Варзупина Анастасия
Экологическое воспитание детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательном-воспитатетельном процессе
Природа – это мощный источник познания, которое через общение раскрывает человеку свои тайны и делает его более чувствительным к окружающему миру. Человек – часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения, и едва ли не наиболее ярко проявляется в детском возрасте.
Публикация «Экологическое воспитание детей младшей группы» размещена в разделах
Для того чтобы у людей сформировалось бережное отношение к природе нужно воспитывать детей с ранних лет. Экологическое воспитание подразумевает развитие представлений об окружающем мире и способах его сберечь.
Уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы личности, отношение к окружающему миру, к своей Родине, в том числе доброе и ответственное отношение к родной природе. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей для их жизни.
Поэтому в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Задачи экологического воспитания :
• Выработать ответственность за окружающий мир.
• Предупредить развитие разрушительных действий.
• Сформировать представления о тесной взаимосвязи природы и всего живого;
• развивать эстетический вкус.
Экологическое воспитание может проводиться разными способами и поэтому не стоит ограничивать чем-то одним. В младшем дошкольном возрасте дети отзывчивы и если им доступно объяснить чужие чувства, то они надолго усвоят материал.
В процессе экологического воспитания детей я использую различные методы:
• наглядные (наблюдение, демонстрация).
• Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь, дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи, зависимости.
Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений (картин, диапозитивов, кинофильмов).
• практические (игры с природными материалами, труд в природе).
Дети ухаживают за цветами, сажают лук, ухаживают за ним, рассматривают различные растения. Дети делают выводы, что для роста растению необходим уход (поливать, рыхлить). Также дети узнали что без воды, тепла и света растение жить не может.
• словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы)
• экспериментальные (несложные опыт).
Рассказ обогащает ребенка разнообразными впечатлениями, влияет на его ум, чувства, воображение. Чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания.
Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. Бережное отношение к природе формируется постепенно. Ребенку рассказывают о том, почему нельзя рвать цветы, ломать кусты, бросать камни в белок и птиц. Его привлекают к уходу за комнатными растениями и домашними животными.
Во время прогулок можно рассказывать о проблемах окружающей среды и путях решения. Например, если вокруг валяется мусор, то это отравляет почву и представляет опасность для птиц, животных. Пластик, который плавает в мировом океане уничтожает рыб и морских зверей.
И еще важное место в жизни ребенка занимает игра – несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им: («В гостях у бабушки в деревне» : «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», и т. д. Место сказки не подвергается сомнению. Традиционные русские народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка» нравятся детям всех поколений.
Эти сказки полезны тем, что их можно, использовать как обучающее руководство: яркие картинки познакомят детей с образами домашних и диких зверей.
Таким образом, в Дети узнали, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; различные растения нуждаются в разном количестве света и влаги. Экологические занятия воспитали у детей любовь к природе, стремление охранять, защищать ее.