Юлия Сазанакова
Взаимодействие педагога дополнительного образования по хакасскому языку с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог дополнительного образования
по хакасскому языку Сазанакова Ю. В.
МБДОУ детский сад «Рябинушка»
Работу по ознакомлению, приобщению воспитанников к хакасскому языку и национальной культуре хакасского народа, начинаю с тесного взаимодействия с родителями.
Детей регистрируем по письменному заявлению родителей (законных представителей). Пока идет процесс обработки заявлений, проверка данных и т. д. уже, как педагог, знакомлюсь с родителями, выявляю уровень знания хакасского языка в семье (есть ли носители, говорящие на языке свободно/с трудом/не говорящие, насколько активно передают знания языка и культуры ребенку, не говорят, но понимают и т д.). Итак, получаю группу воспитанников.
Публикация «Взаимодействие педагога дополнительного образования по хакасскому языку с родителями» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Республика Хакасия
- Темочки
Очень радует, что число заявлений на изучение хакасского языка, растет с каждым годом. Причем, увеличивается как общее число детей, так и число русскоговорящих детей, родители которых осознают значимость изучения языка, культуры, традиций и обычаев республики, в которой они проживают.
Родители, признаются, что, в первую очередь, приводят детей ко мне, как к педагогу, увидев мои выступления, результаты работы, отметив мое участие в том или ином мероприятии.
Для меня это особенно ценно. Беру определение «личный пример педагога» как базу для выстраивания системы взаимоотношений с родителями.
Семья, мой род, для меня – это все. Насколько сильно я стремлюсь передать язык, значимость семейных традиций своим детям, сохранить единство и целостность, основанную на мудрости поколений моих родственников и родственников моего мужа; настолько сильно я горю желанием передать это стремление своим воспитанникам, их семьям. Особенно отрадно, что в настоящее время проходят многочисленные семейные конкурсы (на муниципальном, республиканском, всероссийском уровнях, есть возможность проявить себя в смотрах художественной самодеятельности, таких мероприятиях как «Ынырхас», «Абахай Iче»….
Так, став призером конкурса «Родной язык – душа народа» на муниципальном уровне, приняла участие на республиканском этапе конкурса, где мы стали победителями. После конкурса, многие родители задавали вопросы, спрашивая, как можно принять участие. Объясняла, что в первую очередь, нужно познакомиться с родом: собрать старые фотографии, изготовить семейное древо, познакомиться с родными. Делала большой акцент, что это будет значимо, в первую очередь, для детей, растущих в семье.
Сформировав у семьи воспитанников понимание, что приобщение к истокам – это хорошо, уже считаю, что обучение и воспитание пойдет успешно.
Кстати, когда работала со своим семейным древом, заинтересовала этим делом еще несколько семей. На тот момент, одна из семей, активно собирала информацию и планировала в дальнейшем заказать личный тираж «книги рода» для семьи и своих близких.
Я пою, играю на национальных музыкальных инструментах. Часто выступаю совместно с воспитанниками. Здесь, также, невозможно обойтись без прямого взаимодействия и поддержки родителей. Хорошо, если родители говорят на родном языке, но бывает, что нет. Тогда на помощь приходят чаты: четко проговариваю слова, пишу транскрипции, пишу на русском языке. Совместно добиваемся правильного произношения. Посредством чатов, дистанционного взаимодействия - даю задания, знакомлю со стихотворениями, звуками и буквами родного языка, отправляю названия предметов, картинки и т. д.
Как в работе с детьми, так и с родителями я практик. Сразу, без подготовки, включаю хакасский язык в режимные моменты : здороваюсь, прощаюсь, учу говорить «спасибо» на родном языке. Регулярно проговариваю одни и те же фразы на родном языке, которые быстрее запоминаются детьми (слова похвалы, последовательность действий, организационные моменты). Часто делаю это по утрам, на прогулке, вечером. Наше взаимодействие слышат родители. Они в восторге от того, что их ребенок смело и уверенно мне отвечает. Спрашивают: можно ли дома также? Как педагог отвечаю : нужно! Только практика, регулярное повторение, включение в изучаемую среду дают результат. Призываю родителей говорить, выполнять задания, подключать бабушек и дедушек – коренных носителей, к воспитанию внуков. Они, как правило, особенно рады, что традиции и родное слово звучит в семье и с рвением берутся за дело. В итоге, родители рассказывают, что бабушка учит их самих, и уже она просит у меня дополнительных тематических заданий для всей семьи. Тогда встречаемся, проводим консультации, которые часто переходят в беседы о роде, культуре, семье.
Стараюсь привлекать родителей новинками обучающей и художественной литературы на родном языке. Спешу достать новые материалы, книги. Не так давно, первая прибыла на презентацию книги И. Топоева в город Абакан и привезла экземпляр книги за подписью автора. Сразу поделилась фотографиями со встречи с коллективом и родительской общественностью. Для меня и тех, кто ценит национальную литературу, такие встречи с выдающимися людьми Хакасии особенно ценны. Родителям нравится, что педагог участвует в мероприятиях такого формата. Я рассказываю детям, что вчера лично жала руку автору стихов, с которыми мы познакомились вчера.
Распечатываю родителям задания на хакасском языке, рассказываю, где купить необходимые материалы, карточки, игры и т. д. Национальные игры, для игры с семьей, в домашних условиях – отдельная тема. Учимся, играем, потом родители пишут отзывы о том, как оказывается весело, интересно, полезно проводить так время.
Завершая свой доклад, хочу сказать, что, как педагог, я не формирую какую-то искусственную систему по приобщению родителей. Она выстраивается автоматически, если ты вкладываешься в работу. Невозможно изучать язык, культуру и обычаи обособленно. Есть ребенок, педагог, семья, социум. Моя задача заинтересовать и дать понимание, что знания и язык жив, его легко применять сейчас. В повседневности, не выжидая особенного момента.
Принципы взаимодействия с родителями :
- люби семью и передавай эту любовь к детям;
- используй современные технологии: знакомя с традицией и уважая старину
(транслирование опыта поколений через современные, понятные средства станет более интересным и максимально доступным, покажет современность хакасского языка, его соотнесенность с гаджетами, комьпютерами, чатами и т. д.);
- будь уверенным и смело участвуй в образовательных событиях различного уровня (тем самым, ты растешь как педагог, знакомишь людей с культурой и традициями своего региона, повышаешь свои авторитет в глазах родительской общественности);
- помни, что живое общение с родителями – это интересно;
- практикуй! (все что касается языка и культуры и несет пользу детям);
- Экспериментируй (забыла сказать, что последний эксперимент с родителями и воспитанниками – это наш совместный театр теней и представленная на хакасском языке, сказка Репка»).
- будь творческим с детьми, живи в профессии и постоянно совершенствуйся (помни, что обучать родному языку нужно всеохватно : пой тахпахи, играй на музыкальных инструментах, рисуй национальный орнамент, читай художественные произведения, облачая все это в традиционные и современные формы). Заинтересованность детей не останется незамеченной родителями.