Ожегова Ирина Владимировна
Казачьи традиции как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Казачьи традиции как средство духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников»
Приобщение дошкольников к народной культуре является важной частью нравственного воспитания, поскольку развитие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Публикация «Казачьи традиции как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
В свете последних событий, когда происходят глубочайшие изменения в жизни страны, духовно-нравственное и патриотическое воспитание становится одним из главных направлений работы с подрастающим поколением.
В наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники воспитания детей, что актуально теперь. Обращаясь к истории своей станицы, страны, ребёнок знакомится с величием своей страны в целом.
Перед нами стоит основная нашей работы это - формирование духовно-нравственной и патриотической личности ребенка на основе историко-культурных традиций казачества, через приобщение воспитанников к казачьему укладу жизни, желание служить Отечеству.
Задачи:
1. Сформировать у дошкольников познавательный интерес к истории и традициям казачества, культуре родного края.
2. Совершенствовать физическое и психологическое здоровье детей на основе традиций казачества
3. Повысить значимость семьи, родного дома, Амурской земли, где проживают воспитанники, на основе приобщения к родной природе, культуре Амурского казачества.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей
воспитанников в данном аспекте.
В нашем детском саду продолжается работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Педагоги решают нелегкую задачу - донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине, уважение к защитникам Отечества, погибшим героям.
История казачества, жизнь казака посвящена служению Отечеству, пропитана любовью к Родине, семье, родным местам, красной нитью протянута через весь их быт, фольклор: песни, стихи, пословицы и поговорки.
Нами собран материал по данной теме и адаптирован для понимания дошкольников.
Знакомство детей с казачьими традициями проходит через беседы, организованную образовательную деятельность, игры, развлечения и праздники, направленные на приобщение старших дошкольников к культуре и традициям казачества. Педагогическая деятельность по данному вопросу проводится на основе рабочей программы «Казачата», которая разработана в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования. В программе представлен перспективно-тематический план, включающий в себя:
Игры-занятия,
игры-развлечения,
праздники,
викторины,
чтение художественной литературы,
ООД с использованием электронных презентаций,
экскурсии в краеведческий музей, мини-музей ДОУ и в библиотеку с. Константиновка.
Проведение бесед и организованной образовательной деятельности с использованием презентаций не только способствует формированию у юных казачат представления о жизни, традициях и обычаях казаков, но и развивает неподдельный интерес и чувство гордости, своей причастности к казачеству.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников носит характер системного-деятельностного целенаправленного воздействия. Такой подход в воспитании в совокупности компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью, осуществляющее изменения в структурах личности.
Смысл данного воспитания с точки зрения системно-деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей со взрослыми в реализации вместе выработанных целей и задач. Воспитанники с удовольствием принимают участие в оформлении мини-музея «Казачок» : изготавливали из ниток куклы-обереги, лепили «Посуду», украшали «Доски» и «Ложки» как резчики по дереву. Педагогами детского сада создан лепбук «Хата казака» и др., содержащий в себе иллюстрации, пословицы, поговорки. В свободном доступе для ребят разнообразные дидактические игры по казачьей тематике.
С целью приобщения дошкольников к народной культуре и традициям казаков проводим развлечения: «Казачьи посиделки», «Казачата - задорные ребята», «Казачьи забавы», в которых знакомим ребят с казачьими играми.
Также по желанию детей на прогулке часто проводятся казачьи подвижные игры, направленные на формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Проведение викторин «Люби и знай казачий край», «Знатоки казачьих традиций», «Мы казачата - традиции чтим свято» способствуют развитию интереса дошкольников к истории и культуре казачества; закреплению их представлений о жизни, быте, традициях, фольклоре казаков; прививать желание следовать славным традициям наших предков.
Проводимые нами встречи с представителями казачества всегда были для ребят важными и интересными. Наиболее высокая степень эмоционального отклика со стороны детей была отмечена при посвящении их в Казачата, а так же когда наш детский сад посетил атаман Уссурийского казачьего войска Агибалов Александр Александрович.
Особую значимость при решении задач духовно-нравственного и патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
С целью информирования и просвещения родителей мы провели:
1. Индивидуальные и групповые беседы - консультации в течение года, которые способствовали информированию родителей в данном вопросе.
2. Выставки детских работ: рисунки, поделки.
3. Совместные соревнования.
4. Совместное разучивание казачьих песен и стихотворений. Рассматривание иллюстраций и фотографий о казачестве.
Несомненно, совместная работа помогает формировать духовно-нравственное и патриотическое отношение и чувства сопричастности к семье, селу, стране, к культурному наследию своего народа.
Таким образом, казачьи традиции тесно связаны с установками на духовное единство. Самобытность казачьей культуры основывается на духовности, гармоничном сочетании нравственных, эстетических, интеллектуальных ценностей. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе традиций казачества - выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента содержания образования и перестройки воспитательной работы на основе ознакомления дошкольников с семейно-бытовыми, военными, культурными традициями, закрепленными в обрядах, песнях, танцах.