Светлана Болдырева
Задачи, методы и приёмы работы по художественно-эстетическому развитию детей старшего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Задачи, методы и приёмы работы по художественно – эстетическому развитию детей старшего возраста
Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.
Публикация «Задачи, методы и приёмы работы по художественно-эстетическому развитию детей старшего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
Цель Художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
Основные направления художественно-эстетического развития детей-дошкольников.
Художественно-эстетическое воспитание в ДОУ основывается на сложном и длительном процессе: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной – творческой деятельности, среди которых большое место занимает
- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация,
- ручной труд,
- музыкальное воспитание,
- культурно- досуговая деятельность,
- самостоятельная деятельность детей
Выделяют три ведущие задачи художественно-эстетическое воспитания :
- создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.
- «формирование на основе полученных знаний и развитие способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими» (В. Г. Ражников).
- формирование у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Суть той задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.
Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:
• построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
• развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
• формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
• ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;
• приобщение к работе родителей;
• посещение выставок, концертов, экспозиций;
• если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);
• создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
• организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения.
Приёмы и методы эстетического воспитания
Методы, приёмы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы, а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т. п., то выделяют методы :
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Словесный метод включает в себя :
беседу;
рассказ, искусствоведческий рассказ;
использование образцов педагога;
художественное слово.
На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая. Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей : сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.
Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов.
Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.