Угадай по описанию», «Чей цветок?» «Парочки» Закрепление знаний о первоцветах, обогащение словаря 3 неделя марта
Грамзапись П. И. Чайковского «Вальс цветов»
Учить восприятию красоты природы с помощью музыкальных произведений 4 неделя марта
Оригами «Цветочная поляна» (коллективная работа)
Обучение детей передавать характерные особенности цветов, используя технику оригами.
Развитие воображения
1 неделя апреля
Наблюдение за почками на деревьях и кустах, беседа о том, что происходит с растениями весной
Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о деревьях и кустарниках
2 неделя апреля
Д/и «К названному дереву беги», «Угадай по описанию», «С какого дерева листок» 3 неделя апреля
Составление сказки «О дереве» Развитие связной речи, активизация словаря и словаря признаков 4 неделя апреля
Рисование «Моё любимое дерево в разные времена года» Обучение детей передавать образ дерева в разные времена года. Развитие образных представлений 1 неделя мая
Проведение выставки с привлечением родителей «Чудо дерево»
Ознакомление родителей с работой проводимой в рамках проекта «Экологическая тропа»
2 неделя мая
«Праздник русской берёзки» Расширение знаний детей о своей родине, её символах, красоте родного края.
3 неделя мая
Аппликация «Деревья и кустарники на нашем участке» Обучение детей создавать изображения деревьев и кустарников с помощью аппликации, передавая особенности их внешнего вида 4 неделя мая
Наблюдение за птицами на территории д/c.
Беседа «Какую пользу приносят птицы» Расширение представлений детей о птицах, их образе жизни, отличительных особенностях внешнего вида, о пользе, которую они приносят 1 неделя марта
Д/и «Кто как кричит», «Кто, чем питается?», «Угадай по оперению»
Закрепление и систематизация знаний детей о птицах.
2 неделя марта
Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков «Наши пернатые друзья» Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Обучение применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. 3 неделя марта
Выставка книг по теме «Птицы» с иллюстрациями
М. Пришвин,
Н. Сладков
Формирование интереса к книге. Объяснение, как важны в книге рисунки; показ, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации 4 неделя марта
Беседа «Как зимуют птицы»
Формирование представление о том, чем питаются зимующие птицы, что нужно помогать им и подкармливать в зимнее время года 1 неделя апреля
Чтение рассказа
В. Бианки «Лесные домишки»
Ознакомление детей с особенностями родной природы, её обитателями, формирование целостной картины мира, в том числе умения ценить и беречь красоту родной земли 2 неделя апреля
П/и «Перелёт птиц», «Кот и воробышки»
Развитие способности к имитации движений, координации движений 3 неделя апреля
Наблюдение за растениями на лугу.
Беседа о том, чем отличаются садовые и луговые растения.
Закрепление названий луговых и садовых растений. Развитие словарного запаса детей, связной речи. Обучение детей умению различать растения по характерным признакам внешнего вида. Обучение видеть красоту и разнообразие окружающей природы 1 неделя мая
Рисование «Одуванчики в траве», «Клевер» Продолжение обучению в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида луговых цветов
2 неделя мая
Наблюдение за насекомыми.
Беседа о пользе и вреде, которые они приносят.
Обучение называть насекомых, распознавать их по отличительным особенностям, выделять характерные признаки.
3 неделя мая
Чтение В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Ознакомление со средой обитания и пользе муравьёв. Воспитание доброжелательного отношения к живым существам.
Разъяснение, почему нельзя разорять муравейники. 4 неделя мая
Создание альбома для рассматривания «Растения и насекомые луга»
Обобщение представлений детей об особенностях луга, как экосистемы. 1 неделя июня
Д/и «Кто где живёт», «Угадай по описанию»,
«Летает, не летает» Закрепление знаний о насекомых, среде их обитания, характерных особенностях 1 неделя июня
Лепка «Стрекоза и муравей»,
«Гусеница на листке», «Улитка»,
«Божья коровка»
Закрепление умения лепить насекомых, передавать особенности их внешнего вида. Обучение объединять работы в композицию 2 неделя июня
Продуктивная деятельность:
«Нарисуй муравейник»,
«Построй сам муравейник»
Развитие творческих способностей, познавательного интереса по теме: «Насекомые»
3 неделя июня
3 этап. Итоговый
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Проектная деятельность Задачи
Сроки реализации
Путешествие по экологической тропе (итоговое)
Обобщение знаний по проекту «Экологическая тропа. Формирование устойчивого интереса к живой природе.
1 неделя июня
Выставка детских рисунков Представление результатов совместного творчества детей и родителей. 2 неделя июня
Оформление фотогазеты
Способствование желанию рассказывать об объектах наблюдения живой и неживой природы, выражать свои эмоции. 3 неделя июня
Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками.
Анализ результативности поставленных задач 4 неделя июня