Ирина Николаева
Долгосрочный познавательно-творческий проект «Детство — это сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: учитель-дефектолог Николаева Ирина Владимировна, воспитатель Соловьева Елена Сергеевна.
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: долгосрочный, 16.09.19 – 31.09.20
По количеству участников: коллективный.
Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, учитель-дефектолог, воспитатель, родители.
Пояснительная записка.
Публикация «Долгосрочный познавательно-творческий проект „Детство — это сказка“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
В дошкольном детстве речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря идёт практическое овладение формами предложения, грамматическим строем родного языка. Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным знаниям и участию детей в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний.
Эффективным средством обучения и воспитания является работа со сказкой. Сказка даёт возможность решать поставленные задачи, потому что она, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить, строить и с помощью сказок можно учиться.
Актуальность.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества привитие интереса художественной литературе является актуальным, так как в современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания. А с помощью сказок можно решать многие задачи по обучению и воспитанию.
Гипотеза проекта.
Сказки играют важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное и образовательное значение, они помогают ребёнку открыть мир во всём его многообразии, учат думать, оценивать поступки и действия героев.
Цель проекта: обучение неслышащих дошкольников посредством сказок.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить неслышащих детей со сказками по программе, учить называть героев, последовательность действий;
- обогащать и активизировать словарный запас неслышащих дошкольников;
- развивать связную речь;
- расширять кругозор детей через знакомство со сказками;
- способствовать накоплению познавательного опыта детей через их творческую деятельность;
- учить использовать полученные знания в играх и в повседневной жизни.
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательные способности детей: воображение, память, мышление, в процессе чтения, слушания и просмотра различного материала;
- способствовать развитию фантазии и изобретательности детей в совместной деятельности с родителями;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать любознательность, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- развивать творческие способности детей в различных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация, сюжетно-ролевая игра);
- развивать интерес к художественной литературе, эмоциональное от-ношение к прочитанному.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к литературному творчеству, бережное отношение к книгам;
- воспитывать умение детей применять теоретические знания на практике;
- приобщать родителей к совместной деятельности над проектом.
Обеспечение проекта
Материально-техническое:
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, ноутбук.
• Видео и аудиоматериалы.
Учебно-методическое:
• Детская художественная литература;
• Материал для НОД и продуктивной деятельности (таблички, плакаты, картинки, природный материал, пластилин, конструктор, цветная бумага, картон, краски и т. д.)
• Дидактические игры.
Принципы реализации проекта:
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• Принципы научной обоснованности и практической применимости;
• Принцип полноты, необходимости и достаточности;
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
• Принцип интеграции образовательных областей;
• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
• Принцип решения программных образовательных задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
• Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Участие учителя-дефектолога в реализации проекта: НОД, участие в мероприятиях, совместные целевые прогулки.
Участие воспитателя в реализации проекта: НОД, участие в мероприятиях, совместные целевые прогулки.
Участие родителей в реализации проекта: Совместно с детьми сделать аппликации и рисунки по сказкам. Совместная инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы, просмотр мультфильмов, настольных театров.
Познавательное развитие.
Беседы, дидактические игры.
Речевое развитие.
Чтение, ответы на вопросы, инсценировка сказок.
Физическое развитие.
Целевые прогулки, динамические паузы и подвижные игры на занятиях.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
• Узнают сказки по программе, будут знать героев и последовательность.
• Получат новые знания на разных занятиях учителя-дефектолога и воспитателя посредством сказок.
• Овладеют новыми практическими умениями и навыками на занятиях по ИЗО.
• Осознанно рассматривают сюжетные картинки, демонстрационные плакаты по сказкам, серии картин, уметь составлять небольшой рассказ по ним.
• Используют все части речи, простые нераспространенные предложения.
• Бережно относятся к книгам.
• Умеют обыгрывать разные сказки и исполнять разные роли.
• Развитие творческого мышления детей.
• Развитие познавательной активности, любознательности, воображения.
• Расширение кругозора детей.
Педагоги:
• Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
• Приобретут дополнительный опыт в создании презентаций.
• Приобретут дополнительный опыт в проведении интегрированного занятия.
Родители:
• Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.
• Станут активными участниками реализации проекта.
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап (информационно-накопительный).
• Определение темы.
• Формулировка цели и задач.
• Составление системы занятий.
• Информирование педагогов и родителей о предстоящей деятельности.
• Подбор наглядного материала, литературы, мультимедиа, видеозаписей, аудиозаписей.
• Подбор мультфильмов для просмотра сказок: Репка, Курочка Ряба, Колобок, Теремок, Три медведя, Волк и семеро козлят, Маша и медведь, Петушок - золотой гребешок, Красная шапочка, Лиса и заяц, три поросёнка, Кошкин дом.
• Изготовление дидактического материала, дидактических игр.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
• Составление плана реализации основного этапа проекта.
2. Основной этап (организационно-практический)
Реализация проектной деятельности.
• Целевые прогулки.
• НОД по Развитию речи, ФЭМП, РСВ и обучению произношению.
• НОД по ИЗО и сюжетно-ролевой игре.
• Дидактические игры.
• Совместное с детьми изготовление поделок по сказкам.
• Просмотр мульфильмов, презентаций, видеороликов.
• Прослушивание аудиозаписей.
План реализации проектной деятельности.
Сроки и вид деятельности.
Сентябрь
Учитель-дефектолог
Изготовление поделки из природных материалов по сказке «Колобок».
Просмотр мультфильма и настольный театр «Маша и медведь».
Воспитатель
НОД: Лепка «Овощи и фрукты».
Свободная деятельность: Коллективное конструирование из природного материала с элементами лепки «Медведь, ёж, грибы».
Оформление уголка для родителей в форме сказки «Теремок».
Совместное изготовление макета сказки «Маша и медведь».
Октябрь
Учитель-дефектолог
НОД: ФЭМП по сказке «Маша и медведь». Количество и счет.
НОД: ФЭМП по сказке «Маша и медведь». Решение примеров. Индивидуальная работа по ФЭМП по сказке «Маша и медведь».
Просмотр мультфильма и настольный театр «Репка».
НОД: Развитие речи «Составление рассказа по сказке Репка».
НОД: РСВ и обучение произношению. Различение слухо-зрительно и на слух фраз по тексту сказки «Репка».
Просмотр мультфильма и настольный театр «Теремок».
НОД: РСВ и обучение произношению. Различение слухо-зрительно и на слух фраз по тексту сказки «Теремок».
НОД: ФЭМП по сказке «Теремок». Ориентировка в пространстве.
Воспитатель
НОД: Лепка с натуры «Утка».
Свободная деятельность: Коллективное конструирование из природного материала с элементами лепки «Гусь».
Совместная целевая прогулка в детскую библиотеку.
Совместная целевая прогулка в Острогожский Дом культуры.
Ноябрь
Учитель-дефектолог
Просмотр мультфильма и настольный театр «Волк и семеро козлят».
НОД: Развитие речи «Составление рассказа по сказке Волк и семеро козлят».
НОД: ФЭМП по сказке «Волк и семеро козлят». Количество и счет.
Просмотр мультфильма и настольный театр «Красная шапочка».
Изготовление книжки для счёта «Красная шапочка».
НОД: ФЭМП по сказке «Красная шапочка». Количество и счёт, состав числа. Индивидуальная работа.
Изготовление дидактической игры «Лото по сказкам» - разложи по порядку.
Изготовление дидактической игры «Разрезные картинки».
Воспитатель
НОД: Аппликация сказки из готовых форм «Красная шапочка».
НОД: Сюжетно-ролевая игра: драматизация сказки «Теремок».
Свободная деятельность: Конструирование из природного материала с элементами лепки «Курочка Ряба».
Совместная драматизация сказки «Волк и семеро козлят» с участием родителей.
Декабрь
Учитель-дефектолог
Просмотр мультфильма и настольный театр «Курочка Ряба».
Просмотр мультфильма и настольный театр «Колобок».
Индивидуальная работа по сказке «Колобок».
Изготовление плаката «Счёт» со сказочными героями.
Изготовление книжки-малышки по сказкам.
Воспитатель
Свободная деятельность: Изготовление игрушки на ёлку «Мышка» из сказки «Курочка Ряба».
Индивидуальная работа по сказке «Курочка Ряба» - шнуровка.
Совместное изготовление сказки «Курочка Ряба» с ростовыми куклами бабушки и дедушки.
Январь
Учитель-дефектолог
Просмотр мультфильма и настольный театр «Лиса и заяц».
НОД: РСВ и обучение произношению. Различение слухо-зрительно и на слух звуки животных по сказке «Лиса и заяц».
Воспитатель
Коллективное изготовление книжки-раскраски «Сказки».
Совместное изготовление макета сказки «Лиса и заяц» - зима.
Февраль
Учитель-дефектолог
Просмотр мультфильма и беседа по книге «Три поросёнка».
Просмотр мультфильма и настольный театр «Три медведя».
НОД: ФЭМП – различение величины по сказке «Три медведя».
Воспитатель
Свободная деятельность: Дидактическая игра «Волк и семеро козлят».
НОД: Сюжетно-ролевая игра: драматизация сказки «Три поросёнка».
Свободная деятельность: аппликация с элементами рисования сказки «Три поросенка».
Март
Учитель-дефектолог
Просмотр мультфильма и настольный театр «Петушок – золотой гребешок».
НОД: ФЭМП – геометрические фигуры.
Воспитатель
НОД: Лепка: «Три медведя».
НОД: Рисование: «Три медведя».
НОД: Аппликация: «Три медведя».
НОД: Сюжетно-ролевая игра: драматизация сказки «Три медведя».
Совместное изготовление макета сказки «Лиса и заяц» - весна.
Сентябрь
Учитель-дефектолог
Просмотр мультфильма, беседа по книге «Кошкин дом» и о пожарной безопасности.
НОД: развитие речи. Различение и называние всех сказок.
Воспитатель
НОД: Сюжетно-ролевая игра: драматизация сказки «Кошкин дом».
Совместное изготовление (родители и дети) рисунков и аппликаций по любимым сказкам.
3 этап. Заключительный.
Результаты.
• Отчёт по проекту: показ презентации.
• Показ открытого интегрированного занятия «В мире сказок».
• Выставка по проекту.
Используемая литература:
1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования КДОУ ВО «Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста» для детей с нарушениями слуха. 2019 г.
2. Р. М. Боскис Учителю о детях с нарушениями слуха. Москва «Просвещение» 1975г.
3. Методика обучения глухих устной речи. Под ред. Проф. Ф. Ф. Рау. М., «Просвещение», 1976г.
4. Николаева, Т. В. Роль информационных технологий в формировании профессиональных умений сурдопедагога в области психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом/Т. В. Николаева// Дефектология. – 2012г.
5. Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога/ Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008г.
6. Речицкая, Е. Г. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом: учебно-методическое пособие/Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина. – Москва: Национальный книжный центр, 2015г.
7. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя, 2-е изд. - М. : Изд-во «Гном и Д» 2000г.
8. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. Под ред. М. А. Васильевой. М., 1986г.
9. Новоселова С. Л. Игра дошкольника. М., 1989г.
10. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в д/с» М. ,1986г.
11. И. Лыкова «Цветные ладошки» М. ,1996г.
12. Е. К. Брыкина «Творчество детей в работе с различными материалами» М. 1997г.